Обитель зла


neznaykaРодина или супермаркет квасного патриотизма?

В американском и вообще западном кинобизнесе существует принцип выжимать каждую мало-мальски товарную идею до последнего цента. Так рождаются франшизы, когда один за одним снимаются продолжения к фильму, давшему хорошие кассовые сборы. Например, «Обитель зла», о выходе последней (ой ли?), шестой по счету (!) части которой объявлено не так давно.

В России реальные шансы превзойти успех сексуальной Миллы Йовович имеет… Незнайка. Некоторое время тому назад кто-то, видимо, за чтением своим детям очаровательной сказки Николая Николаевича Носова (1908—1976), открыл нечто удивительное: автор под видом лунной цивилизации изобразил нынешнюю рыночную экономику.

Об открытии было заявлено с помощью поста в интернете. Сообщение вызвало интерес к приключениям Незнайки на Луне. Взрослые дяди и тети кинулись изучать детскую книжку, находя в ней все больше познавательного. Похвально, лучше поздно, чем никогда. Интернет запестрел новыми постами, подборками цитат.

А затем случилось то, что всегда случается в капиталистическом производстве. Спрос родил предложение. Сегодня в патриотической среде уверенно растет спрос на сладкие, медовые басенки о «великой Руси» и на жуткие страшилки про бесчисленных врагов «великой Руси». По законам «свободного» рынка находятся лица, готовые этот спрос удовлетворить. И вот уже в оборот запущен несуразный миф о том, что-де первый президент России Б.Н. Ельцин во время инаугурации не нашел Конституции, отчего был вынужден давать присягу на первой попавшейся книжке. Сей книжкой оказалась та самая сказка Носова «Незнайка на Луне». Дескать, оттого и живем мы теперь плохо.

(Надо полагать, что если бы присяга приносилась на настоящей Конституции, то правление Ельцина было бы самым замечательным периодом русской истории?)

Образчик ЕБН-мифологии

ebnmythology

Перед нами очевидный вымысел, в нелепости которого несложно убедиться, пересмотрев видеозапись инаугурации. Где здесь книжка Носова? И как удалось достать роскошный переплет, хотя на поиски самой Конституции времени не хватило? Словом, полный бред! И тем не менее миф, как и всякий другой миф, получился необычайно привлекательным. В него приятно верить. Живется плохо? Да. Ельцин в этом виноват? Да. Значит, присягу он приносил на детской сказке? Так и хочется завопить в ответ: да, да, да!

Казалось бы, чего такого? Дурно, когда хорошего человека поливают грязью. А про такого горе-политика, каким был почивший Борис Николаевич, можно чего-нибудь и присочинить, греха в том нет вроде.

А вот и неправильно! Грех есть и немалый. Мифы — это оружие недругов России, и бить их тем же оружием опасно: русскому патриотическому движению ложь не принесет пользы. Ведь мифотворчество (со знаком «плюс» или «минус», не суть) в любом случае подменяет реальную историю, еще более извращает уже оболганное прошлое, усиливает хаос в головах. Человек, потребляющий ложь «со знаком «плюс», ничем не лучше человека, потребляющего ложь «со знаком «минус». Оба являются одинаковыми жертвами манипуляции, оба легко податливы вымыслам, оба не знают подлинной России.

Как бы то ни было, ложь «со знаком «плюс» становится визитной карточкой современности. Спрос на розовые бантики спровоцировал ажиотаж в Обители зла, т.е. на рынке мифов и легенд.

Дело порой доходит до полного маразма. Скажем, сегодня не сыскать патриота, который бы не талдычил о возрождении промышленности в России. Но тех, кто выступает с реальными предложениями, — единицы. Почему? Да потому, что для выдвижения реальных предложений требуется сохранить связь с реальностью и тщательно изучить историю индустриализации. А этим никто не занимается, большинство патриотов пересказывают друг другу мифы о Сталине. Только если до 2000 года в ходу были мрачные хрущевские мифы, то сегодня «в топе» мифы с розовым бантиком, в которых объективных исследований — опять же нуль!

Человек-эпоха превращен в раскрученный бренд, не имеющий ничего общего с действительностью 1929—1953 гг. И это проявляется во всем. Например, на книжных обложках пишут: «сталинские генералы». Кто это такие? История знает генералов РККА. Черчилль звал их красными генералами. Гитлер звал их крестьянскими генералами. Сталинскими их не называл никто и никогда. Так, то здесь, то там с помощью бренда «Сталин» по кусочку, по шажочку искажают родную историю. Вроде как с благими намерениями, ведь не поносят же Иосифа Виссарионовича, а восхваляют. Вот уж воистину: «Не поздоровится от эдаких похвал…»

Можно привести десятки других примеров, но вряд ли в том есть нужда. Лучше подвести итоги, констатируя прискорбный факт.

Современный российский патриотизм, увы, изрядно пропитан рыночным духом. Под шовинистические выкрики «Слава нам!» россиянам по-прежнему, как и последние 30 лет, навязываются шаблоны мышления и поведения, отформатированные под идеологию «свободного рынка», — и это выдается за патриотическое чувство. Мы превращаемся в потребителей патриотических продуктов, жадно требуя новые и новые мифы, идеи, анекдоты и прочий «вятский квас». Реальная страна, без мифологически приукрашенной тары, Русь без лубочных картинок не пользуется рыночным спросом. Деградирующим патриотам все менее нужно Отечество, все более — мегамолл, где торгуют расписными матрешками и футболками с портретом Путина.

«Стильная Родина-мать! Купи в один клик!»

Результат — хаотизация сознания, оторванность от реальности, неадекватное восприятие событий, рост внушаемости (зомбируемости). Безумие и энтропия, энтропия и безумие…

Объяснимо участие в этой базарной вакханалии отдельных писателей, блоггеров и прочих «прогрессивно мыслящих» шоуменов, которые превратили патриотизм в бизнес-ланч. Но руководители военно-патриотических клубов — люди иного калибра. К счастью, наши с вами задачи, товарищи руководители, не соприкасаются с интернет-рейтингами и популистской демагогией. Наши задачи всецело лежат в русле трудной, кропотливой и не сопровождающейся грохотом фанфар работы по патриотическому воспитанию и просвещению.

Поэтому нам, товарищи руководители, нет ни смысла, ни выгоды пользоваться обширной продукцией «патриотического» рынка. Напротив, для нас эти мифологемы, идеологемы и фольклор чрезвычайно вредны, т.к. перечеркивают любые наши достижения. Отсюда вытекает требование сторониться сказок, избегать их, ни в коем случае не использовать слухи в текущей деятельности. Хватит уже тиражировать байки про Сталина. Но не надо измышлять и ужасы про Ельцина. В жизни и без того хватает мерзостей, а в головах хватает хаоса. Кривда не спасет Россию, Россия спасется только Правдой.