Карпинский машиностроительный завод

karpinskzavodУважаемые гости сайта ВПК «Севастополь»! Сегодня мы с удовольствием знакомим вас с новым эссе, посвященным истории малых заводов Урала в годы Великой Отечественной войны.

Это исследование, присланное на конкурс среди библиотечных работников Свердловской области, выполнено Моховой Натальей Николаевной, редактором Центральной библиотеки им. А.С. Попова города Карпинск (МБУ «Карпинская ЦБС»). Мы благодарим Наталью Николаевну за поддержку нашего конкурса и напоминаем остальным участникам, что прием эссе проводится до 1 декабря 2018 г.

Отмечаем, что авторы всех работ, опубликованных на сайте ВПК «Севастополь», получат призы и почетные дипломы.

  1. История Донецкого завода до эвакуации в Карпинск

Для Карпинского машиностроительного завода месяц июнь особенный. В июне 1942 г. горниле трудовых сражений родился КМЗ. В этом же месяце отмечается трагическая дата для нашей страны – 22 июня 1941 г., когда началась Великая Отечественная война. Приказом Народного Комиссариата угольной промышленности СССР из г. Сталино (Донецк) Сталинский государственный машиностроительный завод им. 15-летия ЛКСМ Украины было решено эвакуировать в Карпинск.

Он был построен недалеко от п. Юзовка (ныне г. Донецк) в 1889 г. заводчиками – россиянином Эдуардом Теодором Боссе и немцем Рудольфом Генрихом Геннефельдом. Они приобрели у помещика и землевладельца Н. Рутченко участок земли возле с. Григорьевка, Бахмутского уезда Екатеринославской губернии, для строительства завода для нужд горной промышленности. После Октябрьской революции и прихода большевиков к власти на Донбассе «Машиностроительный и чугунолитейный завод инженеров Э. Т. Боссе и Р. Г. Геннефельда» был национализирован в 1920 г.

На заводе в 1933 г. работало около 2 тыс. человек. Там выпускалось горно-шахтное оборудование: лебедки, транспортеры, дробилки, бункера, редуктора, эстакады и др. 12 крупных цехов имели общую площадь 20 тыс. кв. м. В 1937 г. было выпущено продукции на сумму 33,5 млн. руб. Завод был основным поставщиком подъемных машин, лебедок. По своей значимости завод был наравне с ведущими предприятиями горного машиностроения.

Начавшаяся Великая Отечественная война нарушила трудовой ритм Сталинского завода. 23 июня 1941 г. 600 рабочих ушли на фронт. 13 октября был отправлен последний эшелон с демонтированным оборудованием.

  1. Рождение нового завода

В Богословске до 1941 г., кроме угольных разрезов, на промышленной площадке бывшего медеплавильного завода действовало железнодорожное паровозное депо с механическими мастерскими. Депо принадлежало Министерству путей сообщения. В Богословске было еще несколько небольших предприятий легкой и пищевой промышленности. Но кроме угля Богословск в другие районы нашей области ничего не вывозил.

В Карпинске, для быстрейшего пуска завода, «Углемашпроектом» составили проект размещения оборудования. Достраивались новые корпуса на площади Центральных ремонтно-механических мастерских (ЦРММ) – основной ремонтной базе угольных разрезов. Но т. к. здание ЦРММ требовало капитального ремонта и к тому же в механических мастерских нуждались угольные разрезы, решили часть станков разместить на площадях гаража треста «Богословуголь» (бывшее здание железнодорожного депо узкой колеи, оставшееся еще от медеплавильного завода), но не занимать помещений ЦРММ. В старом здании гаража площадью 1100 кв. м была проведена срочная работа: проведено отопление, установлена насосная, проложена узкоколейная дорога для облегчения транспортировки, сделаны пристройки, оборудованы склады.

Из воспоминаний И. Никеенко: «Вот мы и в Карпинске. Прибыли в середине декабря 1941 г. Люди выскакивали из теплых, обжитых за долгую дорогу товарных вагонов и, задохнувшись от 40-градусного морозного воздуха, растерянно оглядывались вокруг.

Так вот он какой, Урал! Широкая заснеженная улица, обледенелые деревянные тротуары, упирающиеся в лес. Тайга и Уральские горы, подступавшие почти к самому Карпинску.

Приезжих пустили в свои дома старожилы поселков. В горсовете выдали продуктовые карточки и прикрепили к столовым. Нам, детям эвакуированных, ежедневно до выхода на работу, выдавали по миске горохового супа и по куску черного пирога с клюквой.

Через месяц-два заработали станки. Завод стал выпускать продукцию и называться – «Карпинский машиностроительный завод».

А местные жители стали называть его «Военный завод».

В ноябре 1941 г. из г. Сталино прибыл 1-й эшелон с оборудованием и небольшим количеством рабочих. В декабре 1941 г. из Донбасса прибыли еще 2 эшелона оборудования и личного состава завода. В декабрьские морозы приезжие и местные заводчане разгружали оборудование и размещали его в цехах. Механический цех № 2 завода им. 15-летия ЛКСМ Украины разместился в бывшем здании гаража. В низком и темном помещении с многочисленными пристройками установили и запустили 53 механических металлорежущих станка (фрезерные и токарные). Кузнечный цех разместился в части здания среднего корпуса железнодорожного депо.

Для механического цеха № 3 и инструментального на территории ЦРММ (Рудоремонтный завод) было сооружено деревянное здание.

Для того чтобы завод работал с прежней мощностью, было необходимо построить литейный цех с модельным отделением, механический, цех металлоконструкций, цех по ремонту оборудования и сварки. Предстояло построить, по существу, новый машиностроительный завод.

Все это требовало больших капитальных затрат и наличия мощной строительной базы. Поэтому в те тяжелые для страны дни (враг был в 32 км от Москвы), по решению «Главуглемаша», строительство новых цехов так и не началось, большая часть оборудования находилась в хранении.

Таким образом, на территории бывшего Медеплавильного завода с 1942 г. действовали 2 независимых предприятия: мехцех № 2 с подсобными участками (бывший завод Главуглемаш) и железнодорожное депо с механическими мастерским Министерства путей сообщения.

Аналогично на территории Рудоремонтного завода работали мехцех № 3, инструментальный цех нового завода и ЦРММ треста «Богословуголь».

Такая разрозненность вновь организованного завода была вызвана необходимостью быстрейшего пуска эвакуированного завода. Для этого использовали и приспосабливали существующие здания.

  1. Выпуск первой продукции

С первых дней вновь организованный завод начал осваивать военную продукцию – в механическом цехе № 3 организовано производство некоторых деталей для реактивных снарядов установки «Катюша». Работы велись в большом секрете. Рабочим на руки не выдавалось чертежей, все детали выполнялись по шаблонам и отправлялись в г. Нижний Тагил для окончательной сборки. Там же реактивные снаряды испытывались на специальном полигоне.

Часть коллектива специалистов приехала из Донбасса вместе с заводом. Это был костяк коллектива нового предприятия. Для работы на станках требовались опытные токари, фрезеровщики. В городе их не хватало. Горком комсомола призвал молодежь города освоить новую специальность станочника на новом заводе. И она горячо откликнулась.

Машиностроители трудились с удвоенной, утроенной энергией. Несмотря на дефицит квалифицированных рабочих кадров, коллектив перевыполнял план выпуска продукции и тем самым помогал приблизить разгром гитлеровских войск. Люди забывали, что сутки состоят из дня и ночи, а недели – из суток. Говорили не «смена», а «вахта». Рабочих-машиностроителей называли гвардейцами тыла.

«Все для фронта, все для победы!» – призыв коммунистической партии был главным для коллектива. Люди шли на любые лишения и трудности. Победу в тылу ковали взрослые, старики, подростки. Кто не дотягивался до станка, становились на помост или ящик с деталями. Жены солдат и вдовы, бывшие домохозяйки, овладевали профессиями, старались выполнить по 2 нормы за себя и за мужа. Всех новичков надо было научить и поэтому старые кадровые рабочие выступили с инициативой – работать со своими учениками, пока они не приобрели навыков, «на один наряд». Это были старые кадровые рабочие: Петр Касьяненко, Иван Иванов, Виктор Хилькевич, Иван Норенко, Николай Данилов, Илья Колосов, Иван Косенко, Демьян Маларенко, Владислав Богуцкий, Яков Ковтун, Николай Винокуров, Михаил Лесик, Роман Воробьев, и др. Молодые работники сразу, на рабочем месте получали необходимую помощь и совет.

В короткие сроки, бывшие школьные, торговые, технические работники и служащие, стали квалифицированными токарями, слесарями, электриками и др.

В цехах нового завода, кроме военной продукции был налажен выпуск запасных частей и оборудования к горношахтной технике, выпускались для угольных разрезов транспортеры РТ-20. Завод помогал в ремонте и установке горного оборудования на угольных разрезах.

  1. Добровольная помощь фронту

Особенно ярко в это время проявилось желание простых людей помочь своей армии. На заводе был организован Фонд обороны страны, в котором люди в едином порыве сдавали личные сбережения, золотые вещи, облигации, теплые вещи. Ка правило, все рабочие имели лицевые счета помощи боевым фронтам Родины. Активными агитаторами по сбору средств на заводе были: Колосов, Татаренко, Никеенко, Хайнина, Ковтун и др. Несмотря на тяжелое положение, на одном из митингов решили отчислять дневной заработок в Фонд обороны. Даже дети, по воспоминаниям ветеранов, отдавали свои накопленные сбережения из копилок.

Комсомольцы и молодежь завода активно участвовали в сборе средств на строительство танковой колонны «Карпинский комсомолец». Многие юноши ушли на фронт добровольцами.

  1. Фронтовые бригады

Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. В стране развернулось социалистическое соревнование. Происходил рост числа фронтовых и комсомольско-молодежных бригад. Не оставался в стороне и завод. Секретарь партбюро Сергей Иванович Исаев дает поручение комсоргу завода Азе Курсишь: выявить и организовать фронтовые комсомольско-молодежные бригады во всех цехах. Через неделю были организованы десятки бригад.

Право носить звание фронтовой бригады присваивалось тем коллективам, которые в течение 2-3 месяцев выполняли производственные задания более чем на 150-200 %, при этом продукция была только отличного качества. Рабочие экономили материалы, инструмент, улучшали технологию. Много и других добрых дел было у этих бригад.

Комсомольцы возглавили комсомольско-молодежные бригады:

  • – в инструментальном цехе – Вера Куприенко (по мужу) и Слава Ващенко;
  • – в мехцехе № 2 – Полина Воложанинова по мужу (Данилова);
  • – в мехцехе № 3 (промплощадка) – Анна Юдина, Елизавета Зуева и др.

Коммунисты и старые кадровые рабочие стали во главе фронтовых бригад. Например, коммунисты: Иван Иванов, Виктор Хилькевич, Иван Норенко, Илья Колосов в цехе № 2, Иван Косенко, Петр Касьяненко, Матвей Богдановский и др.

А также Анна Погодина, Анна Василец, Слава Ващенко, Рая Миндубаева, Нина Иванова, Надя Попова, Мария Крутихина, Зоя Пешехонова, Митя Поликашин, Феня Идигова, Тамара Морозова (Сублевская), братья Черепенины Борис и Михаил и др. – у них быстро росла производительность труда, вскоре увеличилась более чем в 2 раза.

Коммунист Демьян Маляренко включил в свою бригаду молотобойцем жену свою Наталью Игнатьевну.

На заводе получило распространение движение за выполнение дневных заданий на 100, 200, 300 и больше %. Каждый работающий за своим станком вносил свой вклад в общее дело разгрома фашизма.

За самоотверженный и героический труд во время Отечественной войны 70 лучших стахановцев завода были награждены грамотами Народного комиссариата угольной промышленности. Это токари Дутов, Бирюков, Зайцева, Ивашова, заточники Дерябин, Коробкин, бригадиры комсомольско-молодежных бригад Матешев и Худорошков, мастер цеха Абрамов, начальник участка Иванов, термист Гершенгорн, конструктор Рац.

  1. Творческий поиск

«Уральцы» постоянно искали способы улучшения производства, находились в творческом поиске. Главный технолог Иван Сталоверов, инженеры Михаил Лесик, Александр Рау, Павел Семенча, начальники цехов Александр Бурдынов, Александр Ходаковский, Михаил Хухрянский, кузнец Иван Косенко, Николай Купченко разработали и внедрили ряд мероприятиий, которые заменили литье на ковку деталей. Это принесло большую экономию.

Большой вклад в развитие завода внесли рационализаторы. Они многое сделали для повышения производительности труда: внедрили многостаночное обслуживание, предложили быстродействующее пневматическое приспособление для крепления деталей при их обработке на металлорежущих станках.

Творческий труд рабочих, инженеров, техников, конструкторов изменил технологию обработки деталей №№ 1, 13, 25, 26. В результате увеличилось производство «Катюш». Завод неоднократно отмечался Государственным Комитетом обороны и Министерством угольной промышленности за успешное и бесперебойное выполнение плана. Сотни трудящихся были награждены орденами и медалями СССР.

Таким, как они были посвящены строки:

Гвардейцы на фронте – стальная стена!
Их знает, их ценит, их любит страна.
За гвардией фронта – не меньшая сила –
Неустрашимая гвардия тыла.

Советские машиностроители были настоящими неустрашимыми гвардейцами тыла.

  1. Ветераны завода

Локшин Вениамин Абрамович – первый директор КМЗ, работал с 2 декабря 1941 г. по 12 февраля 1943 г. Всем, кто работал в те военные годы, запомнился как строгий, но справедливый руководитель. По воспоминаниям работниц ФЗО, ветеранов труда В. Г. Поликашиной и Н. П. Щербининой: «Бывало в ночную смену работаем, глаза слипаются, но отойти от станка не смеем. Знаем, что в любую минуту может появиться в цехе директор. Боялись его, но и уважали. До сих пор так и стоит перед глазами картина: в белых бурках-катанках, в папахе и тужурке идет он по цеху, внимательно присматриваясь к работающим». 14-15-летним девчонкам он казался мудрым и пожилым человеком. При этом ему было в 1941 г. всего 36 лет.

Известно, что Вениамин Абрамович закончил политехнический институт, являлся членом ВКП(б). Жил в Карпинске по ул. Чкалова, был вдовцом. Потом уехал в г. Лаптево, где был назначен директором завода.

Похоронен в Москве, на Рогожском кладбище в 1981 г.

Сталоверов Иван Иосифович – третий директор КМЗ родился на Украине. Начал работать слесарем в 1926 г., через год стал комсомольцем. В 1929 г. поступил в Харьковский механико-машиностроительный институт на технологический факультет, закончил его со специальностью «инженер-технолог по холодной обработке металлов».

После учебы работал на Сталинском механическом заводе, занимал руководящие должности по своей специальности: начальник смены механического цеха, заместитель начальника мехцеха, главный технолог завода. Вместе с заводом в начале войны был эвакуирован на Урал. В начале 1942 г. он был принят начальником техотдела завода.

В сентябре 1942 г. И. И. Сталоверов за свой труд награжден значком «Отличник соцсоревнования Наркомата угольной промышленности». 1 сентября 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за производственные успехи Иван Иосифович был удостоен Ордена Красной Звезды. Имел он и другие награды: медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За восстановление шахт Донбасса», «За трудовую доблесть».

10 мая 1952 г. Министерством угольной промышленности назначен директором КМЗ. Работал много, никогда не уходил в отпуск. Уволился в 1957 г. в связи с переводом в Управление машиностроения Совнархоза на должность начальника планового отдела.

Дутов Семен Потапович – ветеран завода, родился в 1914 г. в д. Бяхово Курской обл. в семье рабочего. Учился в школе ФЗО г. Луганска, став специалистом токарного дела. Трудовой путь начал в г. Караганде, потом началась война. Семен Потапович вспоминал: «24 декабря 1941 г. получил приказ – срочно эвакуироваться в Карпинск. Приезжаем сюда на машиностроительный завод, а представитель министерства говорит: «Вы тут не нужны. У нас уже есть и люди, и оборудование. Езжайте обратно». Но не прошло и 2 месяцев, как приказом замминистра от 9 февраля нас снова отозвали в Карпинск. 16 числа мы выехали, а 25 прибыли в Карпинск. Так и проработал всю войну инструктором-наладчиком по производству деталей для реактивного миномета “Катюша”».

После войны Семен Потапович был назначен мастером механического цеха, затем старшим мастером. Потом заместителем начальника цеха, а впоследствии начальником цеха. На заслуженный отдых он отправился в должности старшего технолога мехцеха. Ему трижды присваивали звание «Отличник социалистического соревнования Министерства». После войны отмечен наградой «За доблестный труд во время войны», медалью «За трудовое отличие», Орденом Октябрьской Революции.

Попова (Щербинина) Надежда Павловна – токарь КМЗ. Богословской девчонке Надюшке было 17 лет, когда в декабре 1941 г. она пришла работать на эвакуированный из Донбасса «Военный завод». В сильный мороз она, вместе с ровесниками разгружала станки, устанавливала оборудование в цехах и через месяц на одном станке уже сама работала.

Она вспоминает: «Какого-то специального обучения не было. Показали, ка станок включать, какие ручки да рычажки поворачивать надо, рассказали, что, как называется. Вот и все». Но она быстро освоила токарное дело. Детали к снарядам для «Катюш», изготавливала без брака, часто перевыполняя норму. А в 1942 г. уже сама обучала 14-15-летних выпускников ФЗО, прибывших на завод. К ней тянулись девчонки, прислушивались.

Канивец Николай Тимофеевич – ветеран КМЗ. Родился на Украине, после 7-летки поступил в Херсонское ремесленное училище. После начала войны эвакуировался на Урал, в Серове получил профессию слесаря. В 1942 г. был направлен на КМЗ, который уже перестроился на выпуск оборонной продукции.

Николай Тимофеевич вспоминает: «Жили в бараках. Меня поставили к станку и дали задание – вытачивать заготовки для снарядов. Основная смена трудилась по 12 ч., а когда оказывалось срочное задание, то она удлинялась до 16-18 ч. и более. В холодный барак возвращаться, чтобы передохнуть пару часов, необходимости не было. Спали тут же, на телогрейках у станков. И ничего, выстояли, все выдержали, лишь бы побыстрее война закончилась».

Закончилась Великая Отечественная война, завод начал выпускать мирную продукцию. Николай Тимофеевич вернулся к своей профессии – стал слесарем. Он говорит: «Наиболее выдающимся событием в жизни завода было создание в мае 1948 г. 1-го отечественного шагающего экскаватора ЭШ-1, предназначенного для переэкскавации вскрышных пород при добыче угля открытым способом. А вначале 50-х гг. на заводе создаются 1-е буровые станки.

  1. Послевоенное время.

После Победы над фашистской Германией КМЗ полностью перешел на выпуск гражданской продукции. Главное управление угольного машиностроения разработало и довело до карпинских машиностроителей специальную программу. Заводу нужно было выпускать гидромониторы, полускаты для электровозов и др. машины. Сложность этой программы состояла в том, что некоторые детали и полуфабрикаты должны были поставлять др. машиностроительные заводы, которые тоже должны были перейти на выпуск мирной продукции. На заводе началась большая работа по подготовке оснастки и измерительного инструмента, разработке новых чертежей, перестройке оборудования. В это же время завод выполнял ряд срочных работ для механизации угольных разрезов треста «Богословуголь».

По новому приказу наркома угольной промышленности Вахрушева, 20 августа 1945 г. КМЗ из системы «Углемаша» был переведен в ведение комбината «Свердловскуголь». Этим же приказом было аннулировано большинства заказов «Главуглемаша» и завод полностью включился на выполнение заказов для угольных разрезов комбината «Свердловскуголь» и в первую очередь, угольщиков Карпинска. Наша страна нуждалась в угле, в т. ч. и буром богословском.

В короткие сроки на КМЗ проводятся организационные и технические мероприятия по созданию отделения сборки роликов резиновых транспортеров, изготовлению цанговых патронов для расточки труб роликов, многоместного приспособления для фрезерования осей роликов, ножниц для резки листового металла, универсального приспособления для фрезерования болтов и гаек. Т. к. большинство рабочих были операционниками, создавались курсы бригадного и индивидуального обучения, стахановские школы по изучению опыта передовиков производства, индивидуальное распределение между ИТР и высококвалифицированными кадрами, охватившее более 230 человек. За короткое время были подготовлены новые кадры универсалов-токарей и фрезеровщиков. Бывшие руководящие работники механического цеха и секретарь парторганизации И. Д. Дмитренко показывали личный пример, становясь за станки и показывая, как нужно изготовить сложную деталь.

Несмотря на отсутствие литейного, кузнечного, заготовительного и сборочного цехов, в 1945 г. завод перевыполнил план по валовой и товарной продукции. Основная продукция завода – это гидромониторы, поршневые пальцы ЗИС-5, ролики транспортеров, путевые домкраты, запчасти к горношахтному оборудованию и экскаваторам.

  1. Карпинский машиностроительный завод – первый во многом

До глубокой осени 1941 г. на площадке бывшего медеплавильного завода действовало только железнодорожное депо, как подсобное предприятие угольной промышленности и механические мастерские Наркомата путей сообщения. Богословск в этот период не поставлял в др. районы страны ничего, кроме угля. 31 марта 1941 г. из поселков Богословска и Угольного был образован город Карпинск областного подчинения, которому было дано имя видного геолога, 1-го президента Академии наук СССР Александра Петровича Карпинского.

Благодаря эвакуации из Донбасса Сталинского государственного машиностроительного завода им. 15-летия ЛКСМ Украины и приехавших вместе с ним высококлассных специалистов, вновь образованное предприятие прославило Карпинск:

– во-первых – как город, в котором в 1941 г. в одном из первых в стране был организовал массовый выпуск снарядов для прославленных «Катюш», сыгравших значительную роль в Победе над гитлеровскими войсками в годы Великой Отечественной войны.

– во-вторых – как город, в котором в 1945 г. освоено серийное производство первых в стране гидромониторов типа ГМ-250, а затем РГМ-1М, ГММЗ-100, ГББ-250 и другие, что позволило внедрить высокопроизводительную гидродобычу угля на открытых и шахтных забоях. Новая технология оказалась в 2,5 раза производительнее. Экономия в народном хозяйстве составила3,5 млн. руб.

– в-третьих – как город, в котором в 1948 г. на заводе был изготовлен первый в нашей стране шагающий отечественный экскаватор. Промышленное испытание на разрезах треста «Вахрушевуголь» показало его совершенство, надежность в эксплуатации и высокую производительность в сравнении с существующими тогда др. экскаваторами. Экскаватор-драглайн ЭШ-1 с емкостью ковша 3,4 куб. м и длиной стрелы 38 м. Экономия от выпущенных (8 шт.) заводом экскаваторов – 45 млн. руб.

Таким образом, Карпинский машиностроительный завод, вместе со своим замечательным коллективом, не только сыграл большую роль в разгроме врага и Победе в Великой Отечественной войне, но так же помог вывести машиностроительную и угольную промышленность нашей страны в послевоенное время на новые рубежи, современный уровень развития, прославил наш город.

Литература:

  • Становление нового завода // Путь через века: От Богослов. медеплав. до Карпин. машиностр. з-да / В. П. Брежицкий, Ю. П. Рукосуев. Екатеринбург, 2002. – С. 54-69.
  • Беляева Ю. Человек интересной судьбы: [о Семене Потаповиче Дутове, имеющем награду «За доблестный труд во время войны»] // Карпинский рабочий. – 2001. – 30 нояб. – С. 18. – (Прил. «Богословский родник», № 11).
  • Брулева О. Из воспоминаний И. Никеенко: основные события в истории КМЗ // Там же. – 2001. – 30 нояб. – С. 17. – (Прил. «БР», № 11).
  • Брулева О. Первый директор: [о В. А. Локшине, директоре КМЗ] // Карп. рабочий. – 2001. – 15 февр. – С. 12. – (Прил. «БР», № 2).
  • Брулева О. «Работала всегда с удовольствием»: [о Надежде Поповой (Щербининой), ветеране КМЗ] // Там же. – 2001. – 30 нояб. – С. 17. – (Прил. «БР», № 11).
  • Брулева О. Фронтовые бригады: [о работе коллектива КМЗ во время ВОВ] / О. Брулева // Там же. – 2002. – 15 февр. – С. 12. – (Прил. «БР», № 2).
  • Жукова Н. Годы, прожитые не зря: [о ветеране КМЗ Николае Тимофеевиче Канивце] // Там же. – 2001. – 28 дек. – С. 15: портр. – (Прил. «БР», № 12).
  • Лежнин В. Две даты одного месяца: [работа заводчан во время Великой Отечествененой войны] / В. Лежнин // Там же. – 2002. – 21 июня. – С. 1: фот. – (Прил. «БР», № 6).
  • Никеенко И. Из воспоминаний: [история эвакуации на Урал и образование КМЗ] // Там же. – 2001. – 30 нояб. – С. 17. – (Прил. «БР», № 11).
  • Никеенко И. Гвардейцы тыла: [воспоминания о работе на заводе в годы ВОВ] // Там же. – 2001. – 28 дек. – С. 14. – (Прил. «БР», № 12).
  • Тетерин В. Рождение завода: [к 60-летию КМЗ] // Там же. – 2001. – 26 окт. – С. 11. – (Прил. «БР», № 10).
  • Тетерин В. Рождение завода: [к 60-летию КМЗ] // Там же. – 2001. – 30 нояб. – С. 17. – (Прил. «БР», № 11).