Некоторое время тому назад была отмечена трагическая памятная дата — 75 лет со дня начала блокады Ленинграда. В этой связи нельзя не вспомнить о другой круглой дате: 75 лет назад, 12 сентября 1941 года заработала легендарная Дорога жизни, которая до 30 марта 1943 года служила единственной транспортной магистралью, связывавшей Невскую твердыню с остальной страной, или, как тогда говорили, с Большой землей.
Сегодня Дорога жизни за номером 540-036b включена в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. О ней до сих пор заходит речь, стоит кому-то вспомнить про блокаду. Но так ли много мы знаем об этой Дороге? Известны ли нам ее важнейшие «технические параметры» и основные даты, связанные с ее работой?
Сомнительно. Спросите 10 своих знакомых, например, какова была длина Дороги жизни (что может быть проще и естественнее вопроса о длине дороги!), и 10 из 10 затруднятся с ответом. Увы.
Текст, что приводится ниже, — не статья, не эссе. Это просто набор базовых сведений о трассе, спасавшей два миллиона человек. Информация, которая никогда и ни для кого не окажется лишней.
Формальное название:
Ладожская коммуникация. В зимний сезон — Военно-автомобильная дорога.
Расположение:
Ладожское озеро.
Крупнейшее в Европе озеро. Площадь достигает свыше 18 тыс. кв.км, максимальная протяженность — 219 км, средняя ширина — 83 км. Наибольшая глубина (в северной части) составляет 230 м при средней глубине всего водоема 51 м.
Дата рождения проекта:
30 августа 1941 г., когда Государственный Комитет Обороны принял постановление «О транспортировке грузов для Ленинграда».
Время существования:
С 12 сентября 1941 г. по 30 марта 1943 г.
За день начала работы Дороги взято 12 сентября, когда к берегу Осиновца, еще не оборудованному, причалили две баржи с 626 τ зерна и 116 τ муки.
За день завершения работы взято прекращение ледового сообщения с началом весны в 1943 г. К тому времени из-за прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 г. Дорога жизни утратила свое исключительное значение. Однако фактически Ладожская коммуникация продолжала функционировать еще год, вплоть до окончательного снятия блокады (январь 1944 г.).
Протяженность:
Кратчайший маршрут по линии маяк Осиновецкий — маяк Кареджи составляет 17 км. В действительности этот путь использовать по разным причинам не удалось, так что длительность каждой из трасс Дороги жизни в реальности превышала 20 км. Всего в начальный период строительства ледовой дороги было построено и обстроено ледовых путей совокупной протяженностью 78,5 км.
Транспорт:
В навигацию использовались суда Ладожской военной флотилии (с 25 сентября 1941 г. подчинена Военному совету Краснознаменного Балтийского флота). Зимой Дорога жизни представляла собой три самостоятельные трассы — тракторную, автомобильную и гужевую. Кроме того, согласно постановлению Военного совета Ленинградского фронта от 26 ноября 1942 г., зимой 1942/43 гг. по льду были проложены 9274 пог.м железной дороги, которая, однако, ни разу не использовалась по причине ввода в эксплуатацию железной дороги Шлиссельбург — ст. Поляна.
Сроки ледовой коммуникации:
С 20 ноября 1941 г. по 24 апреля 1942 г. в первую зиму и с 19 декабря 1942 г. по 30 марта 1943 г. во вторую зиму.
На самом деле ледовая дорога впервые заработала чуть раньше, 16 ноября 1941 г., когда по приказанию Уполномоченного Военного совета фронта генерала А.М. Шилова через озеро были направлены автомашины с мукой для Ленинграда. Но выше указаны даты регулярного сообщения.
Важно отметить, что вторая зима оказалась гораздо более неблагоприятной для ледовой коммуникации, чем первая. Лед появился на озере слишком поздно, причем длительное время на трассе было много трещин, которые порождали широкие полыньи и разводья. Из-за малой толщины лед еще 11 декабря местами прогибался даже под тяжестью лошади. Лишь 19 декабря 1942 г. лед на всей трассе достиг необходимой толщины и прочности, но проблемы возникали и в дальнейшем. Так, спустя всего два дня, 21 декабря, температура воздуха повысилась до +1 град., что вызвало появление воды на поверхности льда.
Как видно, холодной та зима была лишь для голодных блокадников. Проблемы ледового сообщения на Ладожском озере полезно изучать, чтобы отделаться от фантазий на тему «генерала Мороза», который-де разбил фашистов и вообще выигрывал все войны русской армии.
Итоги работы:
Зима 1941/42 гг.: в Ленинград доставлено 361 тыс. т. грузов, из них 262,5 тыс. т (72,7%) — продовольствие. Эвакуировано более 550 тыс. человек.
Навигация 1942 г.: в Ленинград доставлено 790 тыс. т. грузов, из них 353 тыс. т. (44,7%) — продовольствие. Эвакуировано 540 тыс. человек.
Зима 1942/43 гг.: в Ленинград доставлено 206,1 тыс. т. грузов, из них 111,8 тыс. т. (54,2%) — продовольствие и фураж. Эвакуировано более 89 тыс. человек.
Что читать о Дороге жизни:
- Ковальчук В.М. Ленинград и Большая земля: История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг. — Л.: Наука, 1975
- Манкевич А.И. Краснознаменная Ладожская флотилия в Великой Отечественной войне. — М.: Воениздат, 1955.
- Мерецков К.А. На службе народу. — М.: Политиздат, 1968.
- Трибуц В.Ф. Балтийцы сражаются. — М.: Вече, 2015.
- Чечин О.И. Ради тебя, Ленинград! Из летописи «Дороги жизни». — М.: Молодая гвардия, 1977.
Перечень, разумеется, далеко не полон, здесь названы лишь некоторые книги, в которых о Дороге жизни рассказывается наиболее подробно.