Красноуральский медеплавильный: всё ради Победы

krasnouralskПриятно видеть, что нисколько не иссякает поток сочинений на конкурс «Малые заводы Урала в годы войны», хотя до завершения мероприятия остаются считанные дни. Из города Красноуральска в Клуб «Севастополь» пришло письмо от Снежаны Александровны Вагиной, библиографа центральной городской библиотеки (МБУ «ЦБС» ГО Красноуральск). Автор нового эссе расскажет нам о трудовом подвиге рабочих знаменитого медеплавильного завода, выросшего на заре индустриализации при Богомоловском месторождении. Коллектив Клуба «Севастополь» шлет свою благодарность Снежане Александровне.

***

Название ОАО «Святогор» известно всей нашей стране. Это предприятие в городе Красноуральск родилось в конце 20-х годов прошлого века и вместе со всей страной пережило военное лихолетье.

Нападение фашистской Германии на нашу страну потребовало принятия чрезвычайных мер по переводу заводов тяжёлого машиностроения на военное положение. Эти предприятия стали выпускать артиллерийские системы, миномёты. Большого одобрения заслуживает инициатива красноуральских медеплавильщиков: они первыми внедрили вторичное дутьё на отражательных печах и достигли значительного эффекта. На производство вооружения и боеприпасов переводились также ремонтно-механические цеха заводов, предприятия промышленности. Гвардейцами трудового фронта с большим уважением называли металлургов Красноуральского медеплавильного завода. Работники этого предприятия недосыпали, недоедали, ощущали острую нехватку в одежде, обуви, а на фронт отправляли посылки с полушубками, валенками, варежками. На фронт уходила и грозная боевая техника, приобретённая на личные сбережения трудящихся.

Неустроев Дмитрий Сергеевич был директором Красноуральского медеплавильного завода с января 1941 по август 1946 года, приказ о его назначении директором КМЗ датирован 28 января 1941 года и подписан наркомом цветной металлургии СССР Петром Ломако. План по выпуску черновой меди в 1941 году завод выполняет на 122%. В августе 1941 года наш медеплавильный завод им. С. Орджоникидзе получил задание – создать оборонный цех по выпуску боеголовок к снарядам для легендарных «Катюш». Со всего завода собрали токарные станки, объединили высококвалифицированных станочников. А уже в сентябре состоялся пуск оборонного цеха. Возглавил коллектив Г.Л. Шишкин. В сентябре 1941 года этот цех уже выпустил первую продукцию. Ежедневно с подъездных путей комбината стали отправляться вагоны с грузом для фронта.

В цехах создавались фронтовые бригады. Работать в составе такого коллектива – высокая честь, которую надо было заслужить. Рабочие Алексей Бадьин, Паня Чувашова и Полина Усова обдумывали технологию производства снарядов для гвардейских миномётов. Они работали в подвальной комнатушке, их действия были засекречены. Помимо выполнения основной работы, работники медьзавода выезжали на заготовку дров, разгрузку кирпичей, уборку отходов на обогатительной фабрике. Мастер-рационализатор И.П. Бадурин возглавил комсомольско-молодёжную смену. Из его воспоминаний: «С каждым днём работать становилось всё труднее. Многие квалифицированные рабочие уходили на фронт. Их места за станками занимали юноши и девушки: ученики старших классов и выпускники ремесленного училища». В ноябре 1941 года Анна Фёдоровна Саванникова впервые на токарном станке выполнила задание на 122%. Смена И. Бадурина держала первенство: производственный план 1942 года она выполнила 25 октября, на 65 дней раньше срока.

Новички горели желанием как можно быстрее освоить специальность, следили за работой квалифицированных станочников, старались не пропускать ни одного их движения. А вечерами, после трудовой смены, они читали книги по теории резания, кропотливо изучали устройство станков и приспособлений к ним. Уже к концу 1941 года большинство новичков стало значительно перевыполнять нормы выработки. Некоторые из них освоили по 2–3 и более операций. Восемнадцатилетний токарь В.Т. Костылев и работница Шишкина освоили по две операции.

К началу 1942 года на предприятия области поступило 22 тыс. женщин, и трудились они в тылу для Победы не меньше мужчин. Недаром Н. Вахлина так писала об их работе в тылу:

…Как будто бы вновь фронтовая бригада
Штурмует металл день и ночь напролёт,
Как будто бы снова точу я снаряды,
Что фронту давал наш уральский завод.

В 1942 году плавильщица металлургического цеха Александра Степанова, встав на стахановскую вахту, дала проплав шихты сначала 4,7 тонны на квадратный метр площади пода печи, а потом – 5 тонн (при плане 4 тонны). Инициатива Шуры Степановой по освоению сложных мужских профессий была широко подхвачена девушками Красноуральска, области, всей страны. Только на Красноуральском медьзаводе её примеру последовало 60 тружениц. Во всех производственных коллективах создавались фронтовые бригады. На Красногвардейской шахте была создана первая на Урале забойная бригада женщин, которую возглавила Мария Николаевна Миронова. Из её воспоминаний: «Работали мы по 10 часов, было нелегко. Женщины выполняли все необходимые по технологии рабочие операции, старались не отставать от мужчин. В забой спускались рано, до восьми утра, а поднимались после двенадцатичасовой смены в восемь вечера. Внизу, под землёй, работали при тусклом свете карбидки, которая позволяла видеть всего на два метра вперёд».

На заводе работала в основном молодёжь, в том числе и пятнадцатилетние подростки. Продукцию грузили сами после ночной смены. Все знали: снаряды нужны фронту. С нашего завода они шли на другой завод, где их начиняли, а потом направляли по назначению. С начала 1942 года развернулось движение «тысячников», появлялись новые примеры рекордной производительности труда. За образцовое выполнение заданий правительства по производству боеприпасов директор завода Д.С. Неустроев в январе 1942 года был награждён орденом Красной Звезды. Один из самых опытных токарей механического медьзавода – Анатолий Трефилов, который производственные нормы ежедневно выполнял на 180–200%. Большое внимание уделял стахановец своему ученику – молодому рабочему Антонову, который быстро освоил эту профессию. С Трефиловым успешно соревнуются другие стахановцы цеха. Рабочие дали клятву работать так, чтобы наша Красная Армия получила больше боеприпасов для быстрейшего разгрома фашистов. Среди машинистов транспортного цеха медьзавода широко развернулось социалистическое соревнование за право подписать полугодовой рапорт товарищу Сталину.

Стахановцы перевыполняют норму, дают большую экономию топлива. Машинист Левин и составитель Вахрушев выполняли задание на 180%. Ещё до войны (13 ноября 1940 года) шахтёр Илларион Павлович Янкин перевыполнил норму на 894%. Новаторский метод И. Янкина подхватили работники Красноуральска, горняки Закавказья, Армении, Сибири и Дальнего Востока. В военные годы был внедрён метод многоперфораторного обуривания забоев Иллариона Янкина, в 1942 году на заводе зародилось янкинское движение. Правительство высоко оценило героический труд И.П. Янкина, который был удостоен почётного звания лауреата Государственной премии СССР и награждён орденом Ленина. В мае 1942 года Леонид Потапенко, недавний ученик ремесленного училища, выполнил норму на 1550%. Он был приглашён на совещание стахановцев-тысячников Свердловской области. Нарком цветной металлургии СССР П.Ф. Ломако наградил молодого токаря знаком «Отличник соцсоревнования НКЦМ» и премировал 1000 рублями с вручением похвальной грамоты. А известная поэтесса Агния Барто, присутствовавшая на совещании, посвятила ему своё стихотворение «Леониду Потапенко – молодому тысячнику»:

…У Лёни взрослая осанка,
А голос детский у него:
– Я помогаю делать танки,
Я изучаю мастерство…

Сернокислотный цех медьзавода начали проектировать ещё до войны. А когда началась война, ускоренным методом стали сооружать контактные аппараты. Следили за процессом учёные из эвакуированного научно-исследовательского института ГИПРОХИМ: Боресков, Терентьев, Вернадский. 4 декабря 1941 года новый сернокислотный цех выдал первую продукцию, которую ждал фронт. Серная кислота служила сырьём для изготовления взрывчатых веществ. В 1942 году на фронт шла аккумуляторная кислота для машин и танков. Часть продукции уходила для танков Уральского добровольческого танкового корпуса. В конце 1942 года по инициативе комитета ВЛКСМ медьзавода были созданы две фронтовые комсомольские бригады, а к январю 1944 года в городе работало 12 фронтовых бригад. Лучшими из них были смены и бригады К. Плешковой, М. Котовой, В. Соколова, Э. Кузнецовой и В. Павловой. Комсомолка Котова за трудовые достижения была награждена орденом «Знак Почёта» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

После окончания ремесленного училища Миннивагиз Ибрагимов был направлен в главный корпус обогатительной фабрики медьзавода. Вот он вспоминает: «Смена была по 12 часов, трудились без выходных и отпусков. Иногда на заводе случались аварии, и тогда молодёжь наравне со взрослыми работала по 20 часов. Спали здесь же, на фабрике, по 4 часа в сутки. На заводе была сильная комсомольская организация, деятельная, кипучая. Руководила комсомольской организацией Неволина Надежда Ивановна».

Из воспоминаний ветерана комбината М.В. Балакиной: «Зимой 1943 года меня приняли на работу рассыльной в энергоцех медьзавода. Старшие товарищи Иван Алексеевич Бурдакин, Николай Кузьмич Федин учили нас, подростков, не только работать, а в прямом смысле жить. Порой сутками приходилось работать голодными, труд был ручной, тяжёлый, особенно на ремонте электродвигателей. А разве забудешь самоотверженный поступок Володи Сморкалова, который своим худеньким телом закрыл вспыхнувший от случайно упавшего раскалённого кусочка кокса бак с пропиточным лаком. И сбил взметнувшееся почти до потолка пламя. Терпели голод и холод, не хныкали, не опускали руки перед теми сложнейшими производственными задачами, которые приходилось решать впервые в своей жизни. На ошибках и неудачах мы учились, получали первый опыт и производственную квалификацию».

В мае 1945 года запущено производство реактивной серной кислоты мощностью 1,5 тыс.т в год. Также в этом же году было налажено производство кристаллического сульфита натрия, а сырьём стал сернистый газ металлургического цеха и кальцинированная сода. А вот строки из писем фронтовиков трудящимся Свердловской области: «…Хороши уральские миномёты, плохо немцам от ваших мин».

За годы Великой Отечественной войны родились и встали на ноги новые отрасли промышленности: танкостроение, турбостроение, моторостроение. Наладилось производство пластмасс, кабеля, приборов и аппаратов для боевых машин. Советские труженики тыла своим героическим трудом обеспечили армию всем необходимым. Исход войны решался не только на полях сражений, но и в великой битве за металл, за боевую технику. Труженики тыла отдавали порой последнее ради Победы. В фонд обороны красноуральцы перечислили свыше 27 млн. рублей, на эти деньги было построено авиасоединение «Красноуральск», самолёты «Красноуральский ремесленник» и «Советский медник». Это был великий подвиг людей, которые видели в труде во имя Победы смысл своей жизни. В Великой Победе 1945 года есть и лепта нашего города, нашего медеплавильного завода. Красноуральские медеплавильщики совершили настоящий подвиг ради будущей жизни на земле.

На фото: ОАО «Святогор» сегодня (фото с сайта предприятия)

Список использованных источников:

  1. «Всё для фронта!»: Свердловская областная организация КПСС в годы Великой Отечественной войны (1941-1945): документы и материалы. – Свердловск: Ср.-Уральск. кн. изд-во, 1985. – 384 с.
  2. Красноуральск. Три четверти века / под ред. М. К. Кононовой. – Нижний Тагил: Издательский дом «Медиа-Принт», 2006. – 232 с.
  3. Красноуральский медеплавильный комбинат. Годы. События. Люди / авт.-сост.: Г. Григорьев, В. Котов, М. Кононова. – Екатеринбург: Филантроп, 2001. – 191 с.

4. По законам военного времени / руководит. проекта И.В. Бородулина, автор Г.В. Мохова. – Красноуральск: [Б. и.], 2015. – 247 с. – (Труженикам тыла, детям войны посвящается…)