В общественной работе с людьми есть одна естественная сложность – полноценно донести свои мысли до людей. Часто случается, что излагаешь какую-то идею вроде бы верно, но окружающие тебя не понимают. Иногда виноват ты сам – выражайся яснее, не умеешь – учись.
Но сегодня есть и другая проблема – это виртуальность.
Что значит «виртуальность»? Сегодня это нечто большее, чем виртуальная реальность из компьютерных игр. Сегодня виртуальность не просто есть, она преобладает во всем – в СМИ, в кино, в литературе, в песнях, в разговорах и даже в желаниях. В чем же проблема виртуальности? В ее выдуманности, искусственности, нереальности, недействительности, в ее бесполезности уже перерастающей во вредность, и… во все большей повсеместности.
В реальной жизни нам нужны реальные вещи и явления – реальные блага, реальные (нужные) знания, воспитание детей для жизни в реальном мире: с другими детьми, а не покемонами, с людьми, а не суперменами, с домашними животными, а не монстрами и т.д. И чем больше вокруг нас нереального, тем меньше мы решаем действительно нужных вопросов из реального мира, тем меньше мы готовы к решению наших же проблем в реальном мире.
Многочисленные факты (и мы их еще рассмотрим) свидетельствуют, что сегодня людей старательно затягивают в виртуальность, подменяют реальную жизнь фантазиями. Причем так, что от всего многообразия реальности остаются лишь диван и холодильник, то есть опыта реальной жизни некоторые люди попросту не имеют. Они лишены уже элементарных опыта и житейской мудрости, которые дают понимание окружающих. Эти обделенные не воспринимают твоих аргументов, будучи настроены на усвоение фантазий из «мира грёз».
Фантазии, к слову, бывают разными. Ученый и писатель И.А. Ефремов в своих произведениях тоже фантазировал, но не уводил читателя от реальности, а напротив – звал к ее преображению, пробуждая в публике собственное творчество. Так, во многом благодаря книгам гениального фантаста были сконструированы лазеры и открыты якутские алмазы. Как ни странно это прозвучит, но подобные фантазии – часть реальности, обогащающей наш жизненный опыт.
Но мы сейчас должны обсудить вредные фантазии. Они обязательно обладают двумя свойствами:
1) уводят от реальности далеко-далеко, порой так далеко, что подменяют ее;
2) не дают пищи для ума и воображения, но служат готовой легкоусвояемой жвачкой.
Спрос на подобную жвачку усиленно формируется культом потребительства, которое поощряет духовную лень. Например, нам лень рассказывать детям старые мудрые сказки (проще купить толерантных мультиков на DVD). Лень рассказать родным забавный случай из реальной жизни (проще сесть к зомбоящику и посмеяться над юмористическим шоу). Дело дошло до того, что мы, даже выпив на празднике, ленимся петь! Мы включаем концерт Пугачевой! А уж если и поем, то… под караоке.
А ведь еще сравнительно недавно все было иначе. Вот какой видел Москву в 1958 г. американский журналист Альберт Кан: «Однажды вечером, когда я уже собрался направиться из гостиницы в театр, я увидел, что в большом зале гостиницы готовится нечто вроде приема. Меня это заинтересовало, и вот по какой причине: участниками этого приема оказались, насколько я мог заметить, люди, работавшие на самых различных должностях в этой самой гостинице, – официантки, официанты, коридорные, повара, швейцары, служащие гостиничной администрации. Мне объяснили, что они собираются отпраздновать 41-ю годовщину Октябрьской революции. Как я ни влюблен в советский театр, для меня это празднество показалось чем-то более привлекательным, чем самый хороший театральный спектакль. Я попросил разрешения присутствовать на празднестве – его участники обрадовались этому и тепло меня приветствовали. После доклада об историческом дне октябрьской победы последовало самое для меня удивительное: публично отмечались заслуги и объявлялась благодарность тем из персонала отеля, кто особенно добросовестно работал в истекшем году! А потом начался интересный концерт – песни на разных языках, выступления музыкальных ансамблей, юмористические сценки, чтение стихов. Исполнителями были все те же работники гостиницы. Наконец заиграл оркестр, ряды стульев были убраны, и остальная часть вечера прошла в танцах. Участники праздника не находили во всем этом ничего необычного – такие вечера, говорили они, проходят по всей Москве. Но мне никогда не приходилось видеть у себя на родине таких празднеств» («Время решений», М., 1963. С.120–121).
Сегодня – все, как «там», в Америке. Только готовая, пережеванная и переваренная жвачка. Отрыжка из птичьего зоба для слепеньких птенчиков.
Стимулируя духовную лень, индустрия потребительства массово выпускает ток-шоу, фильмы, видеоигры и прочую продукцию с готовыми фантазиями, отрывающими человека от реальности. В печати, интернете, по телевизору – астрологи, ведуны, экстрасенсы. Кинофильмы и книги исключительно с нереальными сюжетами, т.е. такими, каких в реальном мире не бывает. «Как в кино», одним словом. Старина Джеки Чан опустился с реальных каскадерских трюков до компьютерных спецэффектов. Реальные существа – акулы, крокодилы, змеи, – наделяются поведением, совершенно не похожим на поведение настоящих акул, крокодилов и змей. Даже будучи не Суперменом, а простым смертным из плоти и крови, герой голливудского фильма может выйти без скафандра в открытый космос или пройтись пешком по лаве.
И пусть какой-нибудь зритель попробует возмутиться тем, что режиссер скармливает ему дичь – тотчас же десятки других (зомбированных) зрителей грудью встанут на защиту виртуальности: «Режиссер не обязан знать ядерную физику!» (Фраза обошедшая все интернет-форумы.) Хотя причем тут ядерная физика? Публике уже просто все мозги вынесло в виртуальность!
Показателен в этом отношении четвертый фильм франшизы «Парк юрского периода». Посетителям парка наскучили реальные динозавры, отчего руководство напичкало парк аттракционами и голографическими картинками, а потом так и вовсе вырастило нереального трансгенного монстра, чтобы пощекотать публике нервишки (и увеличить сборы). Заметьте – если в первых трех фильмах в числе главных героев были палеонтологи (ученые, изучающие реальные останки реальных динозавров), то в четвертом фильме ни один палеонтолог в сценарий не попал. О чем это вам говорит?
Пусть с ними, с акулами и динозаврами! Вспомним совершенно нелепые телесериалы на две тысячи серий с бесконечными амнезиями, раздвоениями личности, пропавшими близнецами, любовными пятиугольниками и прочими виртуальными событиями. За героев этих сериалов зрительницы переживают больше, чем за родных и друзей! А компьютерные игры с фантастическими соперниками? А фэнтезийные красочные миры, которые агрессивно пожирают реальность? Потребитель духовной жвачки ничего не знает о своей малой родине (а соответственно, и не ценит ее), зато рассуждает о географии и истории какого-нибудь Средиземья. Толкиенутость, одним словом.
Детишки воспитываются на сказках и мультиках нового типа – на виртуальных. В них нет ни одного реального персонажа: ни зайчика, ни ежика, ни кошки с собакой, одни «покемоны». Где новые детские книжки про друзей, зверей, природу, папу и маму?
Идем далее. Музыка – это вроде бы мир реальных звуков, но много ли смысла в песнях, которые поются с эстрады? Нет же, 99,9% нынешних песен тоже виртуальны и до зевоты однообразны: «ты меня не любишь / ты бросил меня / я на тебе никогда не женюсь»… Уму непостижимо, но такую глубокую, вселенскую тему, как любовь, музыканты ухитрились сделать одноклеточной. Поют без чувства, без сюжета, без фантазии. Новое здесь только лишь в отношении той любви, где фигурируют «два молодых человека».
Много ли положительного в современной поп- и рок-музыке? Каково ее сообщение людям? Способно ли такое сообщение улучшить, преобразить бытие? Отнюдь, или убогость, или голимый оккультизм. Если уж на то пошло, именно «советский рок» (читай: американские вуду-ритмы с набором псевдорусских слов) содействовал падению СССР. Единственный положительный посыл современной музыки, какой припоминается, – «Рок против войны». И больше этот рок не был замечен в борьбе нигде и ни за что. Да и против войны-то он боролся совсем не музыкой, а словами на плакатах, тоже мне борцы… Гораздо внятнее звучат слова настоящих мужиков, не боящихся воевать и умереть за Родину. «…С нашим атаманом любо голову сложить!» – вот положительное сообщение, хоть и не слишком оптимистичное.
Новостные программы тоже виртуальны, хотя, казалось бы, отражают реальную жизнь. «Как так?» – спросите вы. Очень просто – реальность-то в них однобока: убийства, теракты, войны, катаклизмы, политические игры, «ужасное государство» и т.д. Тем самым новостная лента формирует нереальное восприятие жизни. Когда-то об этой угрозе предупреждал мыслитель Н.Ф. Федоров. Наряду с философскими трудами им была написана антиутопия «Вечер в 2217 году», где обрисован принцип информационной агрессии через истеричные новостные ленты:
«Аглая перевела глаза на улицу, на красные буквы бюллетеня, то меркнувшие, то загоравшиеся вновь, принося вести со всех концов земли:
“Падение воздушника около Мадрида. Одиннадцать жертв”.
“Выборы в токийском округе. Выбран Камегава большинством в 389 голосов”.
“Извержение в Гренландии продолжается. Мобилизованы четыре дружины”.
Аглая читала сообщения, и смысл этих красных, словно налитых кровью слов ускользал от нее».
(Цит. по: «Утопия и антиутопия ХХ века», М.,1990. С.23–42)
Советую прочесть рассказ целиком, а пока лишь сообщу, что жизнь главной героини – Аглаи – заканчивается такой же строчкой в новостной ленте: «На воздушной станции №3 гражданка №4372221 бросилась под воздушник и поднята без признаков жизни. Причины неизвестны».
Такие «объективные» и «правдивые» новости сегодня являются главным врагом общественника и депутата в любом малом поселении. Если крупный город еще и мелькает порой в СМИ с какими-нибудь светлыми, радующими известиями, то малые города и поселки упоминаются исключительно в мрачном контексте: «произошло ДТП на трассе…», «пожар дома по улице…», «в квартире обнаружен труп…». И как прикажете работать с населением, обсуждать развитие, культуру, воспитание детей, если «объективные» новости убедили людей, что их родной поселок – зона вымирания?
Обратим внимание, что вышеупомянутый Н.Ф. Федоров избрал 2217-й год неслучайно, он полагал, что революция толкнет Россию по западному пути развития. И, к счастью, в своем прогнозе ошибся: советский проект оказался противоположностью западным «ценностям». В частности, в советское время практиковался другой принцип подачи новостей. Сегодня это служит поводом для антисоветчиков утверждать, будто в СССР от народа «утаивалась правда». Не будем кривить душой: чиновники, готовые скрыть правду, в стране Советов водились. И блестящая карьера этих чиновников после 1991 г. нам хорошо известна. Но тот факт, что на первых полосах газет не смаковались жуткие катастрофы, вовсе не означает обмана народа государством. Например, достаточно просмотреть подшивку массового научно-популярного журнала «Природа» за 1930-е – 1950-е гг., чтобы найти там материалы по всем землетрясениям и прочим стихийным бедствиям, случавшимся в СССР за то время. В том числе есть обширная статья о трагическом цунами 1952 г., о котором, как нам врут сегодня, ничего-де не знали даже ученые-сейсмологи (хотя на самом деле в специальной литературе материала в сотни раз больше, разумеется).
Обличители правы в одном: в газетах не появлялось снимков с кровавым месивом. Антисоветчиков это возмущает. Но вот реакция американца, уже известного нам Альберта Кана: «Я знакомился с советскими газетами: их первые страницы не пестрели мрачными сообщениями об убийствах, грабежах, изнасилованиях, гонке вооружений, как у нас; почетное место занимали насыщенные фактами материалы о народном просвещении, науке, культуре, развитии экономики и техники» (С.121–122).
Понятное дело, ведь советские газеты не просто отображали реальность и не щекотали нервы, они звали реальность преображать, распространяли в массах успешный опыт улучшения жизни. Читай – и делай так же, живи так же, живи лучше!
Улучшать, преобразовывать, бороться и побеждать – в реальности. Если народ уводят из реальности, если приучают жить (и побеждать) только в виртуальном мире – это делается для того, чтобы победить этот народ, ЭТУ СТРАНУ в мире реальном. И нашу страну, и любую другую.
Проблема, которую я здесь обрисовал, сложна, но противодействовать виртуальности как-то уже надо. Увы, статья получилась слишком большой, так что о противодействии поговорим не сегодня. А пока сопоставьте мои наблюдения с вашими, лично оцените ситуацию, проверьте правильность (ошибочность) моих выводов. И вспомните собственный опыт работы с населением, наверняка у вас уже есть какие-то приемы для блокировки информационной агрессии.