120 лет со дня рождения художника Александра Дейнеки

deinekaavto120 лет назад, 20 мая (8 мая по ст.ст.) 1899 г., в Курске родился знаменитый живописец Александр Александрович Дейнека – народный художник СССР (1963), лауреат Ленинской премии (1964), Герой Социалистического Труда (1969). За свою, увы, не очень долгую творческую жизнь (он скончался 12 июня 1969 г., в возрасте 70 лет), Александр Александрович создал множество работ в разных жанрах, от агитационных плакатов до книжных и журнальных иллюстраций. Однако известность ему принесли, разумеется, полотна о сильных людях, молодых и красивых, которые смело строят или защищают будущее своей страны, своего народа. Символом Военно-патриотического клуба «Севастополь» избрана фигура с одной из таких картин – боец с «Обороны Севастополя» (1942). По случаю юбилея А.А. Дейнеки мы размещаем на нашем сайте рассказ о том, как родилось это полотно – самое известное из всех посвященных Великой Отечественной войне.

***

(По В.П. Сысоеву и И.В. Долгополову.)

В разгар тяжелейших боев на Крымском полуострове Дейнека приступил к работе над картиной «Оборона Севастополя» (1942). Импульсом для замысла послужила фотография панорамы разрушенного Севастополя. Снимок пробудил в его памяти целый рой воспоминаний и чувств, направил воображение в неожиданное русло. Просматривая материал по довоенному Севастополю, хранившийся у него в альбомах и папках, он представил его улицы и набережные в огне жестоких сражений, сразу почувствовал, что должен это написать. В сознании мастера возникла картина яростной схватки, титанического противоборства человеческих характеров. Ему хотелось в отдельном факте Великой Отечественной войны сфокусировать смысл, глубокое нравственное значение эпохального столкновения двух непримиримо враждебных социальных миров и жизненных философий.

В изложении сюжета полотна художник не связал своей фантазии каким-то отдельным боевым эпизодом, имевшим место при осаде города, а оперировал всей суммой известных ему документальных свидетельств и кадров фронтовой кинохроники. Сюжетный и совпавший с ним композиционный центры картины стали своеобразным образным фокусом, в котором, как лучи в призме, собраны все психологические линии, все цепочки ассоциаций, представлений, содержательных эмоций, возникающих в процессе восприятия многоходовой композиции. Изображенная коллизия интерпретирована в двух взаимосвязанных аспектах. Первый обусловлен зримой констатацией факта прорыва обороны Севастополя частями немецкой пехоты и последовавшим за ним контрударом советских моряков. Если бы автор на этом остановился, его творение выглядело бы занимательной батальной сценой, акцентирующей внимание на внешних, по-своему выигрышных сторонах баталии. Но Дейнека пошел гораздо дальше, превратив сюжетное действие в завязку общечеловеческой драмы.

В группировке действующих лиц полотна художник использовал прием резкого масштабного приближения отдельных фигур, динамичного сопоставления дальних мизансцен с крупно поданным действием первого плана. Сам Дейнека так охарактеризовал этот принцип: «“Оборона Севастополя”» – картина сложная по типажу, что дало материал для ее фрагментирования. А вообще в данном случае фрагмент дает эстетическую и познавательную пользу, так как приближает к зрителю героев, дает возможность с ними ближе познакомиться, лучше увидеть их черты, – это напоминает кино, когда издалека, постепенно к вам навстречу идет человек. Вы видите его как стаффаж, потом – как силуэт всей фигуры и, наконец, крупным планом, со всем присущим ей характером».

Полный глубочайшего драматизма образ смертельно раненного моряка перебивает и одновременно уравновешивает ритмический строй дальней группы сражающихся. В глубине композиции движение вязнет в сплошной массе тел, рождает эффект сверхнапряженного массового единоборства, оттеняющего второй кульминационный момент сражения в средней мизансцене, где в яростном поединке сошлись двое участников баталии. В эскизе к картине именно персонажам этой группы отводилась роль смыслового центра, а моряк со связкой гранат появился на завершающей стадии художественной разработки сюжета. Дейнеке показалась недостаточной обобщающая сила данной группы, поэтому в окончательном варианте эскиза она ушла на второй план, уступив центральное место фигуре советского воина, ставшей ярким олицетворением главной идеи произведения. В процессе доводки образа художник обратился к обнаженной натуре. Поначалу ему никак не удавалось найти для него подходящей мужской натуры, а те, кто его устраивал по своим физическим данным, наотрез отказывались позировать, считая такое занятие неэтичным в условиях военного времени.

Наконец, одна из его знакомых спортсменок, чемпионка Москвы по академической гребле, согласилась позировать. Так на свет появились наброски для фигуры моряка со связкой гранат и ряда других персонажей картины, выполненные с обнаженной женской натуры. Эти рисунки, по словам самого автора, помогли ему «избежать какой бы то ни было приблизительности в трактовке тела, пронизанного сильным мускульным напряжением».

Охватывая взглядом панораму сражения, мы словно находимся в центре гигантской исторической сцены, в самой гуще борьбы, чувствуем, как кипящие вокруг человеческие страсти, волевые и физические усилия достигли высшего трагического накала. Свою замечательную картину Дейнека создавал в период, когда перелом в Великой Отечественной войне еще не наступил, а на Южном фронте Красная армия терпела жестокое поражение. Известие о падении Севастополя не позволяло художнику трактовать боевой эпизод обороны города с позиции победителя, вопреки известным фактам и обстоятельствам. Однако, несмотря на очевидный для нас исход схватки небольшого отряда моряков с превосходящими силами противника, содержание, выявленное трагическим сюжетом, вселяет уверенность в победе, отражает те свойства и качества народного характера, которые и станут грозным оружием в справедливой борьбе с захватчиками, послужат разгрому сильной, до поры непобедимой армии.

deinekasevastopol

По собственному признанию художника, не всегда можно логически объяснить, как и в каких глубинах сознания зарождается образ картины, из каких слагаемых складывается творческая удача и какие факторы мешают воплотить задуманное с должной силой и полнотой. К работе над «Обороной Севастополя» Дейнека приступил после поездки на фронт, в район контрнаступления советских войск под Юхновом, небольшим населенным пунктом, расположенным вблизи Москвы. 15 февраля 1942 года вместе со своим другом, художником Г.Г. Нисским, он мчался на попутной машине к передовой, обгоняя боевую технику и маршевые роты пехоты, спешившие на помощь наступающей армии. Весь этот недолгий путь прослежен в карандашных набросках. С душевной болью и беспощадным реализмом Дейнека рисует тела погибших людей и животных, подбитые танки и брошенные орудия, разрушенные станции и взорванные железнодорожные составы. Ряд выразительнейших набросков сделан им на поле боя, во время или сразу после прорыва вражеских укреплений. Его особенно интересует мотив атаки в стремительном развитии и резкой остановке. Нетрудно установить прямую связь между фронтовыми набросками художника и характеристикой отдельных персонажей в «Обороне Севастополя».

Вернувшись с фронта, он ощущает внутреннюю готовность к реализации словно зажившего своей самостоятельной жизнью грандиозного замысла.

«Я вернулся с фронта из-под Юхнова. Была жестокая зима 1942 года. Шли тяжелые бои. Снег был черным от взрывов и красным от крови бойцов. В те дни мне показали немецкий журнал с хвастливой фотографией разрушенного Севастополя.

Это вызвало во мне ярость и горе.
Ведь этот город я любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. Не знаю, хороша ли эта картина, но верю: она настоящая.
Ведь я писал ее на одном дыхании. Эти дни будто выпали из моего сознания.
Картина, работа поглотили меня всего».

На верхнем фото: фрагмент картины А.А. Дейнеки «Автопортрет» (1948).

Источники:

  • Долгополов И.В. Александр Дейнека. – В кн.: Мастера и шедевры. В 3-х тт. Т. III. – М.: Изобразительное искусство, 1988. 784 с
  • Сысоев В.П. Александр Дейнека. 1889-1969. – М.: Арт-Родник, 2010. 95 с.