23 марта отмечается 110 лет со дня рождения прославленного летчика, генерал-майора авиации Анатолия Васильевича Ляпидевского, получившего в числе первых Героев Советского Союза медаль «Золотая Звезда» №1. Примечательный факт: почетная медаль стала наградой не за военный подвиг, а за спасение жизни терпящих бедствие. «Золотая Звезда» – мирная награда, родившаяся в эпоху героического, но мирного строительства.
Живое отражение той эпохи, Анатолий Васильевич рассказывал о себе скромно: «Нет в моей биографии ни удивительных приключений, ни замечательных открытий. Тихая моя биография. Многие спрашивают меня теперь, как я летал, падал, разбивался, замерзал, отчаивался, спасался. Но я не падал, не замерзал и не отчаивался. Самая скромная биография».
Но это правда лишь отчасти. Современники видели Ляпидевского другим. Так, его друг Герой Советского Союза летчик Михаил Васильевич Водопьянов (1899–1980) изображает Анатолия Васильевича гораздо интереснее: «Если бы в том памятном 1934 году кто-либо захотел нарисовать дружеский шарж на Ляпидевского, то я бы посоветовал изобразить крепкого, чубатого парня, сидящего верхом на самолете. В правой руке у него шашка, левой — выжимает двухпудовую гирю; широкая грудь обтянута матросской тельняшкой, за спиной — верная спутница — семиструнная гитара. Такой рисунок во многом отразил бы биографию и характер Анатолия».
А.В. Ляпидевский родился 10 (23) марта 1908 г. в станице Белоглинской Ставропольской губернии (ныне село Белая Глина в Краснодарском крае), детство будущего летчика прошло в разных казачьих станицах. С семи лет мальчика отдали в батраки, он трудился на ломке кукурузы и других сельхозработах. В дальнейшем юному Ляпидевскому доведется сменить несколько профессий: побыть учеником слесаря, кузнецом, помощником шофера. Жизнь Анатолия круто изменится после окончания школы в 1926 г., когда он решит последовать своему детскому интересу к технике и поступит в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, так называемую «терку».
«Путевку в небо ему дали опытные инструкторы Василий Молоков и Сигизмунд Леваневский, – сообщает об учебе Анатолия в «терке» его друг, тоже летчик Николай Петрович Каманин (1908–1982), Герой Советского Союза. – В 1929 году Анатолий Ляпидевский стал летчиком, начал работать инструктором во вновь образованной школе морских летчиков в Ейске».
В апреле 1933 г. Ляпидевский уходит из армии в Дальневосточное управление Гражданского воздушного Флота, чтобы работать пилотом на сахалинской линии, одной из самых трудных. Затем, освоив эту линию, летчик перевелся на Крайний Север, где к нему сразу же пришла слава: в феврале-марте 1934 г. А.Н. Ляпидевский принял участие в спасении челюскинцев.
Пароход «Челюскин» был изготовлен по заказу Наркомвода датской компанией «Бурмейстер и Вайн», которая выполнила этот заказ весьма своеобразно, вместо ледового парохода построив обычный грузовой. Поэтому когда 13 февраля 1934 г. судно оказалось зажато льдами, оно получило 45-метровую пробоину в борту (при длине корпуса 100 м) и начало тонуть. Старший механик П. Матусевич, находившийся в тот момент в машинном отделении, вспоминал картину катастрофы так: «Оглушающий треск разрушающегося левого борта заполнил помещение. Заклепки, срезаемые с листов обшивки корпуса, со свистом пролетая над головами, падали на металлические площадки. Шум их падения напоминал речитатив пулемета. Натиском льда, продавившего борт, был сдвинут работающий паровой котел и сорвана дымовая труба».
Произошло это в Чукотском море, в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от Уэлена (68°16′ с.ш., 172°50′ з.д.). На льду оказались 104 человека, спасение которых стало задачей и вызовом для сотен моряков, летчиков и полярников. Были разработаны планы продвижения к лагерю челюскинцев по воде, льдам и по воздуху. За рубежом эти проекты были расценены как нереальные, авантюрные. Датская газета «Политикен» даже преждевременно разместила некролог руководителю челюскинцев – ученому-полярнику Отто Юльевичу Шмидту (1891–1956): «На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого никто еще не мог победить. Он умер, как герой, человек, чье имя будет жить среди завоевателей Северного ледовитого океана». Однако скептики ошибались.
После почти двухнедельных поисков и 29 безуспешных вылетов, 5 марта 1934 г. входивший в Чукотский отряд полярной авиации А.В. Ляпидевский на своем АНТ-4 сумел выйти на лагерь Шмидта. Рядом с лагерем челюскинцы упорным трудом оборудовали ледовый аэродром, площадку размерами 450 на 150 м, которая периодически разрушалась движущимися льдами и которую отделяла от лагеря огромная полынья. Несмотря на эти трудности и 40-градусный мороз Ляпидевскому удалось эвакуировать из ледяного плена в Уэлен всех женщин (десять человек) и всех детей (двоих). «Полет прошел благополучно. В лагере я пробыл 1 час 50 минут. В лагерь летел 2 часа 15 минут, оттуда 2 часа 20 минут. Возвратился обратно в Уэлен, сделал круг. Смотрю, все население налицо. Сел, начинаю подруливать, а кругом чукчи кричат, зимовщики лезут прямо под винт. Женщин вытаскивают из самолета, частью ведут, частью несут. Разместили их в райисполкоме».
Дальнейшие спасательные работы продолжались более месяца. Летчик Василий Молоков выполнил 9 рейсов и вывез 39 человек; Каманин за 9 рейсов вывез 34 человека; Михаил Водопьянов за три рейса вывез 10 человек; Маврикий Слепнев за один рейс – пять человек; Иван Доронин и Михаил Бабушкин выполнили по одному рейсу, в каждом было эвакуировано по два человека.
Однако Ляпидевский уже не смог поучаствовать в этих событиях из-за «великого колючинского сидения», как он сам называл последствия аварии, в которую попал 14 марта при перевозке бензина в Ванкарем, когда был вынужден, повредив самолет, совершить посадку на берегу Колючинской губы. Только 18 марта, по прибытии в Ванкарем при помощи местных жителей (чукчей), летчик и его экипаж смогли сообщить по радио о том, что живы. Покинуть остров Колючин удалось лишь 25 апреля. К тому времени, 20 апреля 1934 г., постановлением ЦИК СССР А.В. Ляпидевскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В мае Анатолия Васильевича привозят в Москву на чествование героев, спасших челюскинцев. Сталин лично приглашает летчика взойти на трибуну на Красной площади. «Мы стояли впереди, члены правительства – позади. Мне было неудобно, что товарищ Сталин стоит сзади. Я сказал ему об этом. Товарищ Сталин похлопал меня по плечу. “Стойте здесь, – сказал он, – мы всегда здесь стоим, нас все знают и видят. Постойте теперь вы!”».
К слову, особого знака отличия для звания Героя Советского Союза в то время еще не существовало; медаль «Золотая Звезда» появилась спустя пять лет, тогда же, 4 ноября 1939 г., звезда №1 была вручена А.В. Ляпидевскому.
В годы Великой Отечественной Ляпидевский воевал на Карельском фронте, участвовал в обороне Заполярья. По окончании войны работал главным контролером Министерства госконтроля СССР (1945–1949), а затем недолгое время (в 1949 г.) занимал пост заместителя министра авиационной промышленности СССР. После Анатолий Васильевич возглавлял ряд предприятий, состоял в ОКБ А.И. Микояна.
Анатолий Васильевич Ляпидевский ушел из жизни 29 апреля 1983 г.
Рекомендуемая литература:
- Водопьянов М.В. Полярный летчик. – М.: Детгиз, 1959.
- Водопьянов М.В. Небо начинается с земли. Страницы жизни. – М.: Современник, 1976.
- Водопьянов М.В. Повесть о первых Героях. – М.: ДОСААФ, 1980.
- Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. В 2 тт. – М., 1987–1988.
- Каманин Н.П. Летчики и космонавты. – М., Политиздат, 1971.
- Ляпидевский А.В. и др. Как мы спасали челюскинцев / Под общ. ред. О.Ю. Шмидта и др. – М.: Правда, 1934.