Гений индустриализации В.В. Куйбышев

kujbyshevwwРазвернутое промышленное строительство в годы первых советских пятилеток принято называть «сталинской индустриализацией», что не вполне точно.

Во-первых, индустриализация России имела место еще во времена Петровских реформ, начавшись почти за столетие до индустриализации в Западной Европе. О чем, в общем-то, должен знать каждый уралец, поскольку именно Средний Урал превратился в один из очагов петровской индустриализации. Не случайно уже в советское время в решениях ЦК ВКП(б) обычно фигурировали более верные формулировки: «реконструкция народного хозяйства СССР на новой технической базе» и «форсированная индустриализация восточных районов».

Во-вторых, советская индустриализация была заслугой не одного Сталина, в числе ее инициаторов и руководителей отметились и другие государственные деятели. Среди них – Валериан Владимирович Куйбышев, которому в этом году исполняется 130 лет со дня рождения.

В.В. Куйбышев родился 6 июня (25 мая по ст.ст.) 1888 года. В его биографиях первостепенное внимание и прежде, и ныне уделяется почти исключительно революционной и политической деятельности. Куйбышев-экономист известен лишь специалистам по советской истории. Широкий читатель, за редким исключением, пребывает в неведении о том, что сделал этот человек для хозяйства страны и, в том числе, для уральской промышленности.

До 1926 года Куйбышев занимался почти исключительно организационной партийной работой и в решении хозяйственных вопросов принимал опосредованное участие. Однако после смерти в июле 1926 года Ф.Э. Дзержинского потребовался опытный руководитель на пост председателя Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), и таковым избрали Валериана Владимировича. В этой должности он проработал по ноябрь 1930 года, когда Куйбышева назначили председателем Госплана и заместителем председателя СНК СССР.

Оба назначения произошли в крайне ответственный момент: в 1925 году XIV-й съезд партии взял курс на реконструкцию народного хозяйства и индустриализацию слаборазвитых территорий. В.В. Куйбышеву пришлось ведать вопросами в наиболее сложной области: создание новой тяжелой промышленности. Причем не следует думать, будто проблема построения новых предприятий сводилась лишь к правильному размещению капвложений. В действительности от В.В. Куйбышева требовалось заниматься планированием, рационализацией, текущим управлением и эффективным географическим размещением производства.

Последняя задача являлась одной из самых сложных. Печальным дореволюционным наследием России выступала неравномерность в распределении промышленности. Предприятия европейской части страны производили по стоимости свыше 90% всей промышленной продукции, тогда как промышленность Урала, Сибири и Дальнего Востока (в сумме – 80% территории России) давала чуть более 8%. При этом в геологическом отношении были детально изучены лишь 10% территории СССР, что препятствовало успешной индустриализации. Ошибки в пятилетних планах грозили усугубить исторически сложившиеся неравномерности.

Высказывались совершенно дикие предложения к решению проблемы. Одни советовали не развивать вовсе отстающие регионы, вливая все средства в старые индустриальные центры. Другие советовали, напротив, забросить старые промышленные узлы и все силы бросить на строительство новых – в Сибири и на Дальнем Востоке.

Валериан Владимирович отмел обе крайности, убеждая ЦК партии в необходимости равномерного развития как старых, так и новых центров. Блестящая идея В.В. Куйбышева не всеми понимается до сих пор, ее истолковывают как замысел равномерно покрыть территорию страны заводами, отчего ошибочно заключают, будто пятилетки «провалились». Равномерное развитие, за которое ратовал В.В. Куйбышев, предполагало нечто совершенно другое: старые центры получают достаточно ресурсов для модернизации производства, по мере которой часть мощностей, разработок и специалистов перебрасывается в параллельно расширяющиеся молодые индустриальные центры. При этом рост новых центров подчиняется следующим принципам: а) подтягивание отстающих регионов; б) территориальное сближение промышленности с сельским хозяйством; в) создание рациональных хозяйственных комплексов; г) сокращение транспортных издержек и оптимизация перевозок; д) экономическая независимость и безопасность страны.

Данный подход требовал глубокого системного мышления, умения видеть тысячи взаимосвязей в едином хозяйственном организме для целей его гармоничного развития. Куйбышев таким талантом обладал, что с наибольшей полнотой проявилось при проектировании и создании Урало-Кузнецкого комбината.

Циклопический проект Урало-Кузнецкого комбината (УКК) предполагал широкое развертывание промышленности Урало-Алтайского региона с появлением новых хозяйственных связей и мощных транспортных артерий, которые вовлекут в индустриализацию отстающие области Сибири. Обмен уральской руды на кузбасский кокс послужит стартовой площадкой, откуда начнется процесс комплексного освоения ресурсов региона, благодаря чему старые горнозаводские очаги обогатятся новыми технологиями, попутно стимулируя возникновение молодых хозяйственных очагов, растущих за счет становления отсутствовавших здесь прежде отраслей: цветной металлургии, машиностроения, химической, легкой, пищевой промышленности. В.В. Куйбышев особо подчеркивал, что строительство УКК вовсе не означает возведения 2–3 заводов-гигантов: это полное преобразование края с перспективой индустриализации Западной Сибири.

Реализация проекта УКК столкнулась с множеством препятствий, однако в целом трудами Валериана Владимировича Куйбышева и других руководителей индустриализации удалось осуществить львиную долю из задуманного: появления новых производств, электрификации обширнейшей территории, урбанизации Алтая и Сибири, тщательного геологического изучения востока страны.

Источники:

  • Евсеев М.П., Орешкин В.В. В.В. Куйбышев – экономист. – М.: Экономист, 1988.
  • Урало-кузнецкий комбинат: сборник статей / Под ред. А.О. Золотарева; Ин-т пром.-экон. исследований ВСНХ СССР. – М.: Соцэкгиз, 1931.
  • Эвенчик Б.И. Урал в плане Урало-Кузнецкого комбината. – М.: Советская Азия, 1932.