«Лауреаты (Сталинской) Государственной премии»

minzaripovИз публикуемого ниже эссе, присланного на конкурс 100-летия Ленинского комсомола, читатели узнают об одном примечательном юбилее, который отмечался в Североуральске в текущем году. Автор работы – Акишина Ирина Ивановна, главный библиотекарь сектора краеведения Центральной городской библиотеки им. А.Н. Арцибашева (МАУК «Централизованная библиотечная система Североуральского городского округа»). Команда Клуба «Севастополь» благодарит Ирину Ивановну за интересный рассказ об одном из тех героев тыла, чьи имена мы не должны забывать.

***

Как броня спецовка нас сжимала,
Холодил до сердца мокрый жим,
Расписалась в памяти Урала
Ярость тех военных лютых зим.

М. Ложеницын

31 января 2019 года исполнилось 110 лет со дня рождения прославленного бригадира проходчиков Северо-уральского бокситового рудника, лауреата Государственной премии Нигмаджана Минзариповича Минзарипова. Биография этого удивительного человека, чье имя вписано в статьи Большой Советской энциклопедии, утверждает: нет, никогда не поздно искать и находить свое истинное предназначение, свое место в жизни. Почти неграмотный, деревенский мальчишка-батрак, юношей, впитавший в себя первые уроки жизни в борьбе с басмачами в Средней Азии, строил оросительные каналы, прокладывал горные дороги в труднодоступных местах Памира. Был землекопом, лесорубом, плотником, грузчиком – в начале 30-х годов трудился на строительстве Вознесенского химкомбината в Подмосковье. Но самая главная работа – работа всей его жизни ждала его впереди, на Северном Урале, где положено начало разработки месторождения бокситовых руд «Красная Шапочка».

Молодое предприятие зовет к себе рабочих с разных точек страны, в газетах публикуются объявления о приёме на бокситовый рудник.

В 1936 году Нигмаджан Минзарипов с молодой женой принимает решение – ехать на север Урала. Подписывая трудовой договор с вербовщиком, он ещё не подозревает, что далекая «Красная Шапочка» и будущий город Североуральск, навсегда станут его второй родиной, местом рождения его трудовой славы.

На карту страны было нанесено название рабочего поселка, где, по правде сказать, кругом рос дремучий лес, горы и болота окружали поселок. Для строительства новых промышленных площадок рабочие рубили вековой лес, выкорчевывали пни, строили жилье из бруса, досок, рыли котлованы под будущие постройки. Не хватало рабочих рук, инструментов, спецодежды, обуви, не хватало хлеба. Но из неразберихи, хаоса – на глазах у рабочих зарождался бокситовый рудник.

Нигмаджан Минзарипов вспоминал: «Неприветливо нас встретил уральский край – слишком холодно, неуютно нам показалось здесь после теплой Средней Азии. Но нас встретили люди добром, сам главный строитель Андрей Леонидович Леви проводил нас на место новой стройки. Поначалу мне пришлось и лес рубить, и строительные работы делать, и разгружать вагоны. День отправки первых вагонов с рудой был праздником для всех…».

Трудно было привыкать к северу, с его жгучими морозами зимой и тучами назойливых комаров летом, но отступать перед трудностями было не в правилах Нигмаджана Минзарипова.

В непроходимой тайге был построены первые наклонные шахты, жилые деревянные бараки, ремонтные мастерские, провели железнодорожную ветку. С каелкой, лопатой и тачкой началось освоение месторождения бокситов. Нигмаджан Минзарипов работает откатчиком бокситовой руды. Отбитую руду и породу лопатами грузили в большую тачку с одним колесом. Породу загружали в вагонетки, вручную откатывали. На этой физически тяжелой работе Нигмаджан Минзарипов постоянно значительно превышал норму откатки. Энергичного молодого рабочего заметили, по обмену опытом перевели на 11-ю шахту Второго Северного рудника. Проходка на тот момент была самым боевым участком, сюда стремились многие парни со стройки. Не слава и не заработки притягивали молодых рабочих, каждый понимал, что стране нужен отечественный алюминий. Не отставал от других и Нигмаджан Минзарипов, внимательно присматривался к работе бригадира забойщиков Михаила Ивановича Потапенко. «Михаливаныч», как уважительно называли его между собой горняки, заметил интерес молодого рабочего, предложил: «Возьми мой перфоратор, да попробуй поработать, пока я курить буду».

Горная техника в те годы была примитивная, перфораторы были достаточно увесистые, громоздкие. Но и Нигмаджан был парнем крепким и сильным. Взялся Нигмаджан за перфоратор, ровная пулеметная дробь рассыпалась по забою. Сердце Минзарипова горячо забилось, в этот момент он понял, что это тяжелая работа, требующая большого упорства, близка его характеру. Начальник шахты, понимая стремление молодого горняка, разрешает ему проработать смену в качестве самостоятельного забойщика. На долгие годы растянулась эта рабочая смена…

Так начинается новый этап в его большой трудовой биографии.

С началом Великой Отечественной войны алюминиевые заводы, расположенные на юге страны, а также их основная сырьевая база – Тихвинские бокситовые рудники под Ленинградом оказались в оккупированных районах. Фронт всё больше нуждается в боевых самолетах, растет спрос Уральского алюминиевого завода на руду. Большие надежды возлагаются на единственную базу сырья для алюминия – Северо-уральский бокситовый рудник.

Перед директором Североуральского бокситового рудника Валентином Никаноровичем Богатовым стоит главнейшая задача – организация беспрерывной добычи боксита. Молодой и инициативный главный инженер СУБРа Борис Иванович Нифонтов разработал технологию проведения скоростных проходок на Северо-уральском бокситовом руднике. Весенний месяц март 1943 года стал отправной точкой начала массовых скоростных проходок военного времени.

С первых грозовых дней Великой Отечественной войны, Нигмаджан Минзарипов получает от военкомата бронь, остается на производстве, отныне забой стал для него передовой линией фронта. Как и многие горняки, не щадил себя, жил и работал по не писаному закону – святому закону: «Норму не выполнил – оставайся после смены».

Минзарипов вспоминал: «Требовалось быстрыми темпами вести проходку. Все было подчинено работе для фронта. И мы работали по две смены подряд…. Бывало, промокнешь насквозь, дрожишь от холода, а из забоя не уйдешь, пока задания не выполнишь». Бригада под руководством Минзарипова носит гордое название – фронтовая. Бригадир Минзарипов и члены трудового коллектива работали на износ, не жалея себя, не зная чувства усталости. Знали, от них, от бойцов трудового фронта, зависит приближение Великой Победы. И она пришла, 9 мая 1945 года люди ликовали, радовались и плакали от счастья, от сознания того, что своим самоотверженным трудом приблизили это величайший день в своей жизни.

Список литературы:

  • Володина, Н. Им выпала трудная доля / Н. Володина // Правда Севера. – 1985. – 1 янв. – С. 3. – (К 40-летию Великой Победы).
  • Галеева, Н. Рожденная временем / Н. Галеева // Северная провинция. – 2013. – 20 авг. – С. 10–11. – (Имя в истории края).
  • Дитлов, И. Лауреаты Государственной премии / И. Дитлов // Правда Севера. – 1964. – 22 нояб. – С. 3.
  • Еманова, С. Наследники лауреата / С. Еманова // Правда Севера. – 1985. – 3 янв. – С. 3.
  • Занин, Ю. Нигмаджан Минзарипов / Ю. Занин // Правда Севера. –1984. – 23 февр. – С. 4.
  • Заузирный И. Он свою судьбу выстроил сам / И. Заузирный // Наше слово. – 2009. – 30 янв. – С. 3. – (Имя в истории города).
  • Минзарипов, Н. И мы пошли на скоростную / Н. Минзарипов // За бокситы. – 1983. – 28 янв. – С. 2. – (Слава наших отцов).