27 ноября 2015 г. исполняется 100 лет со дня рождения уральского писателя Николая Сергеевича Сластникова (1915—1968). Он не пользовался оглушающей славой прежде, а сегодня почти совсем позабыт. И тем не менее его полезно прочесть каждому, кто всерьез занимается краеведческой работой на Урале, а впрочем — и далеко за пределами земли Уральской, поскольку в книгах Николая Сластникова найдется немало такого, чему стоит поучиться.
Н.С. Сластников не был коренным уральцем, родился он на ст. Лунданга в Вологодской области, но с 1919 г. жил в Кизеле, где в 1940 г., сменив к тому моменту несколько профессий, устроился в трест «Кизелшахтстрой». Примерно в это же время Николай Сергеевич пробует себя в написательстве. Рабочим «Кизелшахтстроя» начинающий писатель участвовал в строительстве угольных шахт в годы Великой Отечественной, о чем рассказал в своем первом — и, пожалуй, главном своем романе «Огни в тайге», над которым работал с 1946 по 1955 г.
Но сейчас бы хотелось остановиться на другом произведении Сластникова, на детской повести «Билет на Марс» (1961). Если роман «Огни в тайге» интересен преимущественно для кизеловских краеведов, то детскую повесть следует прочесть всем краеведам, которые работают с детьми, независимо от места жительства. Ваш краеведческий клуб или кружок может находиться в Благовещенске, Вольске или Череповце — в любом случае небольшая книжечка станет для вас незаменимой методичкой по краеведческому и патриотическому просвещению.
Герои повести — Геннадий, которого зовут Гешкой, Юлий, которого зовут Юлькой, и их новая знакомая, девочка Нюра. Они самые-самые обычные ребята, ничего толком не знающие о родном крае и, в общем-то, поначалу равнодушные к краеведению. Гешку занимает только космос, мальчик мечтает стать космонавтом и заражает своей мечтой друзей.
Как привить этим детям интерес к краеведению? Казалось бы, это нереально!
Н.С. Сластников не формулирует целей и задач, не строит околонаучных программ. Он невозмутимо раскручивает нить повествования, захватывая внимание юного читателя и попутно убеждая читателя взрослого в том, что ничего нереального нет. Краеведение может и должно быть интересным, занимательным, затягивающим. Даже удивительно, что кто-то с этим не согласен!
Как же решает автор проблему краеведческого просвещения? В один из дней на пороге Гешкиного дома оказывается геолог, руководитель поисковой группы Петр Петрович Голощапов. Ученый, которого поначалу дети посчитали кладоискателем, интересуется уж совсем необычными вещами. Он начинает расспрашивать об прошлом этой семьи:
Сев около стола, Голощапов огляделся и, увидев на стене портрет Гешкиного дедушки, снятого еще в молодости в форме горного инженера, явно обрадовался, весь потянулся к портрету. А потом, заметив недоумение мамы, спросил:
— Это, если я не ошибаюсь, Яков Иванович Круглов?
Выясняется, что еще до революции горный инженер Круглов, работая на иностранную концессию, на основании геологоразведочных данных составил детальный отчет о месторождении титаномагнетитовых руд. «Он сообщил в отчете, как расположено в горе рудное тело, определил запасы его, процент содержания металла, приложил схемы, чертежи, планы и все это передал в общество». И теперь, спустя годы, этот отчет, если только он сохранился, очень пригодился бы для растущей горной промышленности.
— …И вот нашу поисковую группу послали сюда для того, чтобы путем обследования местности, старых выработок, опроса жителей, сбора первичных материалов подтвердить наличие в Уньче титаномагнетитовых руд. И, если мы подтвердим это, после нас приедет геологоразведочная партия, которая привезет буровые станки и уже детальнее обследует гору. Нам несказанно помог бы тот геологический отчет, который составил Яков Иванович Круглов. Очень бы облегчил работу, сберег деньги для государства и, главное, время.
Поначалу Гешка не понимает увлеченности П.П. Голощапова, который говорит о титане, словно о золотой жиле.
— А что это за титан? — спросил Гешка.
— Титан? — Голощапов обернулся и по-приятельски положил руку на плечо Гешки. — Титан, дорогой мой, это металл будущего, да и не только будущего, он и теперь уже крайне необходим промышленности, как хлеб человеку…
— А чем он так… — Гешка замолк, подбирая слово. — Чем он так знаменит?
— Титан прочен, как сталь, вдвое легче железа, тугоплавок — начинает плавиться при температуре в тысячу семьсот двадцать пять градусов; кроме того, он не поддается коррозии, то есть, ржавлению. Например, одно изделие из титана пролежало в морской воде пять лет, и ржавчина совершенно не тронула его.
— Ну и что?
— Как — что! — удивился Голощапов. — Эти свойства металла как раз необходимы для современных сверхзвуковых самолетов, обшивка которых раскаляется при трении о воздух. В атомных реакторах титан нужен… Да и в ракетных двигателях, что вывели спутники на орбиту, без титана, наверное, не обошлось…
— И в ракетах тоже? — с таким искренним изумлением воскликнул Гешка, что мама и Голощапов громко рассмеялись.
Земное и космическое обретают ту связь, о которой не подозревал детский ум. Семейные архивы и таинственная титановая руда превращаются в лестницу, ведущую прямиком на орбиту. Окружающий мир как бы переворачивается, сразу делаясь насыщеннее, интереснее, богаче. Но происходит и другое изменение в психологии ребенка. Отныне он начинает новыми глазами смотреть на своих родных, иначе видит историю собственной семьи:
Геша встал вслед за ним и также внимательно начал рассматривать фотографии, хотя обозревал их каждый день. В этот момент он увидал их как-то по-иному, по-новому. Там, на старинных с сиреневым оттенком фотографиях, наклеенных на толстые картонки с золотым тиснением понизу, ему представлялся уже не старомодный, немного смешной и скучный человек в стоячем воротничке и с галстуком бабочкой, а был сфотографирован изыскатель, человек с твердым взглядом больших, по-видимому карих, глаз, высоким лбом и широким подбородком…
В конечном итоге Гешка и его друзья действительно сумели помочь геологам в поисках руды, причем не в поле, не «в горе». Подземные сокровища обнаружились в старых бумагах.
Этим замечательным сюжетным поворотом автор показал, что краеведческая работа бывает самой разнообразной, но всякий раз она способна дать удивительные, подчас совершенно неожиданные результаты. И всякий раз полученные результаты обогащают знаниями не только автора счастливой находки и многих других людей вокруг, включая ученых, специалистов. Добытые знания порой имеют теоретическое, а нередко и прикладное значение. В случае с героями повести Сластникова за найденными материалами стояло богатое месторождение.
И даже больше! За сухими, «скучными» документами стояла реализация детской мечты. Открытию руды предшествовало открытие позабытых страниц из летописи собственной семьи. Оригинально и умело Николай Сергеевич проводит за руку своего читателя по сюжетной тропке:
геология — краеведение — семейные архивы — руда — космос.
Кажется невероятным объединить все перечисленное на страницах одного произведения, а между тем, сама по себе эта цепочка вполне логична. История семьи вплетается в историю родного края, прошлое и настоящее срастаются и, через упорный труд и открытия, устремляются в будущее, в «протонно-космическое завтра», где межпланетные аппараты покоряют мировое пространство.
Показать эту цепочку, выявить для юной публики эту связь эпох и людей — большое литературное достижение. В чем и заключается несомненный педагогический успех повести Н.С. Сластникова.
Скачать повесть с сайта publ.lib.ru