Смех – дело серьезное…

nikulinВо времена Великой Отечественной на фронте и в тылу часто звучали озорные, подчас резкие частушки про гитлеровцев. Артисты регулярно выезжали на фронт с концертами, в том числе и с комическими номерами. В окопах жил смех, и никто не считал это чем-то постыдным, никому бы в голову не пришло, что он хихикает над павшими товарищами. Этот смех был здоровым, бодрящим. Потому-то вобравший в себя всю удаль и смекалку русского бойца литературный герой Василий Теркин обладал еще и неистребимой солдатской веселостью. И признаёшь великую правду художественного вымысла Твардовского: угрюмый, унылый народ в той войне не победил бы.

…Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой…

Однако представим себе, будто бойцы РККА каждый вечер смотрят по телевизору юмористов сегодняшнего дня, с их сегодняшними «шутками-прибаутками». Представили? И как, не стыдно? Думаем, вы согласитесь, что дело не в реальной повестке дня для юмориста, не в том – война и беда ли у твоей страны, или мир во всем мире. Когда шутки надуманные, плоские, а то и пошлые, когда «юмористу» и его обожателям неважно, над чем смеяться, когда царит откровенное глумление над тем, что еще недавно всему народу было дорого и свято…. Такое бесчинство – всегда бесчинство.

Смех – нормальная потребность. Может даже не менее важная, чем питание. Тем не менее люди осознают вред чревоугодия. Но удивительно, как сегодня «золотая молодежь» (и те, кто смешит, и те, кто хохочет) сама не осознает очевидного, не признает вред повсеместного и безмерного «смехоугодия». «Делу – время, потехе – час». Это же нам говорили с детства, это же мудро и… так просто. Мало ли что сегодня в стране появились в избытке беспринципные продюсеры и стремятся раскручивать юмор без принципов и правил. Пусть бы и дальше стремились – мало ли бесперспективных проектов начинали всякие и разные? Но мы-то ведь не страна безголовых идиотов…

«Смех – дело серьезное, поэтому надо и серьезно к нему относиться» (А.Райкин)

Механическое производство юмора чуждо русской культуре, как и многим другим традиционным культурам. Возьмем, для примера, тех знаменитых писателей XIX века, в которых кто-то ошибочно видит юмористов. Гоголь написал лишь одну комедию и отказался работать в этом жанре (а перед смертью отрекся от всех своих произведений). Салтыков-Щедрин писал в жанре сатиры, которая бичует, а не развлекает. Чехов в молодости баловался юмористическими рассказами, но шли годы и Антоша Чехонте уступил место серьезному автору, который создал такие вещи, как «Убийство», «В овраге», «Остров Сахалин» и др.

Откуда же столь настороженное отношение классиков к смеху? Возможно, они видели нечто недоступное нам, сегодняшним. Скажем, Александр Беляев давно и прозорливо увидел будущее «механического производства веселья», о чем поведал в рассказе «Мистер Смех». Не пересказывая сюжет, сразу обратимся к ценным наблюдениям автора:

1) «Выдумывание острот – такой же “бизнес”, как и изготовление шляп или запонок». То есть производство юмора подчинено хищным законам концентрации капитала и власти.
2) «Смех не только валюта, но и могущественная сила». В том числе сила, дарующая мировое господство, что и видно на примере современной Европы, управляемой карикатурами «Эбдо».
3) «Для смеха необходима нечувствительность к объекту смеха». Нечувствительность, перерастающая в атрофию сочувствия, сострадания, участия, понимания, любви, заботы. Когда не стыдно превратить в шуточку трагедию войны, кровавый теракт, страдания нищеты и бесправия.

Не стоит ходить в Европу за примерами. На нашей памяти смехачи приняли активнейшее участие в разрушении Советского Союза, создавая антисоветские, а зачастую и неприкрыто людоедские анекдоты, частушки, монологи, хрипатые «блатные» песенки. Сегодня клоунада продолжается, продолжая воспитывать в людях, в молодежи безразличие, пошлость, хамство.

Беляев точно перечислил угрозы от механического производства веселья, с которыми необходимо бороться нормальным людям, а если хотите — патриотическим силам России, поскольку никто другой защищать наш народ от «смехоугодия» (комической зависимости) не торопится.

К примеру, вы часто слышите, слышите ли вообще от Министерства культуры мнение о том, что есть культура, а что – бескультурье, что такое хорошо и что такое плохо? Это потому, что это, с позволения сказать, министерство, лишь возглавляет соответствующий бюджет страны, а культурных мнений оно или вообще не имеет или просто себе не позволяет, что в целях формирования культуры общества — одно и то же.

Как же бороться со смехом «без причины»? Нормальным смехом, разумеется! Он нужен, причем с особой остротой в моменты нестабильности и неурядицы. Нашим оружием должен стать смех не абы какой, а смех полезный, умеренный и уместный. Точно так же пациентам, страдающим обжорством, врач предписывает диету из здоровых продуктов и с ограничением калорий.

И помочь нам в борьбе с индустриальным производством смеха должны, конечно, сами юмористы. Среди них все-таки есть талантливые люди, болеющие душой за Отечество и создающие  здоровые и даже полезные номера. От нас с вами требуется лишь замечать и отмечать таких юмористов. А также активнее пользоваться их злободневными остротами. Скажем, вы пишете статью, снимаете видеоролик или готовите мероприятие – так включите в него (в меру и уместно!) работающие на вас юмористические песни, монологи, остроты и т.д., какие найдете в интернете.

Так, у певца-юмориста Семёна Слепакова есть хорошие песни, в которых он высмеивает саму «золотую молодежь», а также зажравшихся высокопоставленных чиновников. Еще и умудряется перед ними же и выступать. Вот где настоящий смех! Ролики Слепакова доступны на Youtube.

Другой характерный пример – «Братство Языка», которое приучает к грамотной речи, шутки ради снабжая некоторые свои уроки цензурированным «матом» по адресу тех, кто уродует красоту русского языка. Как эти веселые, нескучные уроки контрастируют с номерами примитивных юмористов, у которых из уст не вырвется ни одного правильного предложения! Что и говорить, нужные уроки. Особенно для тех ленивых патриотов, которые предпочитают «любить» страну, не обременяя себя знанием законов «великого и могучего». Таких лентяев и впрямь хочется назвать [вырезано] или каким-нибудь другим крепким словцом.

А еще не помешает и нам самим придавать больше значения юмору в повседневной жизни. Например, показывать детям и молодежи правильный юмор, осуждать юмор глупый и, конечно, тот, уже повсеместный, что «ниже пояса». Как осуждать? Ну, уж подумайте сами. Альтернатива ведь простая: не расскажете своим детям вы то, что надо, – им покажет телевизор то, чего не надо. Заведите, например, тетрадь домашних шуток и, как соображающий взрослый, неутомимо записывайте в нее все удачные шутки вашей семьи, друзей и знакомых. Такой семейный юмористический сборник станет основой юмористического бытия, и ваши дети будут ценить его без юмора, и уж точно никогда не осмеют.

Если способны, самостоятельно устраивайте комические выступления, записывая их на видео, чтобы потом разместить свои ролики в интернете. Для этого незачем придумывать шутки. Хорошая шутка не придумывается, не собирается в мастерской: подлинный смех рождается из самой жизни. Поэтому вам достаточно открыть хорошую книгу и зачитать из нее какой-нибудь веселый фрагмент.

Например, фронтовые мемуары Юрия Никулина (на фото) «Семь долгих лет» изобилуют милыми ироническими шутками доброго клоуна. Почитайте книгу Никулина своим детям, в школе или в военно-патриотическом клубе – все будут до упада смеяться здоровым смехом. А затем ссылку на запись своего выступления разошлите по дружественным ВПК.

К слову, не только Никулин оставил записки о войне, в которых нашлось место веселым наблюдениям. В таком же ключе написана автобиографическая повесть писательницы Валентины Чудаковой «Как я боялась генералов» (в годы войны – санитарка в составе 183-й стрелковой дивизии). Хороший армянский юмор местами проскальзывает в мемуарах Героя Советского Союза, Главного маршала бронетанковых войск Амазаспа Бабаджаняна, изданных под заголовком «Дороги войны».

Если же у вас по какой-либо причине нет возможности записать выступление, то хотя бы просто распространяйте в сети забавные отрывки из перечисленных и им подобных произведений, рекомендуйте такие книги к чтению. Упорно вытесняйте механический смех с его бездушностью и цинизмом.

Постепенно начнет меняться к лучшему вкус общественности, в т.ч. юная публика увидит разницу между кривлянием пошлых смехачей и творчеством истинных юмористов. Более того, меняться начнут и сами юмористы. Когда они увидят, каким успехом пользуется юмор, полный любви к людям и Родине, то продолжат творить и не опустятся до механического производства похабных шуточек.