Лет 15–20 назад широко фильмы о советском прошлом снимались довольно примитивные. Все сплошь залито черной краской, в которой мелькают кроваво-красные флаги, в том числе главные персонажи тоже густо измазаны дегтем, прямо-таки монстры из ночных кошмаров, а не люди. Сегодня ситуация изменилась. Зритель сделался умнее и разборчивее, отношение к истории нашей Родины в обществе начало меняться, да и опасно поливать всех подряд грязью, а то вдруг родственники в суд вызовут режиссера за клевету и оскорбление. Поэтому антисоветские фильмы стали сниматься иначе, не черно-красными, а разноцветными, интересными и непременно с положительными персонажами. Именно таков фильм «Движение вверх», который, судя по рекламе, уже полстраны посмотрело.
Лента не может не заинтересовать, ведь она посвящена эпохальному событию в хрониках отечественного спорта: в 1972 году сборная СССР по баскетболу на Олимпиаде в Мюнхене в финале победила Сборную США. Плюс отличная постановка и игра актёров делают фильм вполне зрелищным, а с рекламой на федеральных каналах картина становится еще и успешной с точки зрения кассовых сборов. Спортсменов марать не стали, что зрителя порадует. Кто-то наивный по этой причине даже сочтет ленту патриотической. А тем не менее, она, как и многие современные фильмы с сюжетами из периода СССР, – антисоветская. То есть, мягко говоря, доброго в фильме об СССР не сказано ничего.
«Стулья не ломать, Брежнева не ругать»
Именно так начинается знакомство с главным героем Гаранжиным – новым тренером СССР по баскетболу (в жизни Кондрашиным В.П.). Были в СССР разногласия при отборе кандидатов на важные должности? Конечно. А разве где-то в мире выбирают исключительно единогласно и всегда без вмешательства «сверху»? Но авторам, захотелось отметить в фильме, что (как и всегда в СССР) главный герой назначен главным тренером сборной, конечно, «вопреки» советской системе, «вопреки» командам «сверху».
«Ты же знаешь, какая у нас медицина», или «нам не позволят лечить его за границей»
В фильме подчеркивается именно так. Наша медицина не может ни сына главного тренера вылечить от ДЦП (операция возможна только за рубежом), ни героя-баскетболиста А.Белова (больное сердце), ни линзами помочь полуслепому форварду сборной СССР. Бывало такое в медицине СССР? Можно не сомневаться, медицина не всесильна в любой стране мира. Такие же факты имели и имеют место в медицине каждого государства и по сей день. Медицина современной России, к примеру, вообще разучилась ставить элементарные диагнозы (есть многочисленные примеры). А еще вспомним, как «передовая» западная медицина в XXI веке не спасла длинный список наших деятелей культуры и искусства от Жанны Фриске до Дмитрия Хворостовского. И ничего, все молчат понимающе. Но в фильме медицинские неудачи изображены показателем немощности всей советской медицины, советской науки, советской системы в целом. Медицины, в реальности, самой качественной и доступной в мире, если брать по общим показателям. Но вопреки этой «беспомощной» медицине СССР советские спортсмены в том же фильме не умирают, а живут, тренируются и побеждают…
В конце фильма игроки сборной, в пику советской системе (она же не поможет), отдают все заработанные на Олимпиаде деньги тренеру Гаранжину на операцию его маленького сына за границей. Отдают потому, что сам Гаранжин еще раньше отдал все свои сбережения на лечение сына за лечение в США Белова. Трогательно. Но невразумительно.
Почему герои так легко расстаются с деньгами, помогая друг другу? Капиталистическая традиция? Или советское воспитание? Авторы, родившиеся в СССР и снимающие антисоветские фильмы, реально не в состоянии дать ответ на подобный вопрос.
Авторы фильма так и не показали в последних кадрах мальчика выздоровевшим. И не могли показать, так как это было бы кощунством – реальный сын реального тренера прикован к инвалидному креслу по сей день. А ведь зрители ушли с фильма уверенными, что заграница помогла мальчику.
И еще. В фильме сын тренера – мальчик лет 10–12, для трогательных сюжетов – самый лучший возраст. Хотя реальному сыну тренера Кондрашина В.П. в год Олимпиады-72 исполнилось 18 лет… Ничего, фильм художественный, можно.
«У нас полстраны стучит»
Без злых гебистов фильм про СССР – нехудожественен и безвкусен. Наша команда где-то и кого-то победила, и спортсмены на законный гонорар везут из заграницы полные сумки самых разных шмоток. «Неожиданно» спортсменам на таможне устроили «шмон» (хотя чем еще таможенники на работе могут заниматься?). Всё это довольно смешно показано в фильме. Но зачем показано? Ведь в итоге ни у кого из спортсменов на таможне ничего не изъяли, а ведь кино, могли же и изъять не по-смешному. Тем не менее, потом полфильма герои пытаются докопаться, кто же их «сдал» Органам.
«У нас таксист получает больше», или «папа, я поставил на тебя 3 рубля во дворе»
Небольших, но ёмких многозначительных фраз по фильму – множество. Все они не во славу СССР, напротив, зрителю во всем намекают на убогий социализм. Но с меркантильными гражданами. Здесь лучшие баскетболисты страны – жалуются, что нищие, но даже дети-инвалиды открыто играют во дворе в азартные игры всегда имея на это свои три рубля. И всё-таки «вопреки» этой несуразной советской системе «нищая» команда тренируется и побеждает, побеждает, побеждает. И победила. Но вопреки, а не благодаря.
«Здесь дышать нечем»
Баскетболист Модестас Паулаускас в жизни не был ни антисоветчиком, ни тем более таким антисоветчиком как это показано в фильме. Но… ведь были в СССР те, кто не любил СССР — факт. Так разве не могли авторы написать свой сценарий фильма с «небольшой», но яркой антисоветской начинкой? Могли. И написали.
Фильм, как пишут авторы, основан на реальных событиях. Хотя понятно, что в фильме царит пресловутый, но законный авторский замысел. А из реального в фильме только сама квинтэссенция сюжета финал СССР – США по баскетболу на Олимпиаде-72. Режиссер фильма — Антон Мегердичев, сценарий — Николай Куликов и Андрей Курейчик, продюсеры — Леонид Верещагин, Антон Златопольский, Никита Михалков.
Так снимались и другие фильмы этих же авторов — «Экипаж» и «Легенда №17», так сегодня снимаются почти все современные российские «патриотические» фильмы об СССР. «Салют 7», «Время первых» — тот же шаблон. Подход одинаков – берется известный исторический факт или личность из СССР и показывается ярко, красиво, интересно. Исторический факт, событие, мужественные герои – это основа сюжета, а в кадре или за кадром мешающий никчемный СССР, никчемные страна, строй и народ, преступное руководство страны не благодаря, а вопреки которым случаются героические события, являются на свет те или иные герои и их подвиги. Красиво, интересно, захватывающе.
Вспоминается стишок детской поэтессы Евгении Федоровны Трутневой (1884–1959) «Общая Победа». Вы его тоже со школьных лет помните, скорее всего:
– Что ж, это верно, я всех кормлю, –
Сказал машинисту жнец, –
Но землю, которую я люблю,
Сберёг для меня боец.
Понимаете ли вы смысл этих строк? Все люди в обществе взаимосвязаны, и достижения одного являются результатом труда тысяч других. Чтобы сборная побеждала, общество должно было создать колоссальную систему детско-юношеского спорта (спортшкол, секций), чтобы готовить кадры для большого спорта. Затем нужно было создать систему любительского спорта (команды при предприятиях) для отбора кадров. Затем создать систему профессионального спорта. Требовалось развить спортивную медицину, организуя для этих целей специализированные институты. Требовалось обеспечить эти институты квалифицированными кадрами из общей медицины, которых тоже нужно было еще выучить. Требовалось отстроить для занятий спортивные комплексы, стадионы, спортплощадки, для чего нужны инженеры, архитекторы, крупные строительно-монтажные управления соответствующей специализации. Для подготовки инженеров, архитекторов, прорабов, строителей требовались вузы, техникумы и ПТУ. Всем этим кто-то руководил. И это называется «вопреки»? На одну победу одной сборной работал исполинский механизм, масштабы которого, похоже, ни один режиссер не в силах уразуметь. Вся эта система организации спорта в СССР уничижается в фильме одной лишь фразой про другую «систему» — «да у них же баскетбольное кольцо в каждом дворе». Несправедливо.
Вот потому справедливости ради ко всем подобным фильмам просто нужно обязательно добавлять только одно общее и точное слово – антисоветский. И зритель будет сразу понимать, что данный фильм точно не будет прославлять СССР, советский строй, советский народ и советские достижения, но что герои фильма обязательно пробьют своим несоветским лбом железную стену совка и победят, вопреки советской системе.
В заключение заметим, как антисоветское творчество меняет свои подходы. Если раньше это были сюжеты прямого противопоставления СССР — Запад, где СССР это зло, а заграница рай, то потом стали преобладать сюжеты о трагедиях людей в СССР (те же репрессии), где хорошие люди гибнут в плохом СССР. И вот теперь творческие авторы научились противопоставлять великие заслуги СССР самому СССР. Такое вот «Движение вверх» наблюдается. А что будет дальше?
ВПК «Севастополь»