К 160-летию со дня рождения И.В. Мичурина

Мичурин28 октября исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося плодовода и селекционера Ивана Владимировича Мичурина. Он родился в 1855 г. в поместье Вершинина, близ дер. Долгое (впоследствии Мичуровка) Пронского уезда Рязанской губернии. В роду Мичуриных первым увлеченным садоводом был его прадед Иван Наумович, участник Суворовского похода через Альпы в 1799 г., Отечественной войны 1812 г. и освободительного похода 1813—1814 гг. На закате дней Иван Наумович поселился в Калужской губернии, где вывел несколько сортов груш, получивших название мичуринских.

Сын Ивана Наумовича Иван Иванович (дед И.В. Мичурина) вместе с отцом участвовал в войне с Наполеоном, а после отставки в 1822 г. тоже занялся садоводством. Любовь к растениеводству передалась и Владимиру Ивановичу — отцу будущего ученого. Владимир Иванович, человек большой эрудиции, увлекался разными отраслями естествознания и состоял в переписке с Вольным экономическим обществом.

Иван Владимирович вобрал в себя все лучшие семейные традиции, сделавшись и плодоводом, и натуралистом, и экономистом. Экономические воззрения Мичурина изучены слабо, однако при чтении его работ нетрудно убедиться, что свои селекционные опыты ученый ставил не только и не столько ради приращения знаний, сколько в интересах развития народного хозяйства — и при этом экономические потребности садоводства как отрасли осознавались ученым со всей отчетливостью.

Еще менее известен нам И.В. Мичурин в роли популяризатора наук. Он собирает вокруг себя молодежь и организует комсомольские экспедиции за новым селекционным материалом. Он переписывается с рабочими коллективами на стройках пятилеток, побуждая и помогая советами основывать сады в растущих городах: Новосибирске, Магнитогорске, Свердловске (Екатеринбург). Свои примером Иван Владимирович пробуждает в стране мичуринское движение, в которое включаются тысячи энтузиастов. Благодаря стараниям и упорству ученого дело выведения новых сортов становится для молодежной смены столь же увлекательным, как авиация. Среди юношей быть мичуринцем считалось столь же престижным и почетным, как и стать летчиком или авиаконструктором. А соревноваться с небом очень трудно!

Хотя нетрудно заметить и обратный процесс. Как только молодежь махнула рукой на растениеводство, назвав его скучным «деревенским» занятием, то спустя недолгий срок скучной показалась и авиация, и даже космонавтика… Сегодня интересными («крутыми») для молодежи остались одни лишь бессмысленные тусовки. Загадочная связь между землей и небом, не правда ли?

Бросается в глаза особый подход Мичурина к просвещению. Да, он активно использовал газеты и журналы для распространения своих идей. Однако главным мерилом успеха в популяризации новых биологических знаний И.В. Мичурин всегда видел практику: больше питомников, плодоводческих и лесоводческих станций, больше молодежных кружков. Чтение, не дополняемое практическими занятиями, решением конкретных прикладных задач, — бесполезно. Особенно для растениеводов, которые должны открывать для себя биологические науки в прямом смысле слова на почве: в саду, лесу, на школьной делянке или даже в горшке на подоконнике.

С годами неприязнь к сухому книжному популяризаторству лишь нарастала. Ученый ожидал от популярной науки повсеместного преобразования жизни, улучшения ее, вовлечения растущего числа людей в творческий процесс. Хотя и не всякая практика удовлетворяла Ивана Владимировича:

«К сожалению, популяризация моих методов ведется далеко не всегда правильно. Многие полагают, что мичуринские методы — это какая-то абракадабра, что понимать их невозможно и незачем, что надо попросту использовать мои готовые достижения, широко распространять мои гибридные (полученные путем скрещивания) и селекционные (полученные путем отбора) сорта растений и что это-де и будет «мичуринское дело», «мичуринский метод». Чепуха! Это прямо противоположно тому, что я думаю, тому, что я делаю.

Такого рода «метод» — метод застоя, антидиалектический метод. А я все время мыслю и действую диалектически.

Я хорошо вижу и твердо знаю, что все — в движении, и никогда не успокаиваюсь как на созданном до меня и помимо меня, так и на достигнутом мною. Поставив себе какую-нибудь цель, я не разбрасываюсь по сторонам, а всецело отдаюсь ей и, достигнув ее, иду дальше, отталкиваясь от нее, к новой заманчивой цели.

Вот мой метод. Так надо работать. И не только в создании новых растительных форм, но и в создании новых сортов и марок промышленной продукции, новых произведений науки, искусства, литературы…

Не простая перепечатка моей «зеленой книги», а продолжение ее, дальнейшее ее развитие — вот что требуется нам. Мы не все еще взяли у природы, даже у природы нашей родной страны. Еще имеются огромные ресурсы диких растительных форм, возможно даже неизвестных мировой науке. Это — необходимый исходный материал для моей оригинаторской (создающей новые растительные формы) работы. Его, несомненно, могут нам дать пролетарские туристы с натуралистской жилкой, ИТР профсоюза леса и сплава, связанные по своей работе с хождением по лесам, работники госучреждений в лице таксаторов, землемеров, геологоразведчиков и т. д.

За шестьдесят лет моей работы мне удалось больше чем на тысячу километров продвинуть на север от границы прежних районов своего распространения самые нежные и зябкие и вместе с тем самые ценные южные плоды и ягоды и добиться неслыханной прежде скороспелости их. Дело молодых ИТР плодоводства — опираясь на миллионные массы рабочих, продвинуть эти ценные плоды и ягоды еще дальше, на новые тысячи километров к оживающему Советскому Северу».

Ученый совершенно верно заметил, что когда практика не идет дальше, вперед — она умирает. Сам Мичурин никогда не останавливался. Уже спустя годы после революции, когда его питомник превратился в научный институт, Иван Владимирович не ограничивает себя плодовыми деревьями, но занимается каучуконосами, эфиромасличными культурами, рисом, чаем, пробковым дубом и прочими ценными растениями.

Мастера переиначивать биографии и выворачивать наизнанку афоризмы, постарались изобразить Мичурина врагом природы, требующим не ждать от нее «милостей». Вырванная из контекста, изувеченная цитата. Она совершенно не вяжется с обликом того старичка, которому, пока он трудился в питомнике, на шляпу садились птицы. А подлинный призыв Ивана Владимировича к молодежи с газетных страниц менее чем за год до смерти звучал как раз наоборот: «Обогащайте природу!»

Приведем шесть требований Мичурина к комсомольцам, озвученных в этом призыве:

«Вокруг моего дела уже давно развернулось широкое движение любителей, в том числе и колхозной молодежи. Но это движение, однако, до сих пор не принесло еще стране ожидаемых результатов. Почему? Надо сказать прямо, юные товарищи, что это движение носит пока, главным образом, характер устной и в отдельных случаях печатной пропаганды моих работ, моей методики выведения новых сортов. А главная задача в том, чтобы практически применить эти методы в совхозах и колхозах.

Какая помощь нужна от вас, комсомольцы? Большая помощь! Вы — молоды, вы — сильны, вы — живой народ. Вы должны сделать так, чтобы на полях колхозов и совхозов нашей страны начали плодоносить не десятки, а тысячи, миллионы яблонь, груш, слив, винограда, малины новых сортов.

Первое дело. Нужно организовать комсомольские бригады энтузиастов, склонных к делу развития садоводства, для сбора семян дикорастущих плодово-ягодных растений в лесах, горах, в долинах.

Второе дело, которое вы, молодые друзья, можете толкнуть вперед. По всей стране, во всех районах, возможных для плодоводства, необходимо с весны 1935 г. произвести закладку промышленного типа плодово-ягодных питомников.

Третье дело. Я просил бы «легкую кавалерию» комсомола проверить, что делают зональные станции и мичуринские институты по изучению и распространению новых сортов… Есть факты подмены моих сортов старыми сортами. Есть факты, когда новые сорта огульно объявляются невыносливыми, а на деле они просто-напросто подверглись замерзанию вследствие безобразно-небрежного ухода.

Четвертое дело. По всей стране теперь возникли так называемые «мичуринские кружки». Сейчас развивается широкое движение по организации хат-лабораторий. Надо проверить, как руководят этими кружками, правильно ли они работают.

Пятое дело, в котором вы можете много помочь. Надо искать новые растения. Шестидесятилетний мой опыт по использованию в гибридизации восточно-азиатской плодово-ягодной дикой флоры убедил меня в том, что в этих местах страны имеется еще огромное количество совершенно неоткрытых или открытых, но неиспользованных растений для селекции и культуры. Растения Дальнего Востока дали мне возможность вывести при скрещивании богатейший ассортимент для средней и отчасти северной полосы страны. Это заставило меня вновь и вновь снаряжать экспедиции в Уссурийско-Амурскую тайгу, на берега Биры и Биджана, Зеи, под Благовещенск, в Забайкалье. Надо, чтобы за это дело взялась молодежь. Знаете ли вы о том, что в этом году маленькая пионерская экспедиция на Алтай закончилась огромной победой? Дети смогли в течение двух месяцев в 500-километровой зоне найти 13 разновидностей лука, 20 разновидностей крыжовника, 27— красной смородины, 20 — черной смородины, 9 разновидностей малины, 2 разновидности совершенно сладкой черемухи, ежевику, моховку, много чрезвычайно интересных декоративных растений. Это сделала горсточка детей!

Подумайте, что можно сделать, если вы, комсомол, сделаете это своим постоянным делом!

Шестое дело, товарищи. Наши социалистические города должны быть красивыми. Страна наша располагает огромными растительными богатствами и для декоративных целей… Степные просторы юго-востока нашей страны располагают мировым разнообразием тюльпанов, лилий, изумительно красивых орхидей, роз, гиацинтов, гладиолусов. А лоницера, а жасмины, а бархатное дерево, а китайский ясень! Или красивейшее и выносливейшее растение Алтая — красноцветный маральник, цветущий еще на снегу… Таких примеров можно привести множество. Все эти растения должны быть в рабочих столицах, а не в тайге.

Наша страна и внешне должна быть самой красивой страной в мире!»

Утром 7 июня 1935 г. Иван Владимирович Мичурин скончался при нарастании упадка сердечной недостаточности вследствие карциномы желудка. За два дня до этого, борясь с убивавшей его болезнью, он интересовался перспективными для садоводства видами флоры Приморья.

Источники:

  • Бахарев А.Н. И.В. Мичурин — великий преобразователь природы. — М., 1952
  • Лебедев В. Иван Владимирович Мичурин (1855—1935). — М., 1950
  • Мичурин И.В. Итоги шестидесятилетних работ. — М., 1934