Годы великого трудового подвига

goelro9 декабря отмечается День героев Отечества, и в этот праздник хотелось бы отметить героев труда. Трудовой подвиг менее заметен, чем ратный; он меньше впечатляет даже взрослых, умудренных жизнью людей, не говоря уже о молодежи. О нем снято меньше фильмов, написано меньше книг и почти нет известных стихов и песен.

Между тем самоотверженный труд своих земляков в тылу, сами фронтовики часто считали  бОльшим героизмом, чем  свой боевой вклад в Победу. «Товарищи земляки, мы, фронтовики, клянемся вам, что и впредь не посрамим славу Урала, еще крепче будем бить врага.»  — так писал с фронта гвардии старшина Н.Шарапов рабочим г.Краснотурьинска.

Есть повод вспомнить героев труда именно сегодня – приближающийся юбилей: 90 лет назад, 2 января 1928 г. в СССР состоялось первое награждение званием «Герой Труда», утвержденным за несколько месяцев до этого, 27 июля 1927 г. Однако само понятие героя труда зародилось гораздо раньше, весной 1921 г. Тогда в стране совершался один из величайших трудовых подвигов народа – первые шаги к созданию собственной индустриально-технической базы реконструкции народного хозяйства. Истоки этого подвига уходят в 1917–1920 гг., когда новая власть в стране, изнуренной мировой войной, уже принимала меры по созданию передовой, высокотехнической промышленности.

В частности, в декабре 1917 г. Совнарком приступил к изучению национальных изобретений и открытий, имеющих важное хозяйственное значение, и в первую очередь заинтересовался разработками Я.В. Мамина, который был учеником Ф.А. Блинова, изобретателя первого в мире гусеничного трактора. В марте 1918 г. Мамин прибывает на встречу с В.И. Лениным, с которым обсуждает перспективы тракторостроения в России. В течение 1918–1919 гг. Мамин с сыном проводят эксперименты с тракторами улучшенной конструкции; в том же 1918 г. на петроградском заводе «Большевик» налажено производство гусеничных 5-тонных тракторов средней мощности. По окончании Гражданской войны Я.В. Мамин получил от правительства 100 тыс. руб. на организацию серийного выпуска тракторов и тракторных двигателей в г.Екатериненштадт (ныне г.Маркс Саратовской обл.), благодаря чему в городе появился один из первенцев советского тракторостроения – завод «Коммунист».

В последующем, не дожидаясь окончания Гражданской войны, Советская власть продолжала поощрять изобретательство, техническое новаторство, необходимое для развития промышленности. 11 марта 1919 г. Совнаркомом учреждается Центральный Электротехнический Совет (Ц.Э.С.) для разработки технических вопросов в области нового электростроительства. 30 июня того же года Совнаркомом утверждается первый закон Советской власти в сфере охраны авторских прав изобретателей – положение «Об изобретениях», согласно которому всякое изобретение, признанное полезным, может быть объявлено достоянием Республики. В том же году (1919) в Нижегородской радиолаборатории построены первые в мире генераторные радиолампы с водяным охлаждением. 16 февраля 1920 г. произведено официальное испытание учебного самолёта «П-IV – бис» конструкции А.А. Пороховщикова, ставшего первым советским самолетом, который строившимся серийно. Кроме того, в 1920 г. в стране произведены опыты по дальней радиосвязи, в ходе которых удалось поймать московскую радиопередачу в Иркутске.

Параллельно реализовывались проекты по широкому хозяйственному освоению обширной территории РСФСР, в особенности слабоизученных и малозаселенных районов. Уже 2 июля 1918 г. Совнарком принимает решение снарядить крупную гидрографическую экспедицию по установлению постоянной транспортной связи между устьями сибирских рек и портами европейской части страны – Северного морского пути. На следующий год, сразу после разгрома колчаковцев, ВСНХ образовал Комиссию по изучению и практическому использованию русского Севера, которой была подготовлена Печорская экспедиция. 23 марта 1919 г. при научно-техническом отделе ВСНХ Совнаркомом учреждается Высшее Геодезическое Управление для изучения территории страны в топографическом отношении. 4 марта 1920 г. ВСНХ организована постоянная Северная научно-промысловая экспедиция, впоследствии преобразованная в Арктический институт. В течение 1920 г. отряды экспедиции охватили своими работами обширные земли Кольского полуострова, побережья Белого и Баренцева морей, Большеземельскую тундру. В это же время, 20 апреля 1920 г., Сибревком создается специальный Комитет Северного морского пути. В тот же год Комитетом организуется первая товарообменная экспедиция (из 16 судов), которая доставляет через Карское море хлеб в Архангельск из Сибири. Всего экспедицией было перевезено около 10,4 т грузов.

Ничуть не менее важную роль в освоении территории страны сыграло геологическое изучение недр и разведка полезных ископаемых, которые также берут начало в первые три года после революции. 12 апреля 1918 г. в Совнарком поступает предложение от Академии наук о вовлечении ученых разного профиля в масштабные исследования естественных богатств страны. Несколько дней спустя, 30 апреля, СНК принимает постановление об отпуске ВСНХ 2,5 млн. руб. на производство геологических исследований и на содержание Геологического комитета. Тогда же, в апреле, горнометаллургический отдел ВСНХ объявляет конкурс на проект создания единой хозяйственной организации, охватывающей горнометаллургическую промышленность Урала и Кузнецкого каменноугольного бассейна. Проект реорганизации уральского горного дела должен был предусматривать план перехода уральских заводов на коксовую плавку, расширенное освоение рудных богатств и постройку новых предприятий. В мае при ВСНХ создается Горный отдел, которым за лето 1918 г. производятся геологоразведочные работы по всей европейской части страны и по Уралу: на уголь – в Подмосковном и Боровичском районах, Оренбургском крае и Казанской губернии; на бокситы – под Петроградом; на железные руды – во Владимирской, Рязанской и Тамбовской губерниях, Оренбургском крае; на руды меди, серебра и свинца – в Оренбуржье; на неметаллические ископаемые – по рекам Кама, Вычегда, Печора; на соль – в Астраханской губернии.

4 сентября 1918 г. Совнарком издает декрет об учреждении Московской Горной Академии, а 2 ноября при отделе химической промышленности ВСНХ учреждается Главный комитет строительных материалов минерального происхождения (Главстром), задачей которого ставилась организация промышленности стройматериалов на базе разведанных месторождений минерального сырья. В январе 1919 г. создается комитет под руководством академика Н.С. Курнакова для изучения величайшего в мире Карабогазского месторождения глауберовой соли. В течение 1920 г. Центральным комитетом промышленных разведок (на базе Горного отдела ВСНХ) формируются 90 партий, выполнявших работы по поиску и разведке месторождений в Центральной России, в первую очередь в Подмосковном угольном бассейне; в том же году сооружается нефтепровод от Эмбенского нефтеносного района до г.Саратова.

Ведущим направлением горного дела на ближайшие годы становится разведка и добыча торфа для потребностей энергетики. 21 апреля 1918 г. Совнаркомом организуется Главный торфяной комитет, которым в ближайшее время подготавливается проект строительства торфяной Шатурской электростанции. Проект был утвержден Совнаркомом 11 декабря того же года; в соответствии с Постановлением СНК сооружение этого объекта признано задачей государственной важности, в силу чего ВСНХ отпущено на строительство 10 млн. руб. Работы по оснащению Шатурского торфяного болота и строительству электростанции начаты в августе 1919 г. В конце июля 1920 г. была запущена временная Шатурская электростанция (5 тыс. кВт), послужившая базой электроснабжения Шатурских торфоразработок. В целом за период с 1918 по 1921 гг. добыча торфа в Советской республике неуклонно увеличивалась, торфяная промышленность была единственной отраслью, которая росла ежегодно. Объем добычи составил: в 1918 г. – 57,7 млн. пудов, 1919 – 67 млн., 1920 – 92,8 млн., 1921 – 139,2.

Но, конечно, главным вектором в развитии российской энергетики являлось освоение гидроэнергетических ресурсов. Так, 22 апреля 1918 г. Совнарком рассмотрел доклад заведующего энергоотделом ВСНХ П.Г. Смидовича об электрификации промышленности Москвы и Петрограда за счет возведения ГЭС на Волхове, Иматре и других реках. Однако по-настоящему проектные работы в области гидроэнергетики развернулись в 1920 г., по окончании Гражданской войны. 23 января В.И. Ленин в письме Г.М. Кржижановскому ставит задачу разработки государственного плана электрификации на 10—20 лет, а 21 февраля при электроотделе ВСНХ создается электрификационная комиссия, получающая название Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО). Во исполнение плана ГОЭЛРО 7 апреля Советское правительство принимает постановление о постройке Иваново-Вознесенской электростанции, а в мае-месяце утверждает план работ по электрификации Петрограда, в первую очередь за счет сооружения ГЭС на реках Свирь и Волхов.

Труд на благо родной земли почитался и культивировался у многих народов, однако история не знает ничего подобного феномену советского трудового героизма, который уравнял достижения на стройках нового мира с доблестью на поле брани. За три тяжелых года (с октября 1917 по начало 1921 года) в недрах народа традиционное трудолюбие вызрело в какую-то совершенно особую психологию великого строительства, которую вернее всего иллюстрирует блестящий эпизод, завершающий роман А.Н. Толстого «Хождение по мукам». На лекции в Большом театре Иван Телегин делится с женой Дарьей мечтами – не о личном будущем, но о созидании общего будущего:

– Дельный доклад. Я этого инженера Кржижановского хорошо знаю. Вот кончим войну, – вернусь на завод, у меня тоже кое-какие соображения… Ужасно хочется, Дашенька, работать… Если они такую электрическую базу подведут, – ужас что можно развернуть… Черт знает – какие у нас богатства! Поднять на настоящую работу такую махину, – что тебе Америка! – Мы богаче… Поедем с тобой на Урал…

Илл.: фрагмент картины Л.А. Шматько «Выступление В.И. Ленина о плане ГОЭЛРО»

Источники:

  • План электрификации СССР. Доклад VIII съезду Советов Государственной комиссии по электрификации России. 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955.
  • Развитие советской экономики. / Под ред. А.А. Арутиняна и Б.Л. Маркуса. – М.: Гос. соц.-экон. издат., 1940.
  • Экономическая жизнь СССР. Хроника событий и фактов. 1917 — 1959. / Гл. ред. С.Г. Струмилин. – М.: Советская энциклопедия, 1961.
  • Мы приближали ПОБЕДУ. Очерки. Воспоминания. Письма. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 2000.