Страницы военной биографии деревообрабатывающего комбината

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Представляем читателям нашего сайта нового участника краеведческого конкурса «Малые заводы Урала в годы войны» – Алапаевскую библиотеку (МБУК «ЦБС» МО г. Алапаевск). В своем исследовании Надежда Валентиновна Бакастова, заместитель директора по информационно-библиографической работе библиотеки, расскажет о деятельности в военные годы Алапаевского деревообрабатывающего комбината. Клуб «Севастополь» благодарит Надежду Валентиновну за проделанный труд и предоставленные фотоматериалы.

Текст дается в сокращении.

***

С 1929 года в городе работал деревообрабатывающий комбинат (ДОК), основной продукцией которого были стандартные дома и строительные материалы для их постройки, а также мебель. Новостройки города и Свердловской области снабжались продукцией в первую очередь, уходила она и в другие регионы Советского Союза.

В 1939 году столярный цех ДОКа начал осваивать новый вид продукции для обороны страны, это была укупорка для авиабомб, она в отчётах отмечалась как «прочая продукция». За её качеством следили особо, точность размеров определяли микрометром, а приёмку вёл военпред (военный представитель). Один вагон такой продукции стоил 250 тыс. рублей, а столярный цех и цех домостроения, где велось изготовление, выпускали в месяц 8–10 вагонов «прочей продукции».

С началом Великой Отечественной войны особым стратегическим сырьём стала древесина. Оккупация западных регионов СССР, приведшая к значительной потере лесопромышленной территории, возлагала на Урал особую ответственность по обеспечению фронта древесиной. Она шла для самолётостроения, судостроения, изготовления тары для снарядов и боеприпасов. Из неё делались ложи винтовок и автоматов, телеги и другое армейское имущество и снаряжение.

В 1941 году к «прочей продукции» деревообрабатывающего комбината добавилась новая – изготовление десантных планеров.

С конца июня по декабрь 1941 года было эвакуировано из центра на Урал, в Сибирь и другие восточные территории СССР 1523 промышленных предприятия, в том числе 1300 крупных, в основном военных, заводов.

Один из них в конце октября 1941 года прибыл из Москвы в Алапаевск. Это был 445-й авиационный завод. Директор Ленков, секретарь партбюро Мартыненко, секретарь комитета ВЛКСМ Стельмах. По прибытии в Алапаевск завод разместился в центре города в большом двухэтажном здании бывшей фабрики-кухни на ул. Ленина. Другая часть завода была размещена на территории ДОКа, который передал ему часть своей территории и цехов. К заводу были также прикомандированы ИТР и служащих – 14 человек, рабочих – 223 человека. Здесь с конца 1941 года началось производство десантных планеров А-7. Планер – удивительный летательный аппарат, планирующий в воздухе без мотора. Он совершает полёт за счёт потока воздуха на крыле, создающего аэродинамическую подъёмную силу. При этом он не слышен.

Именно эти качества бесшумного самолёта особенно приглянулись военным. Такой летательный аппарат мог перебрасывать диверсионные силы и десантные подразделения в тыл противника. Одновременно с этим возможно было транспортировать технику и вооружение ближе к зоне боевых действий.

alapaevsk-b_planerПланер, изготавливавшийся в Алапаевске

Но подготовленных площадей не хватало, и поэтому решили использовать крытый навес, пристроив к нему стены. На организацию всех работ был установлен срок – один месяц. Люди работали без выходных и днём и ночью. И в течение 23 дней из открытого навеса построили цех с пристроем. Стены сделали дощатые и засыпали опилом. Только этого «строительного материала» было в достатке. Установили всё оборудование, вставили оконные рамы, а стёкла нет и отопления тоже. Тогда начальник цеха Немытов Н.А. приказал в пристрое установить кирпичную печь. И для рабочих организовали маленькую обогревалку. К 15 декабря цех начал выдавать продукцию, и всю зиму 1941–42 гг. работал без стёкол и обогрева. Акт о сдаче цеха подписали только в феврале 1942 года, когда мало-мальски смогли застеклить окна. А за зиму рабочие у станков не раз обмораживали лицо, руки, ноги. Только летом построили для цеха временную котельную для отопления, проложили узкоколейку для перевозки пиломатериала, который зимой возили или на себе, или на лошадях.

Производство планеров состояло из двух частей – изготовления и сборки, поэтому и разместили их на разных площадках. Сборка велась под усиленной охраной.

Татьяна Ивановна Фоминых, вспоминая о работе на заводе, рассказывает: «Я работала на 445-м авиационном заводе на сборке планеров. Завод эвакуировался к нам из Тушино. Размещался он в самом центре города Алапаевска. Здесь же в этом здании была рабочая столовая. Особых разносолов не было, весной и летом варили суп даже из крапивы, нам давали в день по 800 граммов хлеба плюс ещё по 400 граммов на иждивенца. Работали по 12 часов, с 8 утра до 8 вечера, а следующая смена с 8 часов вечера до 8 часов утра. Приходилось иногда работать и сверхурочно. В основном трудились молодые».

Дирекция завода, мастера и кадровые рабочие – все были москвичи. Готовую продукцию – десантные планеры – принимали военпреды. Алапаевцы, а это были в основном молодые ребята, которые по возрасту ещё не ушли на войну, пришли работать на 445-й авиазавод. Узнав о заводе, Тамара Музафарова и её подружка, Валя Власова также пришли сюда. Их цех находился на территории ДОКа. Работали вначале учениками. Вскоре молодые девушки освоили свою профессию и их поставили на основную работу. Тамара работала на разметке с шаблонами, которые накладывались на фанерные листы, а после разметки их выпиливали и зачищали. Эту работу выполняли уже рабочие из москвичей и наши опытные специалисты.

Видя старание и грамотность Тамары, поставили её выполнять работу учётчика. Она вела учёт всех выполненных работ в цехе и заполняла наряды. На заводе была очень строгая дисциплина. Этого требовала обстановка военного времени. Все трудились под девизом: «Всё для фронта, всё для победы!». Обязывали и дисциплинировали лозунги, которые были развешаны на стенах цехов:

«Обороняй свою страну в бою и мастерских.
Ушёл товарищ на войну – работай за двоих!»
*
«Хочешь врага победить на войне –
План выполняй вдвойне и втройне!»
*
«Спайка фронта и тыла крепка.
Брат на фронте – сестра у станка!»

Вместе с девчатами работали на заводе и молодые 15- и 16-летние парни. Они ещё не доросли до своего совершеннолетия. Их не брали на фронт. Но и в тылу у них было ответственное дело. 15-летними пареньками пришли на авиационный завод Василий Никонов, его средний брат Николай Постовалов, Михаил Кокшаров. Поставили их на сборку крыльев. Очень ответственное дело – навешивать на собранные крылья элероны. Здесь же была сборка фюзеляжей и всей остальной конструкции десантного планера. Готовые планеры проверяли ОТК, а потом каждый планер принимал военпред.

Проводились испытательные полёты планеров на Алапаевском аэродроме. С замиранием сердца смотрели алапаевцы на кружащие над городом, никогда не виданные машины. Они возникали как бы ниоткуда, поднимаясь над горой Ялунихой. Сделав несколько кругов, снова исчезали за ней. И даже не верилось, что эти лёгкокрылые машины уже через несколько дней будут на фронте. Готовые планеры перед отправкой разбирали, грузили на автомашины и ночью везли на вокзал. Они грузились в вагоны и платформы. Их отправляли к месту назначения.

Через два года в мае 1943-го 445-й авиационный завод демонтировал своё оборудование, погрузил в вагоны и отбыл обратно в Москву. Огромный состав грузовых вагонов и теплушек 13 суток добирался до Москвы. Теперь уже алапаевцы ехали в столицу.

Первый эшелон завода прибыл в Тушино на то место, откуда он был эвакуирован на Урал в Алапаевск. Приехавших в Москву заводчан поселили в одном из учебных заведений. Большие аудитории приспособили под жильё, поставив в каждой из них переборки из фанерных щитов. Здесь жили и работали. О том суровом военном времени Василий Никонов вспоминает так: «В Тушино мы начали делать самолеты ИЛ-2. Я выполнял ту же работу, что и в Алапаевске. Со мной вместе работали наши алапаевские ребята. Это были Михаил Кокшаров, Пётр Солдатов и другие».

Жили трудно, как все. Свои впечатления о тех днях у Тамары Музафаровой: «Как только начинался налёт вражеской авиации, мы с рабочими подымались на крыши цехов, потому что немцы с самолётов бросали зажигалки. Если они падали на наши крыши, мы их хватали железными клещами и бросали в ящики с песком…»

Все невзгоды военного лихолетья испытали на себе наши земляки-алапаевцы в то суровое время войны. Там, в Тушино, в 1943 году была создана бригада, которую направили в прифронтовую полосу, доставили к месту назначения под Орлом на самолете «Дуглас». В её составе были слесари, столяры, маляры. Их боевой задачей был ремонт боевых самолётов, которые побывали в воздушных сражениях. В эту бригаду в числе других попали алапаевцы Василий Никонов, Михаил Кокшаров, Пётр Солдатов. Иногда аэродром, где они работали, подвергался налётам вражеской авиации. Воздух содрогался от разрыва бомб. Никонов, вспоминая об этом, рассказывает: «По тревоге мы бежали в лес, благо он был рядом. По первости натерпелись страху, а потом, со временем, привыкли к боевой обстановке. Жили тут же на аэродроме в землянках вместе с лётным составом».

В октябре 1943 года бригада рабочих возвратилась в Москву. Но они работали уже на сборке знаменитых самолётов ЛА-5.

Так наши земляки вписали ещё одну славную страницу в летопись Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. После войны не все алапаевцы вернулись домой. Часть из них осталась жить и трудиться в Москве.

Уже в 1942 году деревообрабатывающий комбинат приступил к выпуску мирной продукции. На освобождённых от врага территориях начиналось новое строительство. И пошли из города эшелоны с лесом и в разобранном виде готовые стандартные двухквартирные жилые дома. В 1945 году к ним добавили и одноквартирные брусчатые дома. Приходит эшелон с такими домами в любую местность, его надо разгрузить, найти место для строительства и собрать дом. Ведь в нём было предусмотрено всё до последнего гвоздя! Отправляли в подарок новосёлам столики, стулья, табуреты и небольшие письма с пожеланиями хорошей послевоенной жизни.

alapaevsk-c_domРаботники ДОКа с макетом двухквартирного жилого дома

В газете «Алапаевский рабочий» от 2.02.1946 г. начальник планового отдела Якимов Е.М. писал: «За годы войны выпуск продукции увеличился до 8,5 млн. рублей в год, что в два раза больше, чем в предвоенные годы. За самоотверженный труд в годы войны около 50 лучших людей комбината удостоены правительственных и наркомовских наград. На протяжении всего военного периода не было случая, чтобы коллектив комбината не справился с производственными заданиями. Наоборот, он всегда выполнял поставленный план». За успешное выполнение заданий Государственного Комитета Обороны ДОКу на вечное хранение передано Красное Знамя ВЦСПС и Наркомата чёрной металлургии.

Список литературы:

  • Алапаевцы в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. / под ред. Н.С. Перевозчиковой. – Алапаевск, 2005. – 281 с.
  • «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд» / под ред. Ю.П. Жиркова. – Алапаевск, 2015. – 144 с.
  • История развития Алапаевского деревообрабатывающего комбината. – Алапаевск, 1999. – 123 с.