1945: Парад Победы

Парад ПобедыМного больших торжеств и празднеств знала Русская земля, и все же вряд ли найдется среди них хоть одно, равное по своему величию и славе Параду Победы 1945 года. И сейчас, после отшумевших майских праздников, давайте вспомним, что нам известно о том грандиозном событии.

Еще и недели не прошло после 9 мая, как то здесь, то там – повсюду по городам и городкам Европы советскими бойцами проводились самодеятельные парады в честь Победы. То, что должен состояться организованный, всесоюзный Парад Победы, было очевидно. И действительно, спустя всего несколько дней после капитуляции гитлеровской Германии Верховный Главнокомандующий обратился к Генеральному штабу:

Нужно подготовить и провести особый парад. Пусть в нем будут участвовать представители всех фронтов и всех родов войск.

Необходимые расчеты были завершены спустя три дня, и они показали, что подготовка столь масштабного мероприятия потребует, вероятно, не менее двух месяцев. Ведь на парад должны были выйти 10 сводных фронтовых полков при 360 Боевых знаменах и один сводный полк Военно-Морского Флота, которым требовалось свыше 10 тыс. комплектов парадного обмундирования. Вторая сложность состояла в необходимости тренировок для будущих участников.

Об этих трудностях 24 мая был извещен И.В. Сталин, однако он распорядился урезать сроки на подготовку до одного месяца, с укором заметив: «Война еще не кончилась, а Генштаб уже на мирный лад перестроился». Тогда же Сталин объявил, что принимать парад будет Г.К. Жуков, а командовать – К.К. Рокоссовский.

В тот же день планы по проведению Парада Победы подверглись корректировке, и по войскам была разослана директива за подписью начальника Генерального штаба А.И. Антонова:

«1. Для участия в параде в Москве, в честь победы над Германией, выделить от фронта сводный полк.

  1. Сводный полк сформировать по следующему расчету: пять батальонов двухротного состава по 100 чел. в каждой роте (10 отделений по 10 чел.). Кроме того, 19 чел. командного состава из расчета – командир полка 1, зам. командира полка 2 (по строевой и по политчасти), начальник штаба полка 1, командиров батальонов 5, командиров рот 10 и 36 чел. знаменщиков с 4-мя ассистентами-офицерами; в сводном полку 1059 чел. к 10 чел. запасных.
  2. В сводном полку иметь – шесть рот пехоты, одну роту артиллеристов, одну роту танкистов, одну роту летчиков и одну роту сводную – кавалеристы, саперы, связисты.
  3. Роты укомплектовать так, чтобы командирами отделений были средние офицеры, а в составе отделений – рядовые и сержанты.
  4. Личный состав для участия в параде отобрать из числа бойцов и офицеров, наиболее отличившихся в боях и имеющих боевые ордена.
  5. Сводный полк вооружить: три стрелковые роты – винтовками, три стрелковые роты – автоматами, роту артиллеристов – карабинами за спину, роту танкистов и роту летчиков – пистолетами, роту саперов, связистов и кавалеристов – карабинами за спину, кавалеристов, кроме того, – шашками.
  6. На парад прибыть командующему фронтом и всем командармам, включая авиационные и танковые армии.
  7. Сводному полку прибыть в Москву 10 июня с. г., имея при себе тридцать шесть боевых знамен наиболее отличившихся в боях соединений и частей фронта и все захваченные в боях войсками фронта боевые знамена соединений и частей противника, независимо от их количества.
  8. Парадное обмундирование для всего состава полка будет выдано в Москве».

Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский целиком взяли на себя работу по проверке и уточнению церемониала, предложенного Генштабом, Верховный Главнокомандующий в их действия не вмешивался.

На фронтах начались формирование и отправка сводных полков. Командирами были назначены: на Карельском фронте генерал-майор Г.Е. Калиновский, на Ленинградском – генерал-майор А.Т. Стученко, на 1-м Прибалтийском – генерал-лейтенант А.И. Лопатин, на 3-м Белорусском – генерал-лейтенант П.К. Кошевой, на 2-м Белорусском – генерал-лейтенант К.М. Эрастов, на 1-м Белорусском – генерал-лейтенант И.П. Рослый, на 1-м Украинском – генерал-майор Г.В. Бакланов, на 4-м Украинском – генерал-лейтенант А.Л. Бондарев, на 2-м Украинском – генерал-лейтенант И.М. Афонин, на 3-м Украинском – генерал-лейтенант Н.И. Бирюков. Сводный полк Военно-Морского Флота поручили возглавлять вице-адмиралу В.Г. Фадееву.

22 июня 1945 г., в четвертую годовщину начала Великой Отечественной, газеты донесли до своих читателей ставший знаменитым приказ №370: «В ознаменование победы над Германией в Великой Отечественной войне назначаю 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади парад войск Действующей армии, Военно-Морского Флота и Московского гарнизона – Парад Победы».

Этим приказом общее руководство по организации парада было возложено на командующего войсками Московского военного округа и начальника гарнизона города Москвы генерал-полковника П.А. Артемьева.

Воскресенье, 24 июня, выдалось прохладным и дождливым, словно природа скорбела о жертвах войны. Но скорбь не могла в тот день одолеть всеобщего ликования. Началом Парада назначили 10 часов утра. Когда над Красной Площадью раздался бой курантов, гул тысяч собравшихся умолк, все вокруг впало в некое оцепенение перед решающим моментом. С последним ударом К.К. Рокоссовский, восседавший на вороном коне, командует: «Парад, смирно!».

Из открывшихся ворот Спасской башни на белом коне выехал Г.К. Жуков. Маршалы скакали навстречу друг другу и остановились перед центральной трибуной Мавзолея, на которой находились Сталин, Молотов, Калинин, Ворошилов и другие члены Политбюро, на особой площадке – генералы РККА. Рокоссовский доложил Жукову о готовности парада, после чего оба начали торжественный объезд войск. Останавливаясь перед каждой группой, Жуков поздравлял участников парада с победой над гитлеровской Германией, на что в ответ звучало раскатистое «ура!».

Гремят фанфары сводного оркестра под управлением генерал-майора С.А. Чернецкого: 1400 человек исполняли гимн М.И. Глинки «Славься, русский народ!», а затем, без пауз, и другие произведения. Под неумолкающие звуки оркестра начинается торжественный марш барабанщиков-суворовцев, а за ними – сводных полков, совершаемый в порядке расположения фронтов с севера на юг: первым – полк Карельского фронта, последним – полк самого южного, 3-его Украинского фронта. Сводный полк Военно-Морского Флота замыкал шествие. Знамена прославленных частей и соединений несли Герои Советского Союза. Так, знамя 1-го Украинского фронта нес трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин. Для каждого сводного полка оркестром исполнялся особый марш.

Хотя спустя какое-то время в Москве пройдет малый Парад Победы с участием союзников, однако уже этот Парад в известном смысле был интернациональным: в составе сводного полка 1-го Белорусского фронта отдельной колонной прошли бойцы Войска Польского под командованием начальника генерального штаба Польши В.В. Корчица.

Игра оркестра оборвалась лишь тогда, когда по завершении марша сводных полков, под барабанную дробь, вышла колонна солдат с двумя сотнями опущенных знамен и штандартов противника. «На лицах воинов – презрение и отвращение. Подойдя к Мавзолею, колонна останавливается. Поворот направо. Поочередно воины швыряют фашистские знамена наземь к подножью Мавзолея. Многих, кто мог видеть парод воочию, этот момент особенно взволновал. Какая огромная противоположность между нашими пурпурно-алыми знаменами побед и фашистскими флагами – носителями порабощения и тьмы, с которыми гитлеровское племя рассчитывало завоевать весь мир» (Н.И. Гапеёнок, Герой Советского Союза).

Парад Победы 24 июня 1945 года стал одним из символов той героической эпохи, не просто предметом гордости, но вечным зовом, обращенным в будущее и раскрывающим смысл народного подвига. Один из участников Парада, В.И. Варенников (впоследствии генерал армии, Герой Советского Союза) так размышляет об историческом значении Великой Победы.

«Со временем уйдут из жизни все ветераны войны – непосредственные участники боев, но память об их подвиге останется. И носителями этой памяти являются их дети, внуки, правнуки. И так будет вечно. Причем память будет выражаться не только торжествами, пламенными речами, музеями, памятниками и вечными огнями, но прежде всего активными действиями, борьбой за лучшую жизнь. Ведь именно за священную нашу землю, за лучшую счастливую жизнь, за лучшую долю сражалось и гибло наше поколение в борьбе с гитлеровским фашизмом».

Рекомендуемая литература

  • 17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены / Скоморохов Н.М., Бурляй Н.Н., Гучок В.М. и др. – М.: Воениздат, 1977.
  • Варенников В.И. Неповторимое. Книга 1. – М.: Советский писатель, 2001.
  • Военные парады на Красной площади / Под ред. В.М. Архипова, И.П. Репина. 3-е изд. – М.: Воениздат, 1987.
  • Гапеёнок Н.И. Дороги победы. Боевой путь 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Книга памяти. – Щелково: МУП «Редакция журнала «Щёлково», 2002.
  • Покрышкин А.И. Небо войны. – М.: Воениздат, 1980.
  • Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. – М.: Воениздат, 1968.