Сегодня рассказ о комсомольцах в годы Великой Отечественной дарит нам Невьянская центральная городская библиотека им. П.П. Бажова. Исследование о героях-невьянцах подготовлено сотрудницами библиотеки – Соловьевой Таисьей Николаевной, заведующей отделом обслуживания, и Чучумовой Надеждой Анатольевной, библиографом. Оба автора, которым мы очень благодарны, являются участницами I-го тура конкурса «Малые заводы Урала в годы войны», на который представили свое краеведческое эссе «Дважды орденоносный Невьянский механический».
***
Комсомол на защите советского неба
Июнь 1941. Навсегда он останется в памяти поколений. С первых дней Великой Отечественной войны на защиту Родины выступили сотни тысяч комсомольцев.
На фронт уходили по комсомольским билетам, по спискам комсомольских комитетов, обсужденным и утверждённым на бюро.
Из Невьянского района в первой партии добровольцев отправленных на фронт из 94 человек были 36 комсомольцев. Многие из них были назначены политработниками [1]. Некоторые комсомольцы готовили себя к защите Родины ещё накануне Великой Отечественной войны, совершенно не представляя, как скоро могут понадобиться стране их знания и навыки.
В 30-х годах ХХ века в Советском Союзе активно развивалась авиация, стране нужны были пилоты, механики. В массы полетели призывы «Молодежь на самолеты!», «Дадим Советской стране 150 000 летчиков!». Молодые, задорные, мечтательные юноши и девушки стремились овладеть авиационными профессиями. В 1936 году в Невьянске был открыт аэроклуб. Ребят в возрасте от 17 до 23 лет набирались по путевкам райкома комсомола, выбирали лучших из лучших. Учеба требовала огромной самодисциплины, упорства. Занятия проводились вечером, что называлось «без отрыва от производства». Будущие техники и пилоты, после рабочей смены у станка или в поле, пешком добирались до аэродрома. К сожалению, невьянский аэроклуб существовал недолго, всего 3 учебных года, но было подготовлено более 130 специалистов, примерно треть, из которых продолжили обучение в школе ВВС. С первых дней Великой Отечественной войны полученные ими знания, мастерство особенно стали востребованы. Трем выпускникам Невьянского аэроклуба было присвоено звание Героя Советского Союза [7].
Георгий Тимофеевич Красота (1919–2005), 100 лет со дня рождения которого исполняется 23 апреля 2019 года, в годы войны сделал 197 боевых вылетов, из них 122 ночью. Звание Героя присвоено в феврале 1944 года [7].
Это о нем писал Герой Советского Союза генерал-полковник Н.П. Каманин в своей книге «Летчики и космонавты»: «Мастер штурмовых ударов, бил врага без промаха. Чуть выдавалась свободная минута лейтенант Красота доставал свой аккордеон. …Как-то доложили: “С боевого задания не вернулся лейтенант Красота”… Прошел день, другой, пятый… Но лейтенант Красота не погиб. Десять суток он пробирался к своим. …Раненый, обожженный, обмороженный, изголодавшийся, чудом державшийся на ногах, он то брел по сугробам, то полз. И все-таки вышел к своим… » [3].
Виктор Николаевич Сиротин – с начала Великой Отечественной войны – на её фронтах. В одном из воздушных боёв был сбит и ранен. К февралю 1945 года гвардии старший лейтенант Виктор Сиротин командовал звеном 75-го гвардейского штурмового авиаполка 1-й гвардейской штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта. К тому времени он совершил 432 боевых вылета на бомбардировки и 107 – на штурмовки скоплений боевой техники и живой силы противника, его важных объектов, нанеся ему большие потери. Звание Героя присвоено в апреле 1945 года [16].
Валерий Александрович Верхоланцев – с июня 1941 года участвовал в боях на фронтах Великой Отечественной войны.
Заместитель командира 98-го отдельного корректировочно-разведывательного авиационного полка (16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) майор Верхоланцев к концу войны совершил 187 боевых вылетов, уничтожил около 30 танков, более 160 автомашин с грузами и солдатами, разрушил 2 переправы на реках Западный Буг и Висла, успешно корректировал артиллерийский огонь и вел воздушную разведку.
Звание Героя присвоено в 1946 году [2].
Сегодня их имена хорошо известны, по крайней мере, жителям Невьянска, Кировграда, но нельзя не вспомнить имена и других бывших учлетов. Выпускники Невьянского аэроклуба участвовали во всех важнейших сражениях Великой Отечественной, где решалась судьба страны, где нужны были их воинское умение и стойкость. Многие награждены орденами и медалями СССР.
Герои-невьянцы (слева направо): верхний ряд – Красота Г.Т., Сиротин В.Н., Верхоланцев В.А., Узянов Г.Е.; нижний ряд – Мясников А.В., Калышева К.Х., Старостина А.П., Ушакова Т.П.
Подполковник ВВС Дмитрий Иванович Свечников отмечен двумя орденами Боевого Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, медалями. Свое боевое крещение, в ту пору ещё младший лейтенант, принял 22 июня 1941. Вместе со штурманом Николаем Орловским, вылетели для нанесения бомбового удара по вражескому аэродрому. В завязавшемся воздушном бою, их самолет был подбит, горел, пилоты из последних сил дотянули до нейтральной полосы, полуобгоревшие, превозмогая боль, добрались до своих. Здесь узнали, что из 14 экипажей вернулись лишь три. Непродолжительное лечение и снова в воздух. После перевода в резерв Главкома Дмитрий Иванович лично перегнал 89 самолетов с тыловых авиазаводов на фронт, с января по май 1945 испытал в воздухе 90 боевых «Ил-10» [7, 15].
Виктор Михайлович Горохов, окончил Левихинскую среднюю школу, поступил в Невьянский механический техникум, начал заниматься в аэроклубе. Небо настолько захватило его, что решил навсегда связать с ним свою судьбу. В 1941 году, окончив Краснодарское авиационное училище, стал летчиком штурманом. С 1941 по 1945 год воевал на Западном фронте. Не раз был представлен к боевым наградам: орденам Красной Звезды и Великой Отечественной войны, медалям «За взятие Берлина», «За взятие Кёнигсберга», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией». Ещё несколько лет после окончания Великой Отечественной войны продолжал служить в эскадрилье бомбардировщиков [8, 10].
Далеко не всем посчастливилось вернуться с боевых заданий.
Не вернулся на базу экипаж комсомольца Дмитрия Холкина, самолет был подбит, и лейтенант Холкин направил горящую машину на скопление войск врага [8].
Комсомолец Александр Иосифович Малявин с первых дней войны на фронте, летал сначала на бомбардировщике, потом на штурмовике [8, 12]. 25 декабря 1942 не вернулся с боевого задания под Сталинградом [9].
Григорий Ефимович Узянов, простой жизнерадостный парень, весельчак и балагур, воевал на самолете ТБ-3, совершал вылеты в глубокий тыл противника под огнем вражеской зенитной артиллерии и авиации. Летая вторым пилотом, отлично овладел техникой ночных полетов. Лейтенант Узянов погиб в 1943 году в Тамбовской области [8, 16].
Александр Васильевич Мясников мечтой о небе заразился ещё в школе, после учебы в аэроклубе, в числе лучших был зачислен в военно-авиационную школу. Прошел почти всю войну в авиационной разведке. Награжден орденами Красной Звезды, Боевого Красного знамени, Отечественной войны I степени. Командир авиазвена, гвардии старший лейтенант А.В. Мясников 5 февраля 1945 года при выполнении боевого задания в Восточной Пруссии на самолете ПЕ-2 пропал без вести [11].
Ещё обучаясь в средней школе Невьянска, мечтал о полетах и Алеша Кузнецов. Его мечта сбылась. Он стал летчиком. В воздухе он чувствовал себя превосходно и был готов в любую минуту сесть за штурвал боевого самолета и защищать границы нашей Родины. Комсомолец Алексей Григорьевич Кузнецов погиб 22 июня 1941 [8].
В 1942 году пропал без вести другой воспитанник аэроклуба Владимир Иванович Селянкин. Стрелок-радист 57 скоростного бомбардировочного авиаполка в ноябре 1941 представлен к ордену Красной Звезды. Вот строки из приказа: «Товарищ Селянкин энергичный, смелый, зорко наблюдает за воздухом и землей…За время боевых вылетов отражал атаки самолетов противника огнем своих пулеметов». Описаны действия Владимира Селянкина в 5 воздушных боях, когда не только были отражены атаки вражеских самолетов, но и собраны ценные сведения о расположении сил противника. Старший сержант В.И. Селянкин не вернулся с боевого задания 7 июля 1942 года [7, 13].
На защиту родного неба встали не только юноши, девушки не уступали им ни в смелости, ни в знаниях, ни в трудолюбии.
В начале апреля 1942 года в армию призвали девушек-добровольцев – тех, кто осаждал военкоматы и комсомольские райкомы с первых дней войны. Некоторые девушки даже писали в Государственный Комитет Обороны требования о том, чтобы их взяли добровольцами. Эти молоденькие девчонки не знали, в какие войска их призовут, куда доставят, чему научат, какие обязанности придётся выполнять на войне. Но они шли воевать, чтобы защитить свою Родину. Иначе не могли. Если бы из них подготовили разведчиц – они стали бы разведчицами. Выучили бы на радисток – они прыгали бы в тыл врага с парашютом и передавали оттуда сведения, необходимые стране. Девушки были готовы ко всему и на всё – к самому трудному, к самому опасному.
Выпускница аэроклуба Сафонова (Степанова) Фелицата Наумовна с июля 1941 года работала в Невьянском эвакогоспитале (отделение школы №2), а в 1942-м добровольно ушла в ряды Красной Армии, была зенитчицей, защищала небо Москвы [7].
Защитницей московского неба была и Иванова (Гаврилова) Руфина Николаевна. Кузьмина (Лавринова) Вера Николаевна после окончания аэроклуба была направлена в Херсонскую школу лётчиков, закончила штурманское отделение. Готовила кадры для авиации, а в 1942 году добровольцем ушла на фронт, служила на Дальнем востоке радисткой. Награждена медалью «За отвагу» [7].
Когда началась война, Клавдия Харитоновна Кадышева была студенткой. Многие её товарищи по институту уходили на фронт прямо с лекций. А для тех, кто оставался, программу «спрессовывали». И уже вначале 1942 года Клава попала в Невьянск учительницей. Первым делом она пошла в райком комсомола и попросила отправить её на фронт.
Сначала Клава Кадышева была рядовым бойцом, поваром, потом стала комсоргом аэростатного отряда. Спала по два-три часа в сутки. Редко четыре. И не подряд, урывками. А комсоргу ещё нужно было готовить и проводить политинформации и комсомольские собрания на постах всего отряда, кроме этого появилось много других забот. Аэростатные посты, на которых ей пришлось служить, были расположены в посёлке Щукино, у стадиона «Динамо», на волоколамском шоссе.
На окраины Москвы ещё просачивались с фронта вражеские диверсанты. На волоколамском шоссе однажды был брошен десант немецких автоматчиков. И оказались они почти рядом с аэростатным постом ничего не подозревавших уральских девчат. У соседей-артиллеристов фашисты сняли часового и уничтожили весь расчёт. Но в последнюю минуту кто-то из артиллеристов успел поднять тревогу. Десантников быстро окружили, и они сдались.
Как и многие московские аэростатчицы, Клава записалась в доноры. Но у неё была неважная кровь. Она месяц копила солдатские пайки сахара, потом съедала все за один день и на следующий день шла сдавать кровь. Сержант К.Х. Кадышева награждена медалью «За боевые заслуги» [4].
Среди защитниц московского неба была и невьянская комсомолка Антонина Павловна Старостина [5]. Она служила тоже в районе Волоколамского шоссе. Однажды осенью 1943 года Москву накрыла настоящая буря.…Ветер срывал крыши с домов, валил деревья… Верёвки аэростата трещали от непосильной нагрузки. Ледяные потоки дождя хлестали по бокам аэростата. Насквозь промокшие, исхлёстанные ветром, девушки удерживали аэростат за мокрые, ставшие скользкими верёвки.
Шквал захватил аэростатчиц на мосту через канал Москва-Волга. Некуда было спрятаться, негде было укрыться. Громадный газгольдер неистово рвался из рук. Но девушки всё же не растерялись. Каждая из них покруче намотала канат на руку, а другой рукой ухватилась за перила моста. Почти целый час девчата простояли так неподвижно – распятые на мосту, под холодным ливнем, с громадным, непослушным газгольдером. У Тони, как и у её подруг, всё тело захолодело, застыло. Потом шквал ушёл в сторону. И девушки, промокшие до нитки, перевели газгольдер на аэростатный пост.
На том же Волоколамском шоссе, в ту ночь с 23 на 24 сентября, отличилась землячка Тони Старостиной, невьянская комсомолка Лида Боликова. Она командовала постом, на котором были два аэростата, расположенных среди высоких деревьев в парке санатория. В одиннадцать часов вечера один из её аэростатов был сорван. Закрепить его заново никак не удавалось. И Лида Боликова вместе со всем своим расчётом провисела на стропах этого аэростата до шести часов утра, пока не кончился шторм. Девушки висели под проливным дождём, растеряв в темноте рукавицы и пилотки. Вокруг с треском падали старые деревья, которые завалили вход в землянку и чуть не придавили самих аэростатчиц вместе с аэростатом. Но никто не ушёл с бивака, никто не отпустил строп аэростата. Он был спасён. Ефрейтору Лидии Алексеевне Боликовой 10 октября 1943 года была вручена медаль «За отвагу» [4].
Среди невьянских добровольцев была и Татьяна Павловна Ушакова. Она, молоденькая учительница, комсомолка, не могла оставаться в стороне от общей беды. Была зенитным пулемётчиком, управляла очень сложным прибором управления артиллерийским зенитным огнём ПУАЗО-3. Он направлял огонь целой батареи. Награждена орденом Отечественной войны II степени [6].
Конечно, наш рассказ не смог вместить имена всех невьянских комсомольцев вставших на защиту советского неба в годы Великой Отечественной войны – их было гораздо больше и каждый внес свою лепту в Великую Победу. Это был подвиг комсомольский, подвиг добровольный и коллективный.
На титульном фото: Мемориал павшим в годы гражданской и Великой Отечественной войны в г.Невьянске (источник).
Список использованных источников:
- В борьбе и труде закаленная: о прошлом и настоящем Невьянской организации ВЛКСМ. – Невьянск, 1971. – С. 84.
- Верхоланцев Валерий Александрович: Электронный ресурс: https://peoplelife.ru/55544
- Все-таки вышел… // Звезда. – 1987. – 15 сент. (№ 98). – С. 2.
- Давыдов И. Подвиг начинался в апреле. Уральские комсомолки на защите московского неба. – Свердловск: Сред.-Урал.кн.-изд-во, 1970. – 206 с.: фот.
- Иноземцева Ю. Москва слезам не верит// Звезда. – 2017. – 11 мая (№ 19). – С. 4: фот.
- Иноземцева Ю. Невьянские зенитчицы // Звезда. – 2017. – 11 мая (№ 19). – С. 3: фот.
- Крылья дал Невьянск 1936-1986:золотой юбилей клуба: плакат/ Сост. Р. Плишкина, А. Игнатьева, Н. Бухлакова. – Невьянск, 1986.
- Крылья дал Невьянск: плакат/ Отв. за вып. Р. Плишкина, репродукции В. Ерагашева. – Невьянск, 1990.
- Малявин Александр Иосифович // Память народа. 1941–1945. Герои войны: Электронный ресурс: https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie4137039/?backurl=%2Fheroes%2F%3Flast_name%3D%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%B2%D0%B8%D0%BD%26first_name%3D%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%26middle_name%3D%D0%98%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%3Apotery_vpp%26page%3D1
- Мехаева А. Никто не забыт и ничто не забыто// Звезда. – 2015. – № 32, 6 августа. – С. 5.
- Пензина Л. Не плачь мама, а гордись…// Звезда. – 1985. – 9 мая (№ 56). – С. 3 фот.
- Плишкина Р. Полет начинался с Лебяжки// Звезда, 1972. -22 февр (№ 23). – С. 2: фот.
- Селянкин Владимир Иванович // Память народа. 1941–1945. Герои войны: Электронный ресурс: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie2021525/
- Сиротин Виктор Николаевич // Память народа. 1941-1945. Герои войны: Электронный ресурс: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie34182802/
- Смирнов Н. Воздушные трассы// Звезда, 1986, 8мая. – с. 4 фот.
- Узянов Григорий Ефимович // Память народа. 1941–1945. Герои войны: Электронный ресурс: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie10697668/