65 лет назад: промежуточные ступени
В октябре следующего года исполняется 60 лет от начала космической эры. Но еще до наступления новой, фантастической эпохи в истории человечества можно назвать немало важных событий, которые приблизили и запуск первого спутника и полет первого космонавта. Ровно 65 лет тому назад, 22 июля 1951 г. впервые реактивный снаряд поднял в верхние слои атмосферы живые существа. Речь идет о полете двух собак — Дезика и Цыгана.
Полигон Капустин Яр является самым ранним из сооруженных в СССР ракетодромов. Его строительство началось сразу по завершении Великой Отечественной войны, в 1945—1946 гг., на территории Астраханской области. Здесь же проводились начальные эксперименты с животными. И вновь, как и в опытах, двигавших вперед медицину и физиологию, наиболее удобным для исследований объектом послужили собаки. С биологической точки зрения они выгодны тем, что являются млекопитающими (как и человек) и обладают достаточно большой массой, в отличие от крыс и мышей. Но главное достоинство четвероногих друзей, конечно, в другом: они послушные, поддающиеся дрессировке, способные выполнять задания в самых сложных условиях, что было стократно доказано еще военными кинологами.
Именно эту точку зрения отстаивал один из основоположников отечественной космической биологии и медицины Владимир Иванович Яздовский (первоначально — специалист по авиационной медицине), сумевший убедить научное сообщество в необходимости использования собак. И вот в 4 часа утра 22 июня 1951 г. с Капустина Яра стартует геофизическая ракета В-1В. На борту — два пассажира «дворовой породы». То есть беспородные, поскольку такие животные обладают высокой стрессоустойчивостью и выносливостью в сравнении с породистыми. Дезик (читается Дэзик) и Цыган достигли рекордной по тем временам высоты в 101 км, что является условной границей земной атмосферы, и благополучно спустились на землю.
На фото: Дезик и Цыган
Чтобы получить представление о том, какими трудностями сопровождались опыты с животными-космонавтами, стоит посмотреть художественный фильм Сергея Никоненко «Корабль пришельцев», снятый в 1985 г. по мотивам повести Владимира Губарева «Легенда о пришельцах». А еще лучше — и фильм посмотреть, и книгу прочитать.
Куда не летали американцы и Макар телят не гонял?
Сайт «Севастополя» посвящен в основном патриотическому просвещению. И когда мы беседуем с читателем о космосе, значит, предлагаем информацию, касающуюся патриотического просвещения.
Патриотическое воспитание обычно опирается на историческую науку. Но парадокс в том, что защита юных умов от лжи и мистификаций эффективна лишь при условии, если зиждется на всестороннем (комплексном) просвещении, которое проясняет весь разум, щедро проливает яркий свет на темные закоулки, где ютятся мифы, заблуждения и предрассудки.
Патриотизм с туманом в голове невозможен, тьма враждебна истине. А это значит, что военно-патриотические клубы должны тесно сотрудничать с кружками юных техников и химиков, со школьными метеостанциями и планетариями, с туристскими и геологическими секциями.
Не верите? Давайте вернемся к космической теме. Недавно интернет «взорвался» от новости: полет зонда «Новые горизонты» к Плутону вызывает массу вопросов без ответов, что заставляет сомневаться в правдивости заявлений НАСА.
Вы не видите проблемы? Она же прямо перед вами! Предположим, некий зритель задумал выяснить, мог ли американский зонд попасть на Плутон.
С первых шагов обнаружится, что среднестатистический россиянин не в состоянии грамотно сформулировать вопрос. Сказалось погружение народа в дремучее невежество на протяжении последней четверти века. Скажем, в ходе дискуссии вокруг упомянутой миссии «Новых горизонтов» все без исключения комментаторы кричали, будто движение космических аппаратов изучается… астрофизикой. И такая безграмотность — в XXI веке, когда космические технологии обеспечивают телефонную связь, теле- и радиовещание, навигацию и картографию, прогноз погоды, экологический мониторинг и т.д.
Но даже если наш любознательный удалец догадается, что нужно искать данные о выводе КА из плоскости эклиптики с помощью межпланетного пертурбационного маневра, — возникает вторая проблема. Непонятно, где искать ответ на этот вопрос.
В советское время любознательным предлагалось богатое чтиво. О космической баллистике тем, кто знает математику в рамках школьной программы, рассказывали замечательные книги В.И. Левантовского, терпеливо проводившего читателя от простых формул к более сложным. Тем, кто знает математику лучше, — книги Г.Н. Дубошина, сразу обрушивавшего на читателя головоломные уравнения. Имелись и другие издания не менее достойных авторов.
Сегодня подлинное просвещение заменено «мурзилками», потешными картинками с «лунтиками».
Псевдопопуляризация: «лунтики» вместо знаний
Наши упорные попытки отыскать качественные научные и научно-популярные статьи о полете «Новых горизонтов» зашли в тупик. Механика первого (!) успешного полета к Плутону нигде внятно не расписана! Есть много восторженных слов, есть красочные схемы, но нет ни намека на математику, которая придавала бы заявлениям наглядность, понятность и убедительность.
Получается, что доступные публикации и впрямь не позволяют судить, летали американцы на Плутон или нет! Отсутствие точных и верифицируемых данных лишает возможности прийти к однозначному выводу. В итоге реальное историческое событие превратилось в виртуальное. Человек не знает, было оно на самом деле или не было. Правду ему сообщили или скормили очередную ложь. Окружающий мир в целом кажется искусственным, иллюзорным.
Как следствие, после такой обработки мозг человека делается податливым для любого воздействия. Когда ты не в силах более отличать правду от кривды, черное от белого, твое сознание приучается поглощать абсолютно любой вымысел, логика критического восприятия отказывается работать.
Человек невежественный, с узким кругозором, не обладающий научным мировоззрением — такой несчастный податлив для любой дезинформации. Он охотно впитывает гнусные мифы о России, о нашем «проклятом» прошлом, он активно учится ненавидеть и презирать свое Отечество.
И это заставляет нас обратиться к руководителям ВПК по всей стране: способствуйте всестороннему развитию своих воспитанников, прививайте им потребность овладевать научно-техническими знаниями. Молодое поколение должно быть поколением космической эры!