Карпинский машиностроительный завод в годы Великой Отечественной

karpinsk2На краеведческий конкурс «Малые заводы Урала в годы войны» уже поступило одно исследование про Карпинский машиностроительный завод, которое было опубликовано на сайте «Севастополя». Однако, как выяснилось, параллельно с этой работой готовилось и другое эссе, посвященное тому же предприятию, – на сей раз от Библиотеки семейного чтения им. П.П. Бажова (МБУ «Карпинская ЦБС»). Автор эссе – Блинова Елена Юрьевна, заведующая сектором библиотеки.

Поскольку ценных сведений о местной истории не бывает слишком много, мы решили ознакомить своих читателей и с этой работой, за которую искренне благодарим Елену Юрьевну.

***

Есть на севере Свердловской области, в отдалённой её части, небольшой тихий город с видом на Уральские горы и богатой историей – Карпинск. И в этом маленьком городке в годы Великой Отечественной войны был рождён Карпинский машиностроительный завод, внесший достойный вклад в победу советского народа над нацисткой Германией в Великой Отечественной войне. Моё исследование – это дань памяти и уважения славной истории завода и людям, которые сознательно шли на все лишения, преодолевали любые трудности во имя грядущей победы.

Перечитав всю имеющуюся по истории завода литературу, ознакомившись с фондами областного и заводского архивов, я хочу поведать эту историю подрастающему поколению.

Тот воскресный день, 22 июня 1941 года, по воспоминаниям старожилов, был солнечным. В парке Дома культуры угольщиков играла музыка, по аллеям гуляли толпы народа. Но вот по отдалённым уголкам новоиспечённого города разнёсся горький голос беды: «Война!». Через пару минут парк был пуст…

С началом Великой Отечественной, когда возникла реальная угроза захвата фашистами Донбасса, приказом Народного Комиссариата угольной промышленности СССР с Украины на Урал, в Карпинск, был эвакуирован Сталинский (Донецкий) государственный машиностроительный завод имени ЛКСМУ (Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи Украины). Это было одно из ведущих предприятий горно-шахтного машиностроения Украины. Завод имел 20 тысяч квадратных метров производственных площадей, располагал квалифицированным персоналом рабочих и инженерно-технических работников. Вот такой большой завод предстояло перевезти и разместить на промышленной площадке бывшего медеплавильного завода.

В старом и неприспособленном здании гаража площадью 1100 квадратных метров была срочно проведена подготовительная работа: установлена насосная, проведено отопление, вдоль здания проложена узкоколейная железнодорожная линия для транспортировки изделий, возведено несколько пристроек лёгкого типа, оборудованы складские помещения. Проект размещения оборудования разрабатывался «Углемашпроектом».

В ноябре 1941 года из города Сталино прибыл первый эшелон с оборудованием и с ним небольшое число рабочих. В декабре – ещё два эшелона с оборудованием и людьми. Стояли жестокие холода…

Из воспоминаний И. Никеенко: «Вот мы и в Карпинске. Прибыли в середине декабря 1941 года. Люди выскакивали из тёплых, обжитых за долгую дорогу товарных вагонов и, задохнувшись от сорокаградусного морозного воздуха, растерянно оглядывались вокруг. Так вот он какой, Урал! Широкая заснеженная улица, обледенелые деревянные тротуары, упирающиеся в лес. Тайга и Уральские горы, подступившие к самому Карпинску».

В жестокие декабрьские морозы карпинцы и посланцы Украины трудились рядом на разгрузке и установке станков и оборудования. Механический цех №2 разместили в бывшем здании гаража, а для цеха №3 построили помещение на территории соседнего рудоремонтного завода. Тут же находился и инструментальный цех. Были использованы и производственные площади депо. Разумеется, что такая разбросанность цехов вновь организованного предприятия была вызвана необходимостью быстрейшего пуска эвакуированного завода.

Через месяц – два заработали станки. Завод стал выпускать военную продукцию и называться «Карпинский машиностроительный завод». Приказом наркома угольной промышленности В. Вахрушева директором нового завода был назначен Вениамин Абрамович Локшин. Строгий, но справедливый первый директор запомнился, наверное, всем, кто работал на заводе в те далёкие годы.

Здесь, в тылу, Победу ковали и квалифицированные рабочие, и старики, и дети. Кто не мог дотянуться до станка, становились на деревянный помост или просто на ящик для деталей. Солдатки и солдатские вдовы – вчерашние домохозяйки, не переступавшие прежде заводских ворот, овладевали сложными профессиями, стремились выполнить не менее двух норм – одну за себя, другую за мужа, за брата.

Но сперва новичков нужно было обучить. И тут с инициативой выступили старые кадровые рабочие завода: Пётр Касьяненко, Иван Иванов, Виктор Хилькевич, Иван Норенко, Николай Данилов и другие. Они вместе со своими учениками, пока те приобретали необходимые навыки, работали «на один наряд». Молодой рабочий или работница тут же, у станка, получали необходимую помощь и совет. В короткий срок бывшие школьные, торговые работники, технические секретари и служащие становились квалифицированными токарями, слесарями, электриками.

Кадры машиностроителей творили чудеса трудового героизма. Особенно отличались так называемые фронтовые бригады. Право носить это звание обычно присваивалось тем коллективам, которые в течение 2-х – 3-х месяцев выполняли производственные задания не менее, чем на 150–200 процентов и при этом давали продукцию только отличного качества. Своей сверхплановой продукцией коллектив завода помогал фронту уничтожать гитлеровских захватчиков.

Рассказывает Н.Т. Канивец: «Меня поставили к станку и дали задание – вытачивать заготовки для снарядов. Основная смена трудилась по 12 часов, а когда задание было срочным, то смена удлинялась до 16–18 часов. В холодный барак возвращаться, чтобы передохнуть пару часов, смысла не было. Спали тут же, на телогрейках у станков. И ничего, выстояли, всё выдержали, лишь бы война побыстрее победой закончилась».

В механическом цехе №3 было организовано производство некоторых деталей для реактивных снарядов установки «Катюша». Работы велись в большом секрете. Что удивительно, рабочим на руки не выдавали чертежей. Все детали делались по шаблонам и отправлялись в город Нижний Тагил для окончательной сборки.

Как правило, все рабочие имели лицевые счета помощи фронту, собирали деньги и тёплые вещи для бойцов Красной Армии. Комсомольцы и молодёжь завода активно участвовали в сборе средств на строительство танковой колонны «Карпинский комсомолец».

В результате творческого труда рабочих, инженеров, техников и конструкторов была изменена технология обработки некоторых деталей. Это позволило значительно увеличить производство «Катюш».

За успешное и бесперебойное выполнение плана завод неоднократно отмечался Государственным Комитетом обороны и Министерством угольной промышленности. Сотни трудящихся завода были награждены орденами и медалями Советского Союза. Это им были посвящены строки:

«Гвардейцы на фронте – стальная стена!
Их знает, их ценит, их любит страна.
За гвардией фронта – не меньшая сила –
Неустрашимая гвардия тыла».

Да, карпинские машиностроители были действительно неустрашимыми гвардейцами тыла! Они достойны сегодня нашего уважения и гордости за их самоотверженный и героический труд в годы Великой Отечественной войны.

Список использованной литературы:

  1. Брежицкий В.П. Путь через века: от Богословского медеплавильного до Карпинского машиностроительного завода / В.П. Брежицкий, Е.Ю. Рукосуев; РАН Уральское отделение; Институт истории и археологии; Международная Академия реальной экономики. – Екатеринбург: Издательство «Банк культурной информации», 2002. – 86,[1] с.: ил.
  2. Долгая дорога из Богословска в Карпинск: Посвящается 65-летию Карпинска: [Коллективная литературно-публицистическая, историко-документальная книга о Карпинске] / [редкол.: О.И. Брулёва]. – Карпинск: Редакция газеты «Карпинский рабочий», 2006. – 227, [4] с.: ил., порт., фот.
  3. Кто в имени твоем: Артемовский. Карпинск. Богданович. Серов: [культурно-исторические очерки] / Е.Н. Редикульцева [и др.]; ред.: Е.С. Зашихин, В.В. Нестеров. – Екатеринбург: Сократ, 2002. – 366, [2] с.: фот., фот. цв., порт.
  4. Никеенко И. Гвардейцы тыла / И. Никеенко // Карпинский рабочий. – 2001. – 28 декабря. – С. 14 – 15. – (Приложение «Богословский родник», выпуск № 12).
  5. Семенчик И. Стал родным седой Урал: [история эвакуации ПО «Донецкгормаш» в Карпинск в 1941 г.] / И. Семенчик // Карпинский рабочий. — Карпинск. – 2001. – 25 сент. (№ 77). – С. 3. – (Навстречу Дню машиностроителя).
  6. Тетерин В. Рождение завода / В. Тетерин // Карпинский рабочий. – 2001. – 26 октября. – С. 11 – 13. – (Приложение «Богословский родник», выпуск № 10).