Перестанем «юзать» историю Донецка!

Uz

Активисты ВПК «Севастополь» недавно побывали в Донецке, где провели ряд встреч с представителями некоторых государственных органов молодой республики. Мы надеемся, что наши встречи обретут формы определенного сотрудничества.

Но сегодня мы хотели бы рассказать об одной из важных исторических страниц из жизни Донецка, которая имеет непосредственное отношение к деятельности нашего клуба — к формированию здорового и полноценного патриотизма в наших гражданах. Мы расскажем о несправедливом, по нашему мнению, преклонении Донецка к Джону Юзу, якобы основателю города Донецка.

По официальной версии, валлиец Джон Юз прибыл в 1869 г. на юг Российской империи и в голой степи, буквально на пустом месте построил поселок-завод с передовым производством, который спустя годы вырос в город Донецк. После образования ДНР, культ Юза никуда не исчез. Поклонение некоторых жителей Донецка перед мифическим «основателем» города просто шокирует. Повсюду звучит его имя, по городу развешаны исторические плакаты с его портретом, фирмы придумывают себе «юзовые» названия и т.д.

Словом, Донецк, по нашему мнению, постыдно «юзит» перед британцем.

IMG_0457-500

На фото: Вот так оформлена вся проглулочная улица Пушкина в Донеце

И все же живут здесь и трудятся краеведы, старающиеся заглянуть в прошлое поглубже. Посмотрим, какие факты ими собраны. Если кто-то поверил, будто Юз, точно Строгановы на Урале, пришел в дикую, малолюдную пустыню и покорил ее высокими техническими новациями, то знайте — вас ввели в заблуждение. Поскольку еще с XVIII столетия на месте будущего города стояло село Александровка, и его жители не лапти друг другу чинили, а занимались добычей каменного угля. Но обо всем по порядку.

И эти факты уносят нас в 1771 г., когда поручик Евдоким Степанович Шидловский (1743—1809), потомок старинного рода Шиловых-Шидловских, оставил военную службу, задумав перейти к мирной жизни. Отличившийся в одной из самых кровавых битв первой русско-турецкой войны (1768—1774) — штурме крепости Бендеры, — Евдоким Степанович теперь мечтал пожить для себя, занимаясь хозяйством. Для этого он при любой возможности приобретал земли в Малороссии, которыми охотно вознаграждала за ратные подвиги офицеров матушка Екатерина. В конце 1770-х гг. Шидловский приобрел значительный участок в долине реки Кальмиус, где ранее находилась легендарная Кальмиусская паланка (паланка — округ Запорожской Сечи), некогда посещавшаяся Петром Великим. И в 1779 г. здесь появилось село, названное по имени сына владельца Александровкой.

Вот откуда следует исчислять историю Донецка. Либо от провозглашения его городом в 1917 г., либо от появления здесь первого поселения в 1779 г., дальнейшие рост и развитие которого привели к рождению города. Искать промежуточные даты и привязывать их к каким-то британцам — абсурд раболепия.

Бурному всплеску горного дела село обязано двум людям — новороссийскому и бессарабскому генерал-губернатору М.С. Воронцову и горному инженеру А.В. Гурьеву. Именно Воронцов в интересах снабжения углем Одессы и Черноморского флота поставил задачу поиска новых копей. Капитан Корпуса горных инженеров Алексей Васильевич Гурьев, знакомясь с итогами геологических разведок, предположил, что весьма перспективными могут оказаться верховья Кальмиуса, где и провел изыскания в 1841 г., подтвердив открытие месторождения. Гурьев указал и на экономические выгоды от размещения рудника поблизости от Александровки, поскольку село являлось транспортным узлом и источником рабочей силы. В том же году Воронцов арендовал Александровку и окрестные земли у Ивана Ивановича Шидловского (потомка и наследника Евдокима Степановича) сроком на 30 лет.

В 1842 г. вводится в эксплуатацию Гурьевская шахта Александровского рудника, следом за ней Михайловская и Елизаветинская. На Гурьевской шахте работала первая на Донецком кряже паровая подъемная машина. Первоначальная численность шахтеров составляла 76 человек, которые добывали в сутки 1368 пудов качественного, хорошо коксуемого угля. По мере ввода в эксплуатацию других шахт численность работников также росла, а заодно и увеличивалось население Александровки, вокруг которой раскинулось множество деревенек: Авдотьино, Алексеевка, Григорьевка, Екатериновка, Любимовка, Николаевка. По данным переписи 1859 г., на этой территории проживало как минимум 2179 человек, из которых 1091 человек составляли жители Александровки.

Становилось очевидным, что растущий очаг угледобычи должен превратиться одновременно и в один из центров металлургии. В 1866 г. князь Кочубей получил от правительства концессию на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местного сырья, что должно было послужить стимулом к становлению здешней металлургии. Почти сразу же, в 1867 г., один из основателей украинской металлургии горный инженер Аполлон Федорович Мевиус (1820—1898) указал на Александровку как оптимальный выбор для развертывания литейного производства. В работе «Будущность горнозаводского промысла на юге России» Мебиус приводит следующее обоснование: «Завод может быть поставлен не далее 1 версты от угольной копи и, независимо от 3 пластов местных руд, может быть дешево снабжаем рудами с юга и с севера… Село очень значительно и удобно для первоначального размещения рабочих. Кроме того, на первое время вместо закладки своей собственной копи завод может снабжаться углем от арендатора князя Ливена — купца Иванова по цене умеренной».

Однако Кочубей не смог собрать требуемой суммы и помощи ниоткуда не получил. О князя вытерли ноги, и он уступил свои права бывшему управителю одного из лондонских заводов Джону Юзу. Британский подданный встретил совершенно иное отношение. Заключенный им с комитетом министров «Договор на образование Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производств и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии» был утвержден императором уже 18 апреля 1869 г. А затем, словно из рога изобилия, на голову Юзу повалились подарки, которые и не снились Кочубею:

(а) безвозмездные казенные земли с каменноугольными залежами;
(б) субсидия на 10 лет в размере полутора миллионов рублей;
(в) право беспошлинного привоза из-за границы горного и литейного оборудования;
(г) льготный кредит в размере полумиллиона рублей на постройку рельсового пути между заводом и Харьковско-Азовской железной дорогой.

Сменивший в 1865 г. А.Ф. Мевиуса на посту управляющего Луганским литейным заводом горный инженер Иллиодор Федорович Фелькнер, рассматривая случай с Юзом в своей книге «Каменный уголь и железо в России» (1897), поражался тому, как государство плодит конкурентов для отечественного промышленника: «…более щедрых гарантий… придумать трудно… после столь щедрых льгот, дарованных Юзу, едва ли кто-нибудь решится на Юге России затратить свой капитал на железное дело, ибо будет находиться в невыгодном положении, сравнительно с великобританским счастливцем».

Таковым счастливцем Джон Юз остается и поныне, ведь он стяжал незаслуженную славу, ради него переписывается история города. Жители Донецка намерены строить новую жизнь… Этого не добиться, если не вернуть себе старую правду.

Джон Юз

Галерея информационных стендов на прогулочной аллее ул.Пушкина в Донецке целиком посвящена Джону Юзу.

На фото: Галерея информационных стендов на прогулочной аллее ул.Пушкина в Донецке целиком посвящена Джону Юзу.

Источники: