К.А. Тимирязев, безупречный популяризатор

timiryazevka175 лет назад, 3 июня 1843 года родился Климент Аркадьевич Тимирязев, академик, ученый-гигант, стяжавший всемирную славу своими работами по биологии, в первую очередь – в области физиологии растений. Современному человеку он со школьной скамьи известен как первооткрыватель механизмов фотосинтеза, того самого процесса в клетках растений, благодаря которому углекислый газ воздуха за счет энергии солнечного света перерабатывается в кислород, насыщающий атмосферу. Благодаря фотосинтезу лесные массивы служат «легкими планеты», по сути дела, поддерживают жизнь на Земле. Но К.А. Тимирязев интересен не только тем, кто занимается ботаникой или экологией. Знакомство с биографией и некоторыми работами этого ученого полезно любому, кто занимается популяризацией знаний и просвещением в самом широком смысле этого слова, потому что Климент Аркадьевич отнюдь не был «узником лаборатории», напротив, он был выдающимся популяризатором.

«С первых шагов своей умственной деятельности я поставил себе две параллельных задачи: работать для науки и писать для народа, т.е. популярно», – признается ученый в предисловии к публикации под названием «Наука и демократия». Это не бахвальство и не преувеличение. Под влиянием примера своего наставника Андрея Николаевича Бекетова, профессора ботаники Петербургского университета, молодой Тимирязев еще в бытность студентом пишет первые научно-популярные статьи. И со временем известность Климента Аркадьевича на этом поприще ничуть не уступала его известности, как исследователя. Причем коллеги Тимирязева относились к этой стороне его деятельности одобрительно, в том числе даже если сами не умели преподнести широкому читателю научные знания или если считали популяризаторство нежелательной тратой времени и интеллектуальных усилий.

Просмотрим, например, вот этот восторженный отзыв академика Д.Н. Прянишникова: «Вы сумели дать нам редкий пример не только исследователя, глубоко захватывающего и точно расчленяющего избранный вопрос, не только умеющего увлечь своих слушателей, не только ценного руководителя во главе ученого общества, но и блестящего публичного лектора, энергичного популяризатора, знакомившего русское общество с трудами и с жизнью крупнейших светочей естествознания. Вы сумели соединить с тонкостью эксперимента изящество изложения, постоянную бодрость духа, горячий порыв в защите своих взглядов».

Здесь важно отметить, что популяризаторская деятельность Климента Аркадьевича не ограничивалась написанием общедоступных, занимательных книг. Помимо того, он был великолепным переводчиком, постаравшимся сделать достоянием публики важнейшие сочинения классиков естествознания. Он перевел на русский язык все сочинения Чарлза Дарвина, а также ряд трудов других крупных биологов – А. Уоллеса, К. Пирсона, А. Гарвуда, не считая иностранных трудов, переведенных под его редакцией.

Во-вторых, К.А. Тимирязев живо интересовался историей науки и стремился поведать общественности о важнейших этапах в развитии естествознания. Наиболее известные его сочинения, посвященные этому предмету: «Основные черты истории развития биологии в XIX столетии» (1908) и «Пробуждение естествознания в третьей четверти XIX века» (1910).

В-третьих, популяризация науки для Тимирязева выходила за пределы литературной работы и захватывала также выступления перед широкой аудиторией. С 1870-х годов Климент Аркадьевич многократно выступал с публичными лекциями и докладами, среди которых «Задачи современного естествознания», «Земледелие и физиология растений», «Жизнь растения», «Круговорот углерода», «Почему и зачем растение зелено» и т.д.

Безусловно, одной из причин успеха К.А. Тимирязева на ниве популяризации науки является искусное владение словом, умение найти красивые и сочные образы, доступные пониманию широкого читателя и, более того, способные увлечь, захватить внимание. Английский журнал «Природа» («Nature») в 1912 году так охарактеризовал стиль Тимирязева: «Изложение чисто сократическое, неизменно доказательное, а не повествовательное, поддерживает в читателе приятное заблуждение, будто он сам создает науку физиологии растений. Слог отличается мастерской простотой… Идя все время индуктивным путем, автор приводит читателя к заключительной картине».

Но словесное мастерство не единственное обеспечило силу убеждения и общественную пользу научно-популярным работам К.А. Тимирязева. Не менее важны цели, которые ставит перед собой популяризатор. Что это могут быть за цели? Позабавить и удивить публику? Поразить чем-то невероятным? По-детски посюсюкать с аудиторией, превратив науку в детский балаганчик?

Одной из основных целей популяризации, которые ставил перед собой Климент Аркадьевич, было раскрыть для далеких от науки людей общеобразовательное и философское значение естествознания, «занятие которым еще так недавно обыкновенному русскому обывателю представлялось каким-то непонятным барским чудачеством».

Внимательно прочитали эту цитату? А теперь выбросьте из нее слова «русский» и «барский», и вы увидите, что сегодня, в отсутствие таких талантливых и пламенных популяризаторов, наука вновь превратилась в общественном мнении в чудачество, в занятие, совершенно непонятное и даже вредное. Обыватель представления не имеет о том, что такое наука и какой от нее прок. Оторван от выдающихся достижений человеческого разума. И уж тем более не представляет, как наука способна преображать жизнь людей к лучшему. Под влиянием поп-культуры (и в первую очередь американского кинематографа) несчастный малограмотный обыватель уверовал, что ученый – это «чокнутый профессор», который ставит дичайшие эксперименты по созданию «зомби» или черной дыры, способной «поглотить планету».

Жутко становится, как подумаешь, в какое дремучее невежество и мракобесие рухнуло человечество в XXI веке. Не случайно сегодня не пользуется успехом научная фантастика, которую заменили выдержанные в средневековом духе сказки-«фэнтезя» про гномиков, дракошей и эльфов.

Ох, как пригодились бы сегодня популяризаторы вроде Тимирязева!

Впрочем, мы видим, что книжные магазины завалены многотомными опусами иных «популяризаторов». Этих же «популяризаторов» показывают по телевизору, их писанина и видеоролики забили интернет. Однако ничего общего с подлинным просвещением такие «популяризаторы» не имеют, их методы и цели радикально отличны от методов и целей Тимирязева.

Потому что означенные медийные персоны не собираются прививать своему зрителю и читателю культуру мышления, интерес к познанию мира, вкус к науке, понимание научных теорий и открытий.

Чем же эти шоумены занимаются под видом популяризации? Их вредную деятельность Климент Аркадьевич, в свое время боровшийся с подобными явлениями, назвал бы «умственным атавизмом». Это зарабатывание денег и славы за счет одурманенной малограмотной публики, которой под видом «пищи для ума» скармливается кашица из оккультизма, астрологии, магии и прочей мистической шелухи, которая броско, эффектно преподносится в формате «тайн и сенсаций». Тут вам «страшные тайны пирамидов», «сверхвозможности человека», «экстрасенсорика», «загадки судьбы», «белые пятна истории», «силы космоса», «биоэнергия» и прочие «энергии», «снежные люди», разнообразные «лохнесси» с «чупакабрами» в обнимку и далее, далее, далее…

Тимирязев совершенно верно понимал, что агрессивная пропаганда псевдонаучных и откровенно мистических «учений» взялась вовсе не от скудоумия авторов таких «учений». За оболваниванием народа стоят лица, получающие с этого прямую выгоду в виде увеличения своих барышей и усиления своей власти:

«Кому нужно это смешение науки с «оккультизмом», как не тем, кому необходим подъем всего темного, возврат ко всем диким суевериям средневековья? – возмущенно спрашивал Тимирязев. – Старое юридическое правило гласит: is fecit, cui prodest – тот сделал, кому это полезно, а кому нужен мрак, как не тем, кто на мраке основывает свою силу?».

Увы, сегодня иные краеведы, работники военно-патриотических клубов и даже преподаватели школ и вузов в упор не видят угрозы со стороны псевдонаучной «популяризации». Не видят – и поэтому не только перестали защищать детей и молодежь от ядовитой мистики, но, хуже того, сами водят своих юных воспитанников на «популярные лекции» (читай: на ритуальные сборища сектантов).

Неужели мы совсем забыли, что такое настоящая наука и ее настоящая популяризация? Похоже, что некоторые полностью забыли. А значит, популяризаторский опыт К.А. Тимирязева спустя почти полтора столетия остается ценным и важным.

Источники:

  • Кузнецов Б.Г. Патриотизм русских естествоиспытателей и их вклад в науку. – М., 1951.
  • Новиков С.А. Климент Аркадьевич Тимирязев. – В кн.: Тимирязев К.А. Жизнь растения. – М.-Л., 1938.
  • Югов А.К. К.А. Тимирязев. – М.-Л., 1936.