Исследователь уральских бокситов Н.И. Архангельский
(В сокращении)
Николай Иванович Архангельский — заведующий лабораторией региональной геологии Института геологии и геохимии в 1950—1971 гг., кандидат геолого-минералогических наук. Родился 16 декабря 1895 г. в Верхнее-Услонском районе Татарстана в крестьянской семье. В 1915 г. поступил на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета. В 1919—1921 гг. служил в Красной Армии. В 1924 г. после окончания учебы был оставлен преподавателем кафедры минералогии и петрографии, занимаясь одновременно с профессором Б.П. Кротовым изучением глинистых образований Казанского края.
В 1928 г. переехал в Свердловск, и вся его дальнейшая научная деятельность была связана с Уралом. Здесь он работал в Уральском отделении Геологического комитета и до 1935 г. был начальником бокситовой партии. В это время им впервые были обнаружены в Алапаевском и Режевском районах мезозойские бокситы. Сердечную привязанность к этому виду минерального сырья он сохранил на всю жизнь. Позже перешел в Уральский научно-исследовательский институт геологии, разведки и исследования минерального сырья — «УралГеоМин», где с 1935 по 1939 гг. продолжал изучать мезозойские образования Урала.
В 1941 г. им была подготовлена и опубликована монография по стратиграфии мезозойских образований восточного склона Урала. Эта работа в 1944 г. была защищена в качестве кандидатской диссертации. В этом же году Н.И. был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Уральское отделение геологического комитета в 1930 г. было реорганизовано в Уральский геологоразведочный трест, который с марта того же года был переименован в Уральское геолого-гидро-геодезическое управление, а в 1934 г. — в Уральское геологическое управление. Работая в Уральском геологическом управлении, Н.И. Архангельский возглавлял геологические партии, занимавшиеся съемкой, поисками и разведкой бокситов, марганцевых и железных руд, организовал работы по поискам и разведке уральских бокситов, которые велись с 1929 г.
За четыре года под руководством Н.И. Архангельского было открыто несколько промышленных месторождений бокситов, и часть их была детально разведана. По разведанным запасам уже в начале 30-х годов Урал вышел на первое место в СССР, а страна выдвинулась на первое место в Европе. Все эти работы выполнены исключительно Уралгеологоразведкой без какой либо помощи со стороны других геологических организаций. Примерно в это же время (1938 г.) исследованиями палеозойских бокситов восточного склона Урала и стратиграфией вмещающих толщ занимались Н.Г. Маркова и Н.А. Штрейс из ВИМС.
В 1932—1934 гг. у Н.И. Архангельского появились первые фундаметальные разработки по бокситам, представленные в статьях «Уральские месторождения боксита» и «Основные черты генезиса уральских бокситов», где критически были разобраны существующие гипотезы происхождения месторождений уральских бокситов. Месторождения были разделены на две группы: мезозойскую и палеозойскую. Впервые им была высказана идея о формировании этих различных групп месторождений в результате одного и того же геологического процесса.
В этот же период им совместно с известным геологом В.П. Мухиной было открыто крупное Серовское месторождение природнолегированных железных руд.
С 1944 г. Н.И. Архангельский по совместительству преподает в Уральском государственном университете и заведует кафедрой общей геологии. Здесь он читает курсы динамической геологии, геотектоники и геоморфологии.
С 1950 г. и до конца жизни он работал в Институте геологии и геохимии УрО РАН, где руководил лабораторией региональной геологии. Принимал активное участие совместно с другими учеными в исследованиях по выявлению перспектив нефтегазоносности восточного склона Урала и Зауралья. В открытии знаменитых месторождений нефти и газа Западной Сибири есть часть и его труда.
Полевой сезон 1969 года стал последним в жизни Н.И. Архангельского.
Приоритетом исследований Н.И. Архангельского до конца его жизни оставались тектоника и бокситы. Здесь его вклад трудно переоценить: абсолютное большинство исследователей традиционно обращали внимание на происхождение рудного вещества бокситов и возраст залежей. Остальные аспекты этой проблемы их интересовали в значительно меньшей степени.
Николай Иванович остался в памяти знавших его людей мягким, добрым, отзывчивым человеком. Он был очень скромным, даже застенчивым. Его любили абсолютно все, и недругов у него просто не было, что для академических институтов в принципе явление уникальное, как уникален и сам Н.И. Архангельский.
В.П. Шатров
(Выделения в тексте выполнены ВПК «Севастополь»)