Туринская промысловая артель «1 Мая»

soldatikiПродолжается прием историко-краеведческих эссе на конкурс среди библиотек Свердловской области «Малые заводы Урала в годы войны». Как было заявлено в самом начале конкурса, объектом предлагаемого исследования не обязательно должны быть заводы и фабрики, но также можно выбрать деятельность шахт, рудников, приисков, производственных артелей и прочих хозяйств в малых городах и поселках Свердловской области за период с 1941 по 1945 гг.

Сегодня читателей сайта ВПК «Севастополь» ждет именно такое исследование, выполненное Сапожниковой Александрой Сергеевной, библиографом Центральной районной библиотеки им. И.И. Пущина (г.Туринск). Клуб «Севастополь» благодарит Александру Сергеевну за собранный ею ценнейший материал, позволяющий восстановить малоизвестные страницы в истории Среднего Урала.

***

В 1928 году в Туринском районе начала функционировать будущая всемирно известная Фабрика детской игрушки. Начало ее известности положила кустарная разнопромысловая артель, работники которой, в основном, работали на дому и сдавали готовую  продукцию (кули из мочала, рыбацкие сети) в артель. Численность артели на тот момент составляла всего восемь человек, из транспорта – несколько лошадей. Первым руководителем разнопромысловой артели стал Петр Алексеевич Суслов.

В 1934 году П.А. Суслов передал свои полномочия Ивану Григорьевичу Глебовичу. Кустарная артель была преобразована в транспортную. Коллектив её работников состоял из жителей Туринска. Приглашали тех, у кого была собственная лошадь. Транспортная артель выполняла услуги по перевозке различных грузов в городе и районе. Одновременно артель выпускала обозную продукцию: сбрую, дуги, полозья к саням, тележные колёса, ткали рогожи, попоны. В связи с высокой потребностью заказчика пришлось совершенствовать производство: появилась своя делянка в лесу, начали ткать кули, изготовлять рогожные хозяйственные сумки, мочальные кисти – всё лыко пошло в дело. Сами придумывали различные приспособления, станки. Также артельщики занимались сельским хозяйством: имели подсобное хозяйство в Гарях. Там они разводили скот, сеяли хлеб, изготавливали различные изделия из мочала, шили одежду. Численность работников составляла 40 человек, а количество лошадей доходило до 50-ти.

В 1936 году штат транспортной артели увеличился до 90 человек. Расширился ассортимент товаров, выпускаемых артелью: кроме ткацких изделий стали вырабатывать продукцию из древесины: бочки, чаны, кадки, корзины… В мае 1938 года транспортная артель была реорганизована и получила новое название «Артель 1 Мая».

С началом Великой Отечественной войны мужчины ушли на фронт, на производстве, в основном, остались женщины и подростки. С первого года войны «Артель 1 Мая» перешла на выполнение оборонного заказа: занялась выпуском санитарных фургонов, телег, саней-розвальней; из серой ваты вязали носки и рукавицы, из мочала плели попоны для лошадей, пологи для саней перевозить раненых. Также изготавливали ножи, кольца и копья для лыжных палок, шили матрацы, чинили шинели раненых солдат, размещенных в эвакогоспиталях Туринска. «Все для фронта, все для Победы!» – это лозунг действовал и здесь. Работники сельхозартели «1 Мая», совместно с артелью им. Дзержинского, вручили 110 тысяч на эскадрилью «Свердловский колхозник».

С 1941 по 1948 годы «Артелью 1 Мая» руководил эвакуированный Матвей Соломонович Штейнварг. Из 14 артельщиков, ушедших на фронт, с войны вернулись только двое.

В послевоенный период, начиная с 1948 года, «Артель 1 Мая» перешла на выпуск мирной продукции. Там гнули колеса к телегам и полозья к саням, в которых остро нуждались почти все хозяйства района и города, шили верхнюю одежду, матрасы, ткали кули из рогожи (мочала), плели лапти. Теперь в производство пошло не только мочало, но и ствол липы. Начали точить из дерева скалки, толкушки, шкатулки, приступили к изготовлению мебели. В продажу поступили новые гардеробы, комоды, потом шифоньеры с зеркалами, мягкие диваны и круглые столы.

Первая игрушка – «каталка-песочница» была выпущена в 1955 году. Начали отовсюду поступать первые заказы. В этот период коллектив артели возглавлял Федор Васильевич Корнилов.

Через три года коллектив «Артели 1 Мая» принял А.В. Карьков. Тот период отличался процес­сом укрупнения мелких кустарных артелей. 15 сентября 1959 года «Артель 1 Мая» была объединена с Туринской лесохимартелью. Вскоре, по приказу от 30 сентября 1960 года №199 Свердловского областного управления местной промышленности, артель была принята в эту систему на правах хозрасчетного предприятия и поменяла название на ФАБРИКУ ДЕТСКОЙ ИГРУШКИ. Андрей Викторович Карьков стал первым ее директором.

Всего за период расцвета ФДИ было разработано более 350 видов игрушек и сувениров. Годовое число матрёшек было 32 тысячи. К 1985 году фабрика вышла на производство миллиона изделий. Продукция поставлялась в Америку, Англию, Францию, Данию, ФРГ, Италию, Канаду (всего 16 стран мира). Не одно поколение уральцев, да и не только уральцев, выросло на деревянных игрушках производства Туринской фабрики.

На фото: туринская игрушка.

Список литературы

  1. Васьков М. Туринская фабрика детской игрушки (историческая справка) // Заря. – 1974. – 1 июня. – С. 3.
  2. Иванов Ю. Матрешка шагает по Европе // Заря. – 1984. – 10 января. – С. 3.
  3. Мачихина З. Туринскую игрушку отправляли в 16 стран мира // Известия-Тур. – 2013. – 20 декабря. – С. 4.
  4. Новоселов А. Биография туринской игрушки // Заря. – 1991. – 31 августа. – С. 3.
  5. Реутова Л.М. Школьный образовательный туризм: прошлое и настоящее туринской матрешки // Образовательный туризм и перспективы его развития в уральской глубинке: материалы Х Потоскуевских чтений / под ред. Н.А. Узиковой. – Ижевск: Принт-2, 2016. – С. 48-55.