Юбилей города славы — Севастополя

sebastopolis235 лет назад, в 1783 году, когда Крым, бывшее древнерусское Тмутараканское княжество, вновь воссоединился с Россией, на южном побережье полуострова началось строительство поселения, которое вскоре станет городом-портом Севастополем. Местом для его закладки была избрана Ахтиарская бухта, военно-стратегическое значение которой задолго до этого оценил А.В. Суворов, предрекший рождение здесь надежной крепости: «Подобной гавани не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены быть могли». О том, как происходило зарождение славного города, мы узнаем из исследования кандидата исторических наук Алексея Ивановича Неделина, состоявшего старшим научным сотрудником Института истории АН УССР.

***

В середине апреля 1783 г. в Ахтиарскую бухту прибыл гренадерский батальон, а в конце апреля Капорский и Днепровский полки и части полевой артиллерии. Воинские части здесь, на берегах Ахтиарской бухты, охраняли северное побережье Черного моря от нападения Турции, если бы она захотела «к поощрению крымцев на избрание нового хана к берегам крымским хотя малое число судов военных отправить».

В связи с прибытием войск были построены первые жилые помещения, образован Ахтиарский магазин — склад провианта, снаряжения, фуража и других материалов, которые завозились судами флота. В апреле 1783 г. командующий Азовской флотилией вице-адмирал Ф.А. Клокачев, по указанию Потемкина, направил в Ахтиарскую гавань капитан-лейтенанта Берсенева на фрегате «Осторожном» для проведения работ по укреплению берегов гавани.

Весной 1783 г. Клокачев был назначен главнокомандующим флотом Азовского и Черного морей. Вскоре сюда пришла и вся эскадра, состоявшая из пяти фрегатов — № 9, 10, 11, 13, 14, двух донских кораблей — «Хотин» и «Азов», трех шхун — «Победослав», «Измаил» и «Вячеслав», двух палак — «Патмос» и «Св. Екатерина» и бота «Битюг». 2 мая эскадра вошла в бухту. Это была первая русская боевая эскадра, вошедшая в будущую Севастопольскую бухту.

Клокачев нашел место для зимовки фрегатов, избранное И.М. Одинцовым, неудобным, так как большой залив не был защищен с запада от морских бурь. Поэтому он поставил эскадру в бухте, позднее названной Южной. Склады и жилые помещения было решено строить по берегам Южной бухты. Для поддержки сухопутных войск в Крым из Херсона в декабре было направлено два фрегата (№ 8, впоследствии «Осторожный», и № 9, позднее названный «Храбрым») под начальством капитана 1-го ранга И.М. Одинцова. Это были первые русские военные суда, которые остались зимовать в Инкерманском, или Ахтиарском, заливе. Одинцов распорядился произвести промер Ахтиарской бухты.

В марте 1783 г. составленная карта была отправлена начальнику Херсонского порта. В объяснительной записке к ней Одинцов писал, что в бухтах может разместиться более 50 судов. Суда могут стоять на якорях, так как дно илистое и волнений в бухте почти не бывает. Одинцов нашел в балках и лощинах «весьма довольно» ключей и колодцев. По его указанию матросы вырыли четыре колодца. При осмотре бухты Одинцов не нашел червя-древоточицы, который разрушал корпус деревянных судов. Чтобы убедиться в этом, он опускал в разных местах доски с грузом и тщательно осматривал фрегаты при кренговании (наклон суда на бок для очистки днища от ракушек и водорослей).

Бухта, в которой килевались русские фрегаты, впоследствии была названа «Килен-балкой». Ко времени прихода фрегатов Одинцова в Ахтиарскую бухту берега ее были почти не заселенными. На северном берегу в балке (ныне Сухарная) находилась татарская деревушка из семи—девяти мазанок под названием Ак-Яр (Белый Утес). Фрегаты стояли на якорях у берега, покрытого мелким лесом и кустарником, близ деревушки Ак-Яр.

Клокачев приказал отобрать из судовых команд мастеровых и приступить к строительству порта и морской базы полуострова. В 1783 г. началось сооружение Севастопольского порта и крепости: Ахтиарская бухта стала основным пунктом базирования судов Черноморского флота. Русским морякам во главе с вице-адмиралом Клокачевым принадлежит честь основания Севастополя как военно-морской базы. 6 мая 1783 г. Клокачев писал в донесении морскому министру графу Чернышеву:

«При сем не премину я Вашему сиятельству донести, что при самом входе в Ахтиарскую гавань дивился я хорошему ее с моря положению; вошедши и осмотревши, могу сказать, что во всей Европе нет подобной сей гавани — положением, величиной, глубиной. Можно в ней иметь флот до 100 линейных судов, ко всему же тому природа такие устроила лиманы, что сами по себе отделены на разные гавани, то есть — военную и купеческую. Без собственного обозрения нельзя поверить, чтоб так сия гавань была хороша. Ныне я принялся аккуратно сию гавань и положение ее места описывать и, коль скоро кончу, немедленно пришлю карту. Ежели благоугодно будет ее императорскому величеству иметь в здешней гавани флот, то на подобном основании надобно здесь будет завести порт, как в Кронштадте».

Клокачев поручил капитан-лейтенанту Берсеневу проверить промер Ахтиарской бухты и с возможной точностью нанести на карту окружающие берега. Составленная Берсеневым карта 13 июля 1783 г. была представлена в адмиралтейств-коллегию и послужила основой для разработки планов строительства Севастопольского военного порта. 8 мая 1783 г. вице-адмирал Клокачев уехал в Херсон, передав командование эскадрой, состоящей из Азовской и части Днепровской флотилии, контр-адмиралу Φ.Ф. Мекензи. В рапорте Потемкину Мекензи сообщал, что вице-адмирал Клокачев, отправляясь отсюда сухим путем в Херсон для принятия там «команды, все состоящие в здешней Ахтиарской гавани суда препоручил под мой флаг».

Начавшееся здесь вскоре строительство крепости и порта фактически возглавил флаг-капитан (начальник штаба) Д.И. Сенявин. Он энергично и умело руководил работами по оборудованию порта, расстановкой судов на зимовку и ремонтом их, строительством города.

Строительство развертывалось у Южной бухты, окончательно избранной в качестве главной базы для стоянок эскадры. Для прикрытия эскадры от возможного нападения с моря были построены две батареи на мысах у входа в Ахтиарскую бухту. Вскоре по распоряжению Потемкина в Ахтиар отправили орудия для сооружения новых батарей на берегах бухты.

Было очевидно, что турки не смирятся с потерей Крыма; в связи с этим спешно строился Севастополь — крепость на Черном море и укреплялось побережье Крыма. 5 июня 1783 г. контр-адмирал Мекензи доносил Потемкину о приводе в Севастополь турецкого судна, захваченного кораблем «Хотин». В рапорте указывалось, что турецкий корабль вез посла к хану Шагин-Гирею.

В июне 1783 г. матросы, солдаты и приезжие работные люди под руководством Сенявина воздвигли первые постройки, положившие начало Севастополю. Все эти постройки возводились быстро, каждый капитан корабля спешил выстроить дом для себя и казарму для экипажа, семейные матросы строились на вершине горы, где ныне стоит памятник капитан-лейтенанту Казарскому. 3 июня было заложено четыре первых каменных здания: часовня, дом для адмирала Мекензи, пристань и кузница в адмиралтействе. Все эти каменные постройки были сооружены в течение месяца. В доме, выстроенном для начальника порта, контр-адмирал Мекензи 1 ноября дал бал в связи с новосельем.

«Вот откуда начало города Севастополя, — писал Д. Сенявин.— Между тем сделаны хорошие два тротуара, один от пристани до крыльца дома адмиральского, а другой от дома до часовни, и обсажены в четыре ряда фруктовыми деревьями. Выстроено шесть красных лавок с жилыми наверху покоями, один изрядный трактир, несколько лавок маркитанских, три капитанских дома, несколько магазейн и шлюпочный сарай в адмиралтействе; все сии строения каменные или досчатые. Итак, город Севастополь вместе с весной 1784 г. довольно уже образовался, все строения оштукатурены, выбелены, хорошо подкрашены палевой или серой краской, крыши на всех черепичные, и все это вместе на покатости берега делало вид очень хороший. Самый лучший взгляд на Севастополь есть с Северной стороны».

Потемкин подарил адмиралу Мекензи вблизи Севастополя большое имение в пяти километрах от Инкермана. Позднее эта местность получила название Мекензиевы горы, название это сохранилось и поныне.

10 февраля 1784 г. был издан указ об основании в Ахтиарской бухте военного порта с адмиралтейством, верфью, крепостью и военным городом — так официально начал свою историю город Севастополь, что в переводе с греческого языка на русский значит «город славы».

Источник:

История города-героя Севастополя. 1783—1917 / Отв. ред. С.Ф. Найда. — Киев: Изд-во АН УССР, 1960.