Верхнетуринский машиностроительный завод в годы войны

memorialvturaНе было в стране такого поселения, которое бы не внесло своего вклада в Великую Победу. Что хорошо видно на примере Свердловской области. На протяжении 8 месяцев свердловские библиотекари-краеведы собирали исторические материалы к конкурсу «Малые заводы Урала в годы войны», и наши читатели смогли узнать о трудовом подвиге множества городков и поселков области. Есть среди этих городов Верхняя Тура, о судьбе которой в 1941–1945 гг. нам расскажет Туголукова Елена Михайловна, заведующая отделом обслуживания Центральной городской библиотеки им. Ф.Ф. Павленкова. Клуб «Севастополь» благодарит Елену Михайловну за присланное исследование.

***

Маленький город мой – Верхняя Тура… Струятся годы водами Верхнетуринского пруда. Зачерпни горсточку – вот оно, десятилетие. Сочится годами сквозь пальцы один год, второй, третий… Многое отражали эти воды: встревоженных вогулов с бессчетными стадами оленей, спешно покидающих привычные стоянки, и лица крестьян – строителей завода; нескончаемые обозы с железной рудой, и много чего ещё, что и пригрезиться-то не может.

Люди рождаются и умирают, оставляя дела свои потомкам, а время всё движется, сберегая имена одних для вечности, а другие – предавая забвению.

Сложно разглядеть сквозь линзу времени мелочи, но самое главное, самое важное забывать нельзя. И в ряду множества событий ХХ века – Великая Отечественная война и Великая победа, взнос в которую оплачен всем народом. Оплачен жизнью и смертью, великим трудом и великим подвигом.

Перед войной, в августе 1937 года Верхняя Тура и Верхнетуринский завод, который во всех документах значился как «завод № 72 наркомата боеприпасов», отметили двухвековой юбилей. После этого завод окончательно перепрофилировали на выпуск артиллерийских боеприпасов.

Буквально накануне войны, рабочий посёлок Верхняя Тура стал городом – 5 апреля 1941 года, согласно Указу Президиума Верховного Совета РСФСР. А дальше 1418 дней войны, до отказа напитанных трудовым подвигом и нереальными победами, в которые сейчас даже поверить трудно.

Уже на второй день войны на Верхнетуринском заводе было введено военное положение – в кратчайшие сроки производство «встало на военные рельсы». Вот она, статистика подвига – не высокие слова, а реальные цифры из монографии «Верхняя Тура: завод и город. 270 лет»: «За 10 суток цех № 10 был перепланирован на работу поточным методом. Для этого всё оборудование цеха необходимо было вынести и затем установить заново… Оборудование, эвакуированное и прибывшее из Донецка, вступало в строй за считанные часы. Новый прокатный стан в январе 1942 года был смонтирован за семь дней, хотя в соответствии с нормами и правилами на эту работу требовалось не менее месяца!»

Война в тылу – это не только о партизанах, это и про труд рабочих, про «фронтовые бригады», выполнявшие производственные задания «любой ценой». Первая фронтовая бригада токарей была создана на Верхнетуринском заводе в апреле 1942 года, под руководством Германа Петровича Найдёнова, который, как бригадир, работал на трёх станках сразу. Инициативу подхватили токари М.Одинцова, Н.Щукина, Е. Дровосековой; штамповщики М.Иванова, литейщики А.Хохрякова… Движение «фронтовиков» стремительно ширилось: около 300 человек, объединённые в 32 бригады, трудились, перевыполняя нормы в два, а то и в три раза. Некоторые работники даже домой выбирались не всякий день: подремав в уголке «горячего» цеха, снова вставали к станку.

Важнейшее правительственное задание с честью выполнили верхнетуринцы весной 1943 года. Лично прибывшие в апреле на завод нарком П.Н. Горемыкин и начальник главного управления Н.Д. Иванов озвучили заказ: «Изготовить и отгрузить на фронт к концу месяца не менее 1000 штук изделия «Ударник» для сокрушения брони немецких самоходных орудий «Фердинанд», тяжёлых танков «Тигр» и «Пантера». Впервые в истории завода новая разработка изготовлялась менее трёх месяцев. Коллектив столкнулся с огромными трудностями в процессе подготовки производства, потому что такое изделие изготовлялось впервые, кроме того, отправлять его на фронт нужно было полностью заряженным.

Прибывший из наркомата обороны полковник Натаров шутил: «Если этим корпусом даже не пробьём лобовую броню «Тигра», то все мозги ему вытрясем». Задание правительства выполнили блестяще: первую партию «Ударника» в 1000 штук отгрузили на фронт в конце апреля. В победе под Курском, на «огненной дуге», есть взнос верхнетуринцев!

Множество рацпредложений и технических усовершенствований, внедрённых в производство, относится к этому времени: экономия материала, скорость технологических операций и многие другие. Так, в декабре 1943 года для производства новой продукции заводскими металлургами был создан сплав «силумин». Ещё пример: Григорий Константинович Невольских, получивший за рацпредложение премию в 2000 рублей, полностью перечислил её на строительство танковой колонны «Боец всеобуча».

В рукописной книге патриота-краеведа Григория Константиновича Невольских, которая хранится в фонде МБУК «Центральная городская библиотека им. Ф.Ф. Павленкова» ГО Верхняя Тура, скопирована Правительственная телеграмма, адресованная директору завода т. Сухих, парторгу завода 72 т. Левицкому, председателю завкома т. Гылину и комсоргу ВЛКСМ т. Нечаевой: «Прошу передать рабочим, работницам, инженерно-техническим работникам и служащим завода 72, собравшим 457000 рублей на закупку снарядов для Красной армии, мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

За самоотверженный труд в годы войны заводчан награждали щедро. Первыми, в январе 1942 года, Орден Ленина получила токарь 14 цеха А.Белоусова, медалью «За трудовую доблесть» – токарь 4 цеха Свалов и заместитель начальника 5 цеха А.Сергеев. Всего же 46 человек получили заслуженные награды.

На плакатах военного времени – легендарный лозунг «Всё для фронта, всё для победы!». Всё – это напряжённый труд по 12 часов, после которого не отдых, нет! Заготовка дров, погрузка продукции, а уж потом – долгожданный сон, скудный обед, и снова – труд с полной отдачей сил.

На военных фотографиях цехов – женщины и дети. Г.Н. Потапов вспоминает: «Нас вдохновляли такие слова из песни: «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой».

Моя мама в 12 лет пришла на завод и «выревела» у мастера цеха право работать, наравне со взрослыми. «Окончив три класса Горьковской школы, в четвёртый она не пошла, а отправилась в Отдел кадров Верхнетуринского машиностроительного завода, проситься на работу. Высокая, но худенькая, пальцами можно перехватить – куда такую работницу пристроишь? Но взяли: и ящики снарядные сколачивала, и пояски медные зачищала, боясь хоть в чём-то отстать от взрослых. А после работы в цехе отправлялась вместе с соседками в лес, за дровами. И так же, как взрослые женщины, брала по две жердины. И тащила, выбиваясь из сил, потому что знала: кроме неё запасти дров и истопить печь некому. Зато поучала девчонка полновесную рабочую пайку. Трудолюбия и терпения Александре было не занимать, взрослым коллегам зачастую приходилось останавливать трудовой порыв двенадцатилетней труженицы тыла.

О войне мама говорить не могла: слёзный спазм захлёстывал горло, и никаких героических подробностей я не узнала, но так много было в обращённом к Богу мамином истовом – «Хоть что, лишь бы не война», что я понимала: даже прожить те четыре страшных года, день за днём, минута за минутой, все 1418 – уже героизм».

Сколько их было – малолетних тружеников тыла, не дотянувшихся, по малому росту, до станка? На ящиках и скамейках, с помощью «механической руки», устанавливающей в станки тяжёлые заготовки, выдавали они свои полторы – две нормы, приближая победу и свято веря в неё.

Апполинария Анатольевна Орлова, в 1941 году, в 14 лет ставшая рабочей 14 цеха, вспоминала: «Скидок на возраст никто не делал. В бригаде было четыре человека – по двое в смену заступали. Норма – 1000 деталей, а мы порой по 3000 делали. Тогда «Молнию» в цехе вывешивали с нашими показателями, красный флажок на станок прикрепляли. Не было большей радости».

Многие кадровые рабочие, ранее вышедшие на пенсию, вернулись на завод, и тоже нормой не ограничивались, перевыполняли её.

Спецпродукция Верхнетуринского завода: снаряды – осколочные, бронебойные, фугасные; осколочные гранаты; реактивные мины. Статистика сухо подтверждает: план 1943 года был выполнен заводчанами на 246%, 1944 – на 203%. Какой труд стоит за этими цифрами? Геройский, самоотверженный, непосильный, труд на грани подвига – других слов не подобрать.

Ещё один штрих к портрету Верхнетуринского завода его труженников: 30 декабря 1943 года в заводе, решением директора А.А. Сухих и парторга И.П. Малыхова, открыт Музей боевой и трудовой славы. Организатором музея назначили коммуниста А.Е. Сафонова. Музей в несколько комнат располагался при Заводоуправлении. Несколько лет назад Музей кардинально поменял свой интерьер, сейчас он находится на попечении краеведа-исследователя Сергея Васильевича Вахрушева, который и экскурсии проводит, и без вести погибших воинов-верхнетуринцев отыскивает. Чтобы помнить, чтобы гордиться.

На страницах городской газеты, на протяжении многих лет, публиковался цикл моих очерков «Земляки», состоящий из нескольких тематических блоков: участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, мастера-умельцы, народные таланты. Всего около 150 публикаций, и львиная доля из них – о войне. О людях, который достойно выстояли – на переднем ли крае, в тылу ли.

Когда говорят «Город-воин, город-герой», в памяти возникают Москва, Ленинград, Волгоград… Но ведь, если вдуматься, героями в то время у нас на Урале, в боевом строю не последней стояла Верхняя Тура.

Более 11.000 бойцов из Кушвинского района, в состав которого входил и наш город, ушли на фронт. Трое верхнетуринцев награждены высшим званием – Герой Советского Союза: артиллерист Владимир Иванович Бадьин, сапёр Анатолий Александрович Гробов, лётчик Михаил Александрович Сапожников. Имя Гробова увековечено на карте улицей, в центральной части Верхней Туры.

В августе 1984 года в Верхней Туре открыт Мемориал Славы воинам-верхнетуринцам, на плитах которого первоначально было высечено 620 фамилий погибших. Список пополняется, а на барельефах, подчёркивая единство фронта и тыла – фигуры рабочих и колхозников, тоже воинов, только трудового фронта. И над всем Мемориалом высоко возносится фигура воина-победителя, приветствующего высоко поднятой рукой всех, поднимающихся к памятнику по широким ступеням.

«Люди говорят: время проходит. Время говорит: люди проходят». Но память сохраняет имена, дела и даты. Самое главное, самое важное, без чего нет истории – страны ли, области ли, города…

Смотрится в пруд сопка Ермака, стерегут заводскую плотину тополя-исполины, сияют на солнце золочёные маковки Храма Александра Невского. Приметы времени и вехи вечности для маленького города с большой историей – Верхней Туры.

На фото: Мемориал Славы воинам-верхнетуринцам (с сайта АО «Верхнетуринский машиностроительный завод»).

Источники:

  • Коновалов П.А. Верхняя Тура: завод и город. 270 лет. – Екатеринбург, 2007. – 400 с.
  • Также использованы материалы заводской газеты «Знамя победы», городской газеты «Голос Верхней Туры», рукописной книги Г.К. Невольских «Страницы истории нашего города и завода. 1737–1982 г.».