К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза К.П. Панченко
В этом году, 1 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза, летчика Константина Павловича Панченко, в годы Великой Отечественной командовавшего эскадрильей в составе 565-го Станиславского ордена Суворова штурмового авиаполка 224-й штурмовой авиадивизии (8-я воздушная армия). После падения Советской страны, которую самоотверженно защищал авиатор, имя его было оклеветано, славная биография оболгана и переписана набело. И по сей день на сайте Сахаровского центра размещен позорный текст, в котором Герой изображен звероподобным монстром.
- Потоки лжи: «фраер», «медведь», «дикарь»
Автор этого текста – знаменитый драматург и киносценарист Валерий Семёнович Фрид (1922–1998), заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). За принадлежность к антисоветской группе (М. Коган, Ю. Дунский, М. Левин и др.) Валерий Семенович с 1944 по 1954 гг. отбывал наказание в Каргопольлаге и Минлаге. Свои воспоминания о годах заключения Фрид опубликовал в 1996 г. в книге «58 с половиной: Записки лагерного придурка», подразумевая в заглавии статью 58 УК РСФСР, по пунктам 10 и 11 которой был осужден. В главе 5 мемуаров Валерий Семенович рассказывает о своем знакомстве с летчиком К.П. Панченко и делится личными впечатлениями. Прежде чем мы познакомимся с подлинной биографией летчика, прочтем сначала, каким его обрисовал В.С. Фрид:
«Был в камере еще один фраер, которого воры с радостью приняли в свое братство – летчик Панченко, дважды Герой Советского Союза (настоящий, не то, что Петро Антипов, хлябавший за героя). Панченко импонировал блатным и своим титулом, и отвагой, и злой медвежьей силой. Он и похож был на медведя – огромный, сутуловатый, с маленькими умными глазками.
Почему-то он любил поговорить со мной, интересовался книгами и фильмами – бывает такая неожиданная тяга к культуре у людей совсем необразованных. А Панченко был не просто необразован – дикарь дикарем! Он, мне кажется, просто не знал разницы между «хорошо» и «плохо», и поэтому рассказывал о себе такие вещи, о которых другой промолчал бы.
Так, рассказывал Панченко, приехал он в самом начале войны в Харьков. По рангу – а он получил первого Героя еще за Испанию – его должны были встретить с машиной, но почему-то не встретили. И он в раздражении пошел с вокзала пешком. А тут началась воздушная тревога. К нему кинулась старуха еврейка, истерически закричала, колотя кулачками в его широченную грудь:
– Почему ви тут? Ви должны быть на фронте! Должны защищать!
– Я вытащил пистолет и три пули всадил в нее… А что? Ничего мне не было. Посчитали, как покушение на Героя Советского Союза, – смеялся Панченко.
Ворам особенно нравилась история, за которую он получил свой первый срок: пьяный, полаялся в московском «Военторге» с милиционерами, открыл стрельбу и уложил двоих на месте. Тот срок ему заменили штрафбатом; там он не только «смыл кровью», но и заработал вторую золотую звезду Героя. А сейчас сидел, по его словам, из-за ерунды. В должности командира эскадрильи он спал с женами двух своих непосредственных начальников, и обиженные мужья подстроили ему хозяйственное дело: нехватку бензина или еще что-то в этом роде.
Вместе с ворами дважды Герой отбирал у сокамерников передачи – не целиком, а по-честному, половину. Вместе с ворами и хавал. Продуктов у них накопилось много, их хранили на «решке» – решетке окна. Не боялись, что украдут – кто осмелится?.. Один доходяга осмелился, и расправа была короткой: ухватив доходягу за рубаху и мотню штанов, летчик поднял его высоко в воздух и отпустил. Тот грохнулся о цементный пол – и не поднялся, унесли в лазарет. Не знаю, выжил ли.
Да, дикий человек был Панченко».
- Правдивая история достойного человека
Теперь познакомимся с реальными фактами из биографии Константина Павловича Панченко.
Родился он 1 сентября 1919 г. в селе Широкий Буерак Ворошиловского (ныне Саратовского) района Саратовской области. В годы гражданской войны в Испании Панченко, по сути, еще мальчишка, нигде не воевал, разумеется, и орденов не получал, а заканчивал девятый класс школы, после которой пошел на Саратовский судоремонтный завод. Впрочем, как и многие его сверстники, Костя тогда «заболел небом» и начал заниматься в аэроклубе. Когда Константину Панченко исполнилось 20 лет (1939) он, твердо избрав авиацию жизненным путем, поступил в Саратовское военное авиационное училище, а в дальнейшем продолжил обучение в Тоцкой военной школе пилотов (в Оренбуржье), которую окончил в ноябре 1941 г. Самолет никому не доверили бы без серьезной теоретической подготовки, так что К.П. Панченко, наравне с другими летчиками, проходил курс физики, метеорологии, картографии, инженерного дела и т.д. То есть безграмотным уж точно не был. И все начало войны провел далеко от Украины, а значит, вопреки версии Фрида, в харьковских старушек не стрелял.
В боевых действиях К.П. Панченко участвовал с февраля 1942 г. и прошел всю войну до дня Великой Победы, служив поочередно в 1-й, 2-й и 8-й воздушных армиях.
Первой награды – Ордена Красной Звезды – летчик был удостоен 25 апреля 1943 г. по совокупности боевых заслуг: с февраля 1942 по март 1943 гг. на счету Панченко имелись 13 успешных боевых вылетов, из них 5 на самолете «У-2», остальные на «Ил-2». Многие вылеты сопровождались высадкой на территории противника. Особенно отличился Константин Павлович в ходе боев под Ржевом в июле–августе 1942 г., часто проходивших под интенсивным огнем вражеских зениток. Например, 4 августа группа Панченко трижды вылетала на бомбардировку вражеских эшелонов, при этом летчик лично уничтожил 5 вагонов и 2 зенитные установки.
В одном из воздушных боев летчик получил ранение. Это произошло 13 августа 1942 г. в районе села Ясенок. Самолет Панченко попал под зенитный обстрел, отчего заклинило правый элерон и в результате машина вошла в крен. Пока летчик пытался выровнять самолет, по «Илу» открыл огонь вражеский истребитель. Снаряд разорвался в кабине, разворотив приборную панель и изранив лицо и руки Панченко. Несмотря на боль, Константин Павлович выровнял машину и сумел прорваться на ней к нашей территории.
С марта по июль 1943 г. Панченко совершил 21 успешный боевой вылет, проявляя отвагу и мастерство. Одной из наиболее ответственных миссий группы Панченко в ту весну являлось уничтожение аэродрома Сеща, откуда противник наносил авиаудары по Воронежу, Горькому, Курску, Саратову, Туле и Ярославлю. Советским летчикам помогали французские товарищи из эскадрильи «Нормандия». В результате успешного налета 17 апреля 1943 г. были уничтожены и повреждены 30 вражеских самолетов, разрушена инфраструктура аэродрома, взорван склад боеприпасов, подавлены две зенитные батареи.
Особо ожесточенные воздушные бои развернулись на фронте с 5 июля 1943 г., когда началась битва на Курской дуге. В том числе, 11 июля группа Панченко за два вылета на «Ил-2» уничтожила 4 артиллерийских и 2 минометных батареи противника. Спустя два дня группой Панченко были ликвидированы 2 точки зенитной артиллерии, 2 батареи полевой артиллерии, а также 5 автомашин и 2 танка. 23 июля 1943 г., по совокупности успешных вылетов, летчик был удостоен Ордена Красного Знамени.
Серьезные испытания выпали на долю К.П. Панченко 18 июля 1943 г. в боях близ селения Болхов (Орловская обл.). Несмотря на огневое прикрытие товарищей, самолет Панченко был обстрелян вражескими истребителями и загорелся. Летчик получил серьезные ожоги лица и рук, отчего вынужденно бросил пылающую машину, совершив парашютный прыжок с высоты 400 м. Враг пытался сбить парашют, но Панченко, предугадав действия противника, потянул за стропы. Сделать это обожженными руками было непросто, но летчику удалось увеличить скорость падения и выйти из-под обстрела. Приземление произошло близ территории противника, где Панченко заметили гитлеровские солдаты, открывшие по летчику огонь из автоматов и пулеметов. Константину Павловичу удалось укрыться в лесу и переждать там ночь, после чего выйти к своим. На санитарном самолете бойца отправили на лечение в Москву, но после госпиталя, уже в октябре 1943 г., Панченко поспешил вернуться на фронт.
За этим последовали еще 25 успешных боевых вылетов, и 12 мая 1944 г. К.П. Панченко вторично награждают Орденом Красного Знамени.
- Путь к Звезде Героя
Новая полоса ожесточенных боев ждала К.П. Панченко в марте–сентябре 1944 г. в ходе Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской и Карпатской операций войск 1-го Украинского фронта по освобождению западных областей Украины и юго-восточной части Польши. В ходе боев на участке Тернополь – Проскуров в марте–апреле 1944 г. перед 565-м штурмовым авиаполком (командующий подполковник Владимир Иванович Сериков) стояла задача взломать вражеские укрепления на переднем крае линии фронта. Боевые действия приходилось вести в непростых условиях. Служивший в 565-м шап Герой Советского Союза Михаил Яковлевич Романов (1922–2008) впоследствии вспоминал об этом:
«В первой декаде апреля создалась ситуация, когда трудно было отыскивать цели. Все перемешалось… Где противник? Где наши войска? С воздуха летчики различали только по условным сигналам, обычно цвету выпускаемых ракет в сторону противника или дыма шашки. Иногда спускались до бреющего полета, чтобы убедиться по форме одежды, что это фашисты, а потом уже штурмовали их.
В этих тяжелых условиях летчики нашего 565 шап не имели ни одного случая удара по своим войскам. И заслуга в этом главным образом, принадлежала нашим командирам – ведущим групп. В большинстве случаев в этот период ведущими групп были С.И. Петров, А.А. Варников, А.А. Дахновский, В.Я. Мокин, Н.Ф. Денежкин, Н.В. Демидов, К.П. Панченко и другие».
15 июля 1944 г. в районе селения Мшана (Львовская обл., Украина) группой Панченко была подавлена зенитно-пулеметная точка и уничтожены 3–4 танка и 5–6 автомашин. За успешный вылет К.П. Панченко получил Орден Отечественной войны I степени. Важно подчеркнуть и другое достижение летчика: с октября 1943 г. К.П. Панченко занимал должность заместителя командира эскадрильи; за весь срок пребывания в должности (до сентября 1944 г.) под руководством Панченко эскадрилья выполнила 486 успешных вылетов, при этом в боях погиб только один летчик.
5 сентября 1944 г. за проявленные лидерские качества старшему лейтенанту Константину Павловичу Панченко доверяют командование эскадрильей. Происходит это в ответственный момент развертывания Карпатской операции. Войскам 1-й гвардейской и 18-й армий приходилось с большим трудом брать перевалы через Карпаты, горный рельеф которых ограничивал применение танков, минометов и артиллерии, зато отлично маскировал огневые точки и опорные пункты противника. В подобной обстановке зачастую единственным средством подавить противника и расчистить путь пехоте являлась воздушная атака штурмовиков.
«Подобную задачу выполнила группа самолетов 565-го штурмового полка, ведомая старшим лейтенантом К.П. Панченко, – сообщают в историческом очерке о боевом пути 8-й воздушной армии Б.А. Губин и В.Д. Киселев. – Путь наступающим войскам к Русскому перевалу преграждал противник, засевший на соседней высоте. Штурмовики зашли с востока, спланировали параллельно склону горы и в нескольких сотнях метров от своих войск сбросили бомбы на вражеские позиции. Воспользовавшись замешательством гитлеровцев, советская пехота овладела высотой и вышла, к перевалу».
К январю 1945 г. на личном счету К.П. Панченко имелось 115 успешных боевых вылетов, во время которых, проявив мужество, летчик неизменно наносил большой урон противнику. Учитывая заслуги летчика, командование представило его к званию Героя Советского Союза. Присуждение звания Указом Президиума Верховного Совета СССР с вручением ордена Ленина (№19983) и медали «Золотая Звезда» (№5353) состоялось 23 февраля 1945 г. Вторично звание Героя летчику не присваивалось, хоть Фрид и назвал его зачем-то дважды Героем.
Летчики 565 шап. Панченко К.П. в нижнем ряду, третий слева
- Вместо заключения
Никаких преступлений и тюремных сроков за К.П. Панченко не числится. В 1946 г. прославленный летчик в звании капитана запаса уволился из РККА, после чего вернулся в Саратов, где жил и работал до последних дней жизни. Герой скончался 25 января 1979 г., похоронен на Елшанском кладбище Саратова.
Любопытно, что в том же году (1979) В.С. Фрид завершил работу над самым известным своим сценарием – к кинофильму «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», в котором главные роли исполнил блестящий, полюбившийся зрителю дуэт В.Б. Ливанова и В.М. Соломина. Благодаря подвигу таких героев, как К.П. Панченко, Фрид и прочие деятели советской культуры были спасены от фашистского нашествия и получили возможность творить под мирным небом.
Откуда же взялась эта лютая ненависть к своим защитникам? Откуда такая черная неблагодарность и дичайшая ложь? Возможно, психология когда-нибудь даст ответ на этот вопрос. Но и без экспертного заключения психологов совершенно очевидно, что нельзя верить ни единому слову в книгах Фридов, Шаламовых, Солженицыных и прочих «лагерных придурков», которые, под вывеской «десталинизации», обливали грязью не просто советский строй, но обычных граждан – бойцов и тружеников, наших дедов и прадедов.
Источники:
Губин Б.А., Киселев В.Д. Восьмая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. – М.: Воениздат, 1980.
Люди легендарного подвига / Сост. Н.М. Румянцев. 3-е изд. – Саратов: Приволжское книж. изд., 1968.
Мельников А.Е. Панченко Константин Павлович. – [Эл. текст] – Адрес доступа: warheroes.ru
Романов М.Я. 224-я штурмовая. История авиационной дивизии. – В сб.: От батальона до армии. Боевой путь. Том 2. – М.: Академия исторических наук, 2008.
Романов М.Я. 565-й штурмовой. – [Эл. текст] – Адрес доступа: www.airforce.ru
Романов М.Я. Штурмовики над Карпатами. (Лит. запись А.В. Савельева). – В сб.: На земле, в небесах и на море: Сборник воспоминаний. Вып. 11 / Сост. В.М. Уколов. – М.: Воениздат, 1989. – Серия «Рассказывают фронтовики».
Фрид В.С. 58 1/2: Записки лагерного придурка. – М.: Издат. дом Русанова, 1996.