Первые женщины-герои

osipenko-raskova-grizodubovaПервыми женщинами, удостоившимися звания Героя Советского Союза, были летчицы В.С. Гризодубова, П.Д. Осипенко и М.М. Раскова – экипаж, который 80 лет назад, 24–25 сентября 1938 года, совершил беспосадочный перелет Москва – Дальний Восток.

К началу 1930-х гг. отечественная авиапромышленность усилиями таких конструкторов, как Климов, Никулин, Швецов и других, преодолела зависимость от иностранного импорта, что имело значение для сокращения внешнеторговых расходов, усиления экономического суверенитета и укрепления военной промышленности. Но также отказ от импорта позволил отказаться от западных технических стандартов и готовых решений, что открывало перспективы для появления принципиально новых видов техники. В частности, 7 декабря 1931 года в докладе наркома обороны К.Е. Ворошилова была поставлена задача постройки самолетов для перелетов на сверхбольшие расстояния, что позволило бы заложить основы Дальней авиации в нашей стране.

Приказом Наркомтяжпрома реализация проекта РД (что означало «Рекорд дальности») была поручена конструкторам П.О. Сухому и А.Н. Туполеву, под общим руководством последнего. Разрабатываемая модель получила обозначение АНТ-25. К работе над новым самолетом были привлечены конструкторы М.В. Келдыш (впоследствии президент Академии наук СССР), А.В Петров и другие, а также в качестве консультанта летчик-испытатель М.М. Громов. Испытания модели проводились Г.Ф. Байдуковым, С.А. Леваневским, В.П. Чкаловым и другими знаменитыми летчиками.

На базе АНТ-25 разрабатывались тяжелые бомбардировщики дальней авиации, в том числе ДБ-1 и ДБ-2, однако Павел Осипович Сухой преследовал цель не просто создавать новые самолеты, но и по факту поставить новые рекорды дальности. Такие рекорды были необходимы для демонстрации технической мощи СССР, что обрело особую важность в 1938 году, учитывая агрессию Японии на Дальнем Востоке и действия Германии в отношении Австрии и Чехословакии.

Для рекордного перелета через всю страну из Москвы до Комсомольска-на-Амуре решено было использовать предварительно переоборудованный тяжелый бомбардировщик ДБ-2 (АНТ-37). Павел Осипович Сухой в интервью прессе следующим образом описал результаты проделанной работы:

«Мы хорошо понимали, что кабины в самолете должны быть не только хорошо оборудованными, но и удобными. Штурманскую кабину старались сделать предельно светлой, дающей возможность штурману хорошо видеть местность, над которой пролетает самолет.
В кабине первого пилота помещена обычная приборная доска. Утомленный дальним перелетом летчик может и не заметить, когда кончается горючее в одной группе баков и надо включить баки другой группы. Чтобы предупредить его об этом, в кабине мы поставили особую световую сигнализацию.
Когда наступает очередь вести самолет второму пилоту, ему не надо меняться местами с командиром, просто он берет свой штурвал и ведет машину.
Весь путь экипаж предполагает пройти на высоте тысячи метров, а в одном месте, преодолевая горы, машина должна подняться на высоту 5–6 тысяч метров. Поэтому на самолете установлено наиболее современное кислородное оборудование. Самолет берет кислород на 25 часов полета.
Перелет на большое расстояние заставляет экипаж брать не только повышенный запас горючего, но и специальное снаряжение, увеличенный бортовой и аварийный запас продовольствия. В хвостовой части фюзеляжа мы поместили аварийную радиостанцию с раздвижной мачтой, уложили десятидневный запас продовольствия, посуду, рюкзак с одеждой, оружие, патроны, различное снаряжение, включая лопатку, топорики и другое».

Командиром экипажа была назначена Гризодубова Валентина Степановна (1909–1993), дочь авиаконструктора и летчика С.В. Гризодубова, установившая на тот момент 5 мировых авиационных рекордов. Гризодубова лично участвовала в формировании команды для перелета, выбрав штурманом Раскову Марину Михайловну (1912–1943), с которой Валентина Степановна имела опыт совместных полетов. Кроме того, М.М. Раскова уже участвовала в установлении мировых авиационных рекордов на самолетах АИР-12 и МП-1. По ее предложению вторым пилотом был принят в команду летчик-самоучка Осипенко Полина Денисовна (в девичестве Дудник, 1907–1938), на тот момент установившая 4 мировых авиационных рекорда на гидросамолете МП-1. Полина Денисовна и Марина Михайловна также имели опыт совместных полетов.

Девушки назвали самолет «Родина». М.М. Раскова записала свои первые впечатления от самолета: «Машина показалась мне грандиозной. Она была намного больше и солиднее всех тех, на которых Валя летала до сих пор. Ее колеса были выше человеческого роста. Она напоминала тяжелые корабли. Но я не слыхала никогда в жизни, чтобы девушки летали на тяжелых кораблях. Уже одно то, что летчицам доверяют такую солидную машину, что Валя Гризодубова будет управлять таким огромным кораблем, – уже одно это волновало. Новый перелет казался еще более заманчивым и интересным».

sukhoyСлева направо: М.М. Раскова, П.О. Сухой, В.С. Гризодубова, П.Д. Осипенко.

Перелету предшествовала серия тренировочных вылетов, в том числе высотный по маршруту Москва – Свердловск – Москва: 4 часа предстояло лететь на высоте 4000 м и еще столько же на высоте 6000 м. Окончательно решение о перелете было принято правительственной комиссией 23 сентября 1938 г.

Незадолго до этого М.М. Раскова перенесла операцию по удалению аппендикса, но категорически настояла на продолжении участия в полете. В день отбытия лечащий врач снабдил летчицу опием и бензонафтолом на случай возможного приступа.

Старт состоялся утром 24 сентября. В 16 часов самолет, пролетая на высоте 4000 м, уже находился над Иртышем, в районе Омска. В 20 часов по московскому времени, на подлете к Красноярску, температура за бортом упала до –7 градусов, и в условиях облачности началось обледенение самолета, остановить которое удалось подъемом до 7450 м, за пределы холодного облачного фронта.

В то же время на самолете выходит из строя радиопередатчик, и остальной путь летчицам приходилось совершать без пеленгации, из-за чего в сложных метеоусловиях экипаж отклонился от маршрута. Израсходовав запасы топлива к 10 часам 25 сентября (по московскому времени), летчицы вынуждены были отказаться от первоначального плана посадки в Комсомольске-на-Амуре. Принимается решение посадить самолет на болоте, как потом оказалось, в окрестностях села Керби.

Перед посадкой Раскова по приказу Гризодубовой покинула борт с парашютом, поскольку положение штурмана в носовой кабине было весьма уязвимым при аварийной посадке. В 10:32 на высоте 2300 м М.М. Раскова совершила прыжок и приземлилась в тайге. В поисках места посадки самолета штурман провела в лесу одна несколько дней: лишь 5 октября девушка вышла на «Родину», которая не пострадала при посадке. Отряд спасателей из Комсомольска обнаружил самолет 3 октября и организовал на борту постоянно действующий лагерь для поисков М.М. Расковой и оказания медицинской помощи летчицам.

По продолжительности весь перелет, таким образом, занял 26 часов 29 минут. Его протяженность составила 6450 км (по прямой – 5910 км), что являлось новым женским мировым рекордом дальности полета. 2 ноября 1938 года летчицам за совершенный подвиг было присвоено звание Героя Советского Союза.

После полета, сделавшего девушек знаменитыми, летчиц ждала разная судьба. Полина Денисовна Осипенко погибла 11 мая 1939 г. в ходе тренировочного полета с Героем Советского Союза А.К. Серовым. М.М. Раскова и В.С. Гризодубова много усилий приложили для привлечения девушек в авиацию; обе отличились во время Великой Отечественной войны. Марина Михайловна Раскова сформировала авиагруппу из трех женских авиаполков (586 истребительного, 587 бомбардировочного и 588 ночного бомбардировочного). 4 января 1943 г. погибла в авиакатастрофе. Валентина Степановна Гризодубова в годы войны командовала 101 авиаполком Авиации дальнего действия, совершив лично около 200 боевых вылетов (из них 132 ночных), в том числе для поддержки связи с партизанами. После войны Гризодубова работала в приборостроении для гражданской авиации.

Источники:

  • Героини войны: Очерки о женщинах – Героях Советского Союза / Сост.: А. Белановский, П. Перепеченко. – М.: Госполитиздат, 1963.
  • Дрягина И. В. Записки летчицы У-2. Женщины-авиаторы в годы Великой Отечественной войны. 1942–1945. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. – (На линии фронта. Правда о войне).
  • Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России. 2-е изд., перераб. – М.: Машиностроение, 1981.
  • Исаев Н.В. Этот день мы приближали как могли. – Львов: Каменяр, 1984.
  • Кузьмина Л.М. Генеральный конструктор Павел Сухой: (Страницы жизни). – Минск: Беларусь, 1985.
  • Маркова Г.И. Взлет: О Герое Советского Союза М. М. Расковой. – М.: Политиздат, 1986.
  • Полынин Ф.П. Боевые маршруты. – М.: Воениздат, 1972.
  • Ракобольская И., Кравцова Н. Нас называли ночными ведьмами. Так воевал женский 46-й гвардейский полк ночных бомбардировщиков. 2-е издание, дополненное. – М.: Изд-во МГУ, 2005.
  • Раскова М. Записки штурмана. – М.: Молодая гвардия, 1939.
  • Ушаков С. Ф. В интересах всех фронтов. – М.: Воениздат, 1982.