На эту осень приходятся два юбилея выдающихся русских мореплавателей, имена которые связаны в истории географических открытий, – 240 лет адмиралу Ф.Ф. Беллинсгаузену (20 сентября) и 230 лет адмиралу М.П. Лазареву (14 ноября). Оба были видными флотоводцами, блестящими знатоками военно-морского дела, отважными защитниками Отечества, но в народной памяти закрепился в первую очередь их мирный, научный подвиг: открытие в совместной экспедиции последнего неизвестного континента на Земле – Антарктиды.
Михаил Петрович Лазарев родился 3(14) ноября 1788 г. в г.Владимир. Окончив в 1803 г. Морской кадетский корпус, М.П. Лазарев последующие пять лет провел, не сходя с палубы: это были годы стажировки в Атлантическом (включая Средиземное море) и Тихом океанах. М.П. Лазарев – боевой офицер, участник русско-шведской войны (1808–1809), Отечественной войны 1812 года, Наваринского сражения (1827), русско-турецкой войны (1828–1829). С 1832 г. Лазарев – начальник штаба, а с 1833 – главный командир Черноморского флота. За 18 лет пребывания Лазарева в этой должности Черноморский флот пополнился 170 новыми судами, в т.ч. был заложен паровой флот в России. В звании адмирала с 1843 г. Воспитал таких знаменитых флотоводцев, как Г.И. Бутаков, В.И. Истомин, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов и др.
В истории географии М.П. Лазарев известен как участник трех кругосветных плаваний: в 1813–1816 гг. в качестве командира корабля «Суворов» из Кронштадта к берегам Аляски и обратно (в ходе этой экспедиции, в 1814 г., в архипелаге Островов Кука Лазаревым был открыт атолл, названный именем А.В. Суворова); в 1819–1821 гг. в качестве командира шлюпа «Мирный» и помощника начальника первой русской антарктической экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена; в 1822–1825 гг. в качестве командира фрегата «Крейсер» в Атлантическом и Тихом океанах.
Скончался М.П. Лазарев 11(23) апреля 1851 г., похоронен в Севастополе.
Фаддей Фаддеевич (Фабиан Готлиб) Беллинсгаузен родился 9(20) сентября 1778 г. в Лахетагузе на острове Эзель (ныне Сааремаа, Эстония). Биографии обоих адмиралов во многом схожи. Как и М.П. Лазарев, Беллинсгаузен являлся выпускником Морского кадетского корпуса (в Кронштадте), по окончании которого в 1797 шесть лет служил на Ревельской эскадре в Балтийском море. Участвовал в русско-турецкой войне 1828–1829 гг. Занимался исследованиями о применении морской артиллерии. С 1839 г. совмещал должности военного губернатора в Кронштадте и главного командира Кронштадтского порта. В звании адмирала с 1839 г.
Не менее интересна биография Беллинсгаузена-географа. В 1803–1806 гг. он участвовал в первом русском кругосветном плавании на корабле «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна, а в 1810 г. занимался гидрографическими исследованиями на Черном море.
Ф.Ф. Беллинсгаузен умер 13(25) января 1852 г. в Кронштадте.
Первая русская антарктическая экспедиция 1819–1821 гг., которой в чине капитана II-го ранга командовал Ф.Ф. Беллинсгаузен, стала наиболее ярким событием в биографии этих мореплавателей. Участники этой кругосветной экспедиции на шлюпах «Восток» (командир Беллинсгаузен) и «Мирный» (командир Лазарев) за 751 день прошли около 50 тыс. миль (92 тыс. км) и открыли 29 островов и 1 атолл в водах Атлантического и Тихого океанов, в т.ч. острова Шишкова, Мордвинова, Петра I, Россиян. Экспедицией были проведены астрономические и навигационные исследования (под руководством профессора И.М. Симонова), собраны богатейшие коллекции морской и островной флоры и фауны, выполнены обширные океанографические изыскания. Завершилась экспедиция 24 июля (5 августа) 1821 г. возвращением в Кронштадт.
Главное научное достижение экспедиции – открытие великого южного континента, в существование которого мировая наука не слишком верила. Лишь М.В. Ломоносов, сын помора, был убежден в наличии материка, поскольку присутствие в водах Антарктики многочисленных айсбергов можно было объяснить лишь их откалыванием от мощного континентального ледника. 16 января по астрономическому времени, или 15(27) января 1820 г. по гражданскому календарю, на широте 69º23′ путешественники достигли «матерого льда», т.е. материка, покрытого ледником. Спустя несколько дней Беллинсгаузен на основании сделанных наблюдений смело предположил, что материк простирается за Южный полюс; как теперь известно, эта гипотеза оказалась верной.
Прискорбно, но славные имена вычеркнуты из истории мировой науки, на роль первооткрывателей Антарктиды предлагаются различные англичане и американцы. Наименее всего повезло Лазареву. Беллинсгаузена, благодаря его немецкой фамилии, иные дотошные ученые, не утратившие стремления к научной точности, все-таки упоминают. Австралийский ученый Роберт Кленси (2014) объясняет такую ситуацию «задержкой публикации его [Беллинсгаузена. – ВПК] путевого журнала на английском языке до 1945 года». То есть то, что было написано Ф.Ф. Беллинсгаузеном на немецком, англичанами не признается, хотя в свое время ученые континентальной Европы рукоплескали русскому флоту, а в 1867 г. германский географ Петерман заявил, что «имя Беллинсгаузена можно прямо поставить наряду с именами Колумба, Магеллана и Джемса Росса».
За научным забвением стоит не только шовинизм отгородившихся от остального мира англичан, которым не важно, о чем вот уже сто лет пишут в мире, раз это не написано на английском. Нет, есть еще и практические интересы, поскольку с некоторых пор англосаксы видели Антарктиду своими владениями, причем в течение ХХ века активно присваивали себе те или иные ее куски.
Первый захват антарктических земель англичанами произошел на рубеже веков, в 1900 г. Британская корона, учреждая управление губернаторства на предварительно «освобожденном» от местного населения острове Тасмании (туземцы были попросту вырезаны), произвольно включила в состав губернаторства антарктический остров Макуори. Следующий захват антарктических земель произошел 21 июня 1908 г., когда под управление Фолклендских (Мальвинских) островов, в ту пору «как бы» британских, отошли следующие, объявленные «зависимыми» земли: Южная Георгия, Земля Грейма, Южные Оркнейские, Южные Сандвичевы и Южные Шетландские острова. Первые британские базы в новых владениях появились в 1909 г. (Южная Георгия) и 1910 г. (остров Десепшн из группы Южных Шетландских островов).
Затем последовало кратковременное затишье, объясняемое балканским конфликтом, разжигание которого интересовало англичан гораздо сильнее, чем ледяная пустыня вокруг Южного полюса. Падение русской монархии в феврале 1917 г. убедило британцев, что одна из важнейших целей Первой мировой войны достигнута и пора вернуться к дележу Южного полушария. Уже 28 марта 1917 г. Фолклендские колониальные владения были заметно расширены за счет всех(!) антарктических островов, лежащих южнее 50-й параллели на участке 20–50º з.д. и южнее 58-й параллели на участке 50–80º з.д.: эти острова английским королевским указом, без ведома «мирового сообщества» (или с ведома мировой финансовой олигархии?), были объявлены британскими.
Однако приватизационные настроения британцев угасли в связи с европейскими делами, а точнее – с русскими делами, такими как подготовка «похода 14 государств» и строительство концлагерей на Русском Севере. Однако гибели и распада России не случилось, в декабре 1922 г. части растерзанного государственного тела вновь объединились, образовав СССР. И поэтому в 1923 г. англичане, более не занятые интервенцией, создали Антарктический магистрат, главой которого поставили премьер-министра Новой Зеландии. В состав магистрата вошли обширнейшие земли между 150º з.д. и 160º в.д., простиравшиеся от 60-й параллели до самого Южного полюса. Эти нескромные «угодья» получили название Колонии Росса.
Остальные «цивилизованные» хищники поняли, что теряют шансы, поэтому спешно принялись заявлять в одностороннем порядке свои права на те или иные кусочки белого континента: Франция – в 1924, Аргентина – в 1925 и 1927, Норвегия – в 1928 и 1931 гг. Заметим, что норвежцы в пылу азарта сочли своей собственностью, помимо прочих земель (раз в 10 превосходящих по площади саму Норвегию), и остров Петра I, открытый Беллинсгаузеном и Лазаревым в 1821 г.
Впрочем, главным землевладельцем в Южном полушарии продолжала оставаться Великобритания. С 1925 по 1932 гг. ее активность в Антарктике была низка, видимо, опять же из-за европейских дел. Но вот в январе 1933 г. к власти в Германии благополучно приходит австрийский путчист, и, облегченно вздохнув, англичане обращают взоры на юг. 7 февраля 1933 г. корона объявляет о создании Австралийской антарктической территории, куда включены земли между 45 и 160º в.д., за исключением Земли Адели, милостиво оставленной французам.
Соединенные Штаты первоначально не вмешивались в процесс дележки, одергивая остальные страны напоминанием о том, что невозможно объявить суверенитет неизученной и незаселенной территории. Таков руководящий принцип американской геополитики, в чем мы убедились, когда Кондолиза Райс на фоне сокращения населения в России объявила Сибирь «достоянием человечества»: земли, где тает население, не могут быть частью суверенного государства в глазах американцев и подлежат «честному» дележу между мировым сообществом.
Тем не менее, многие американские политики начали испытывать сильное беспокойство после 1924 г., когда кроме англичан в Антарктику устремились другие европейцы. Поэтому в ноябре 1939 г., едва начался завоевательный поход Гитлера по Европе, Рузвельт направляет на белый континент экспедицию Антарктической службы США. Экспедиция пробудет на территории материка с 1939 по 1941 гг., обследует территории между 78 и 148º з.д., оставит на посещенных участках «письменные заявки» в специальных футлярах, «что может в будущем являться основанием для объявления суверенитета от имени правительства Соединенных Штатов». Также в задачи экспедиции входило испытание разных видов оружия в полярных условиях.
В разгар Второй мировой войны большую активность стали проявлять Аргентина и Чили, которые с 1942 г. приступили к массовому сооружению полярных баз в Антарктике. Англичанам пришлось регулярно снаряжать экспедиции для основания собственных баз; с 1947 г. конкуренция между Британией и южноамериканскими странами приняла угрожающий характер, а в феврале 1952 г. даже имел место небольшой военный инцидент между англичанами и аргентинцами. Впрочем, суровый климат и ужасные условия судоходства срывали планы правительств по «освоению» Антарктиды, чем ставили могущественные государства вровень со слабыми.
Международный конфликт по поводу антарктических владений стал затихать лишь после 1955 г., особенно в преддверии Международного геофизического года (1957), а после Фолклендской войны 1982 г. перешел в латентную фазу. Однако совершенно очевидно, что схватка за белый континент может возобновиться в любой момент, поэтому вопрос о приоритете в открытии Антарктиды имеет колоссальное геополитическое значение.
Рекомендуемая литература:
- Беллинсгаузен Ф.Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 1820 и 1821 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный». 3-е изд. – М., 1960.
- Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. Т. 4. – М., 1985.
- Терешников А.Ф. История открытия и исследования Антарктиды. – М., 1963.