80 лет от начала боев на Халхин-Голе

hakhingol80 лет отделяют нас от одной из блестящих побед русского оружия, не только вошедшей в анналы военной истории, но и сделавшейся поворотным моментом в глобальной геополитике. Речь идет о крупнейшей сухопутной операции за период меж двумя мировыми войнами – боях на монгольско-китайской реке Халхин-Гол, проводившихся с 28 мая по 16 августа 1939 года частями Красной Армией совместно с Монгольской Народной армией против агрессии японских захватчиков.

Еще 2 ноября 1917 г. Япония добилась у Запада признания своих «специальных интересов» в Китае, заключив с США договор, известный как соглашение Лансинг – Исии. Политика для достижения означенных «интересов» была четко сформулирована примерно 10 лет спустя, в 1927 г., меморандуме императору от председателя кабмина Японии, генерала Танаки: «Для того чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию». По факту же японские претензии распространялись и далее на север – на Камчатку и Сибирь до района Байкала при потворстве Запада, который ставил условием защиту интересов «международной торговли и международных инвестиций». Условие означало отказ Японии от продвижения в Юго-Восточную Азию (зону старых европейских колоний), благодаря чему самураям предоставлялась полная свобода в захвате Китая, Монголии, Манчжурии и восточной части СССР. Таким образом, вокруг нашей страны формировались два лагеря агрессии – Япония и Германия, аппетиты которых Запад планировал удовлетворить политикой «умиротворения», т.е. за счет советских территорий и некоторых соседних государств.

В 1931 г. Япония осуществила захват Маньчжурии; в том же году в Кремле И.В. Сталин произнес пророческую фразу о том, что до начала новой большой войны против СССР остается не более 10 лет. В 1932 г. Япония развязывает войну с Китаем. На границах Монголии в тот же период появляются многочисленные «туристы», учащаются мелкие провокации, с каждым годом отличающиеся растущей агрессией. Наиболее серьезные вылазки самураев имели место в 1935 и 1936 гг.

В июле 1937 г. японская провокация под Пекином сделалась стартовой точкой для Второй мировой войны (вопреки официальной версии), и с первых же дней боевых действий для западных политиков было очевидно, что «Японская атака в конечном счете направлена не против Китая, а против СССР. Японцы желают захватить железную дорогу от Тяньцзиня до Бейпина и Калгана, чтобы подготовить атаку против Транссибирской железной дороги в районе озера Байкал и против Внутренней и Внешней Монголии», – как сформулировал министр иностранных дел Франции И. Дельбос в августе 1937 г. на парижских переговорах с американским послом В. Буллитом.

Придерживаясь избранной политики, самураи уже на следующий год (1938) организуют ограниченный конфликт в районе озера Хасан, местности, открывавшей контроль за подступами к Владивостоку. Вылазка японцев была раздавлена под шум западных СМИ о «захвате» японских земель русскими и о «колоссальных потерях», понесенных РККА. Со страниц «Нью-Йорк таймс» открытым текстом давался совет Японии «воспользоваться этим случаем для ограничения ее действий в Центральном Китае», поскольку «настоящий японо-русский инцидент может автоматически вылиться в необъявленную войну» (3 августа 1938 г.).

Сразу после поражения, в августе 1938 г., японцы согласились сесть за стол переговоров с советской стороной, но западные правительства, перепуганные ослаблением Оси и потенциальным провалом планов против СССР, принялись активно «умиротворять» гитлеровскую Германию, которая уже в сентябре 1938 г. получает Чехословакию из рук британского премьера Чемберлена и французского премьера Даладье. В сделке, получившей название Мюнхенского сговора, принимала участие фашистская Италия (союзница Японии), что должно было вселить в самураев уверенность в гарантиях западных держав. В ответ Япония пошла на заключение военного блока с Германией и продолжила политику провокационных вылазок на границе МНР и СССР. Одним из таких актов агрессии стало вторжение 2500 японских военных 28 мая 1939 г. в Монголию в районе реки Халхин-Гол.

Нашим войскам приходилось отвечать на действия противника в непростых условиях: «Наш фронт разрезала речка Хайластин-Гол — приток реки Халхин-Гол. Ее долина идет перпендикулярно фронту. Изгибы и неровности этой долины использовались японцами как укрытие для своих войск и, особенно, для расположения тылов. Река Халхин-Гол и прилегающие к ней высоты являлись крайне выгодными тактическими рубежами, а обладание рядом командных высот давало японцам возможность создать здесь сильный оборонительный рубеж… Японцы, выбирая эти места для своей провокации, безусловно, рассчитывали на то, что Красная Армия будет оторвана от своих тылов и не сумеет развернуть здесь свою могучую технику» (Г.К. Жуков).

Наступление было остановлено монгольскими войсками и советскими частями, находившимися в МНР в соответствии с Протоколом о взаимной помощи от 1936 г. На следующий день японские войска были полностью вытеснены за пределы монгольской границы. Новая атака самураев последовала через месяц, в конце июня. В район боевых действий японцами были брошены 38 тыс. человек, 310 орудий, 135 танков и 225 самолетов. Операция японцев преследовала цель захватить плацдарм на западном берегу Халхин-Гола с ликвидацией пограничной советско-монгольской группы войск.

Советско-монгольские войска под командованием комдива Г.К. Жукова (с 31 июля – комкора) насчитывали 12,5 тыс. чел., 109 орудий, 266 бронемашин, 186 танков, 82 самолета. Используя численное превосходство, японцы в ночь со 2 на 3 июля форсировали Халхин-Гол и бросили ударную группировку на гору Баин-Цаган, чем создали угрозу окружения советско-монгольских войск. Бои с ударной группировкой длились 3 дня и завершились, однако, ее полным разгромом. Последовавшие атаки 8—11 и 24—25 июля также не принесли результатов, что вынудило японцев стянуть к границе свежие силы. 10 августа в районе Халхин-Гола находилось 75 тыс. японских военных, 500 орудий и 182 танка. Эти силы, поддерживаемые авиацией (более чем 300 самолетов), были сведены в так наз 6-ю армию под командованием генерала О. Риппо.

Советско-монгольские войска, также укрупненные к тому времени и сведенные в 1-ю армейскую группу насчитывали порядка 57 тыс. человек, 542 орудия и миномета, 498 танков, 385 бронемашин. Поддержку с воздуха для группы обеспечивали 515 самолетов. Общее командование осуществлялось комкором Г.К. Жуковым, монгольскими войсками руководил маршал МНР X. Чойбалсан.

20 августа, накануне наступления японцев, советско-монгольские войска нанесли упреждающий удар артиллерией и авиацией, после чего перешли в наступление. К 23 августа удалось сковать и окружить основные силы противника, а на седьмой день боев (27 августа) расчленить кулак 6-й армии на две части. Южная группировка была уничтожена в ближайшие 4 дня: «За четыре дня боев наступавшие на флангах советские танковые и мотоброневые бригады завершили полное окружение японских войск. Расположенные в центре стрелковые части, взаимодействуя с танками, при поддержке артиллерии и авиации, сумели прорвать передний край противника и раздробить оборонительную систему на несколько узлов сопротивления. Утром 24 августа командующий 1-й армейской группой комкор Г.К. Жуков поставил войскам задачу приступить к ликвидации окруженной группировки противника» (М.В. Новиков, военный историк). Ликвидация северной группировки завершилась к утру 31 августа. На территории Монголии не осталось ни одного вражеского солдата.

Очередная попытка прорвать монгольскую границу была предпринята японцами 4 и 8 сентября за счет резерва в виде 2-й пехотной дивизии, но дивизия была решительно отброшена и Япония перешла к упорным воздушным боям, имевшим место 2, 4, 14 и 15 сентября. В этих сражениях Красной Армией впервые в истории применялись боевые ракеты (РС-82), которыми были вооружены 5 истребителей И-16. С помощью ракет удалось сбить 13 японских самолетов.

16 сентября 1939 г. боевые действия были прекращены; японская сторона, потеряв до 61 тысячи убитыми, ранеными и пленными, обратилась с просьбой о перемирии. Потери советско-монгольских войск составили примерно 18,5 тыс. человек убитыми и ранеными.

Итогом боев на реке Халхин-Гол стал отказ Японии от планов по вторжению в СССР, что позволило нашей стране в годы Великой Отечественной бросить основные силы на борьбу с гитлеровским нашествием. Сама война с Германией была отсрочена почти на два года, поскольку победу над Японией советское руководство конвертировало в советско-германский договор о ненападении. Эта отсрочка имела колоссальное значение для наращивания Советским Союзом оборонной и промышленной мощи. Кроме того, освобождение Монгольской Народной Республики сделало ее надежным союзником СССР в Великой Отечественной войне. Помощь от Монголии по размерам превосходит пресловутый ленд-лиз, в отличие от которого была безвозмездной.

Красная Армия обрела в боях с Японией ценный опыт, на Халхин-Голе сложились бойцы и командиры, которым предстояло побеждать гитлеровцев. Из участников боев в Монголии 17.121 человек удостоились различных наград, в т.ч. 70 человек получили Золотую Звезду Героя Советского Союза, а летчики С.И. Грицевец, Г.П. Кравченко и Я.В. Смушкевич первыми в стране стали дважды Героями Советского Союза.

На фото: минометчики на р. Халхин-Гол (1939).

Источники:

  • Новиков М.В. Победа на Халхин-Голе. – М.: Политиздат, 1971. 110 с. – Серия «Страницы истории Советской Родины».
  • Побратимы Халхин-Гола / Сост.: М. Певзнер, Ч. Нацагдорж. – М.: Правда, 1979. 320 с.
  • Халхин-Гол. Исследования, документы, комментарии. К 70-летию начала Второй мировой войны / Т.С. Бушуева, А.В. Серегин; отв. редакторы А.Н. Сахаров, B.C. Христофоров. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2009. 248 с.