«Прежде думай о Родине, а потом о себе»

uaz_esse_ris01Комсомол УАЗа накануне и в годы Великой Отечественной войны

Дорогие друзья, участники наших проектов!

Клуб «Севастополь» объявляет о завершении Всероссийского историко-патриотического конкурса «В честь 100-летия Комсомола». За год проведения конкурса (с 30 октября 2018 года) 26 человек из разных уголков страны – Москва, Урал, Поволжье, Салехард и т.д. – отправили нам свои работы, среди которых были исследования, мемуары и т.д. Теперь команде Клуба предстоит подвести итоги и отобрать лучшие эссе, в чем нам поможет Свердловская областная организация Российского Союза Молодежи, возглавляемая Еленой Владимировной Зверевой, почетным работником сферы молодежной политики Российской Федерации.

О том, как и когда состоится награждение победителей и прочих участников, Клуб «Севастополь» оповестит заранее со страниц своего сайта, а также в почтовой рассылке.

Мы благодарим всех участников за активную поддержку наших начинаний и надеемся на новые встречи для реализации интересных, творческих проектов, полезных для российской молодежи.

Сегодня вниманию читателей предлагается последняя из присланных на конкурс работ, подготовленная сотрудниками библиотеки №13 МБУК «ЦБС» города Каменск-Уральский Чукавиной Еленой Сергеевной и Ярославцевой Валентиной Вениаминовной и машинистом тепловоза АО «РУСАЛ УРАЛ» (УАЗ) Анненковым Сергеем Викторовичем.

***

История комсомола – неотъемлемая часть истории нашей страны. Революция, гражданская война и первые пятилетки, индустриализация, Великая Отечественная война и годы послевоенного восстановления, целина, всесоюзные стройки, покорение высот научно-технического прогресса и космоса…

О комсомоле сложено немало песен и стихов, написаны романы, сняты фильмы. Каждое из поколений молодежи внесло в историю страны свои ноты и краски, силу и энергию, веру в светлое будущее и преданность идеалам.

Большую роль комсомол сыграл и в развитии Каменска-Уральского. С ним напрямую связана история жизни города в 20 веке.

В марте 1941 года в помещении пионерского клуба города Каменска-Уральского состоялся III пленум горкома ВЛКСМ. В повестке – итоги комсомольского кросса и план массовых военно-факультативных мероприятий комсомольских организаций на май-сентябрь 1941 года [7, С.29].

22 июня 1941 года мирный труд Родины был прерван вероломным нападением гитлеровской Германии. Началась Великая Отечественная война.

Самоотверженность и преданность Родине комсомольцев не знала границ в годы Великой Отечественной Войны. Сотни комсомольцев Каменска, следуя призыву коммунистической партии и Ленинского комсомола, впервые же дни войны уходили в действующую армию с оружием в руках защищать Родину от фашистов.

24 июня 1941 года в газете «Каменский рабочий» была помещена заметка «Хочу в бой за Родину»: «Я, 1923 года рождения, прошу принять меня в Красную армию. Обещаю служить доблестно. К.Саенко, член ВЛКСМ» [7, С.29].

В июне 1941 года такие же заметки публиковала заводская газета УАЗа «За уральский алюминий»: «С оружием в руках я бил белобандитов, теперь убедительно прошу направить меня в рабоче-крестьянскую красную армию, чтобы раздавить фашистских поджигателей войны. Комсомолец Пушкин». «Мне выпало большое счастье быть одним из первых мобилизованных каменцев. С оружием в руках защищать нашу любимую Родину. Комсомолец Андреев»… [7, С.29].

Уральский Алюминиевый завод, вошедший в строй 5 сентября 1939 года, проработал в мирных условиях всего один год и девять месяцев. Накануне войны здесь выпускалось 36% алюминия и 33% глинозема, производившихся в стране. Однако вся тяжесть снабжения оборонной промышленности стратегическим металлом в первые годы Великой Отечественной войны легла именно на него [4, С.47].

В августе 1941 года линия фронта грозно приблизилась к нашим первенцам: остановились Днепропетровский и Волховский алюминиевые заводы, затем и Тихвинский глиноземный. Страна потеряла по производству глинозема и алюминия больше половины мощностей, а по силумину – сплаву алюминия с кремнием – все 100 процентов. Это создало труднейшие условия в работе оборонной промышленности: ведь силумин – ничем незаменимый материал, из которого выполняется большая часть деталей авиационных, танковых и автомобильных моторов.

Перед советскими алюминщиками встала ответственная задача – спешно демонтировать оборудование заводов, оказавшихся в районе боевых действий, обеспечить его полную эвакуацию на восток страны и, в кратчайший срок, восстановить потерянные мощности, бесперебойно снабжать алюминием и его сплавами оборонные предприятия.

Первой военной осенью в Каменск-Уральский тяжко грохочущим потоком пошли эшелоны с эвакуированными людьми и оборудованием из Ленинграда, Волхова, Тихвина и Запорожья. В сутки на станцию УАЗ и 10-й километр поступало до пятисот вагонов. Несколько тысяч людей круглосуточно рассортировывали, ремонтировали и устанавливали прибывшее оборудование.

Уральский Алюминиевый завод остался единственным действующим алюминиевым предприятием; он сражался против всех заводов континентальной Европы, работавших на врага. Чтобы выстоять и победить в этой смертельной схватке, уральские алюминщики должны были в шесть раз увеличить выпуск своей продукции.

Николай Франкович Голден – металлург, автор книги «Уазовские перекуры», алюминиевому заводу посвятил всю свою жизнь. Его по праву можно назвать летописцем предприятия, он с детства у станка. Лично общался с создателями УАЗа.

uaz_esse_ris02

Слева направо: Н.Ф. Голден, Е.П. Славский, Ф.Ф. Медведевских, А.В. Филатов.

Как-то проектировщик завода Моисей Самсонович Голынский пересказал Николаю Франковичу разговор со Сталиным в Кремле в 1940 году. Решение возводить алюминиевое производство на Урале было ключевым решением. Николай Голден был уверен, о войне знали уже тогда: «У Сталина на стене висела большая карта Европы. Когда он расспрашивал про УАЗ он, не глядя, положил руку на карту и попал на Германию, и сказал, что в случае какой-то авантюры со стороны западных держав Волховский и Днепровский алюминиевые заводы географически находится слишком близко от границы. Они окажутся под угрозой выхода из строя. Необходимо в глубине СССР иметь крупное производство алюминия. Вот этот завод на Урале будет надежной базой для нашей оборонной промышленности» [3, С.26].

Так и получилось – заводы у границ СССР практически сразу вышли из строя. Вся нагрузка легла на плечи рабочих Каменска-Уральского. За годы войны на УАЗе выпустили 300 тысяч тонн алюминия. Двадцать немецких заводов вместе не смогли сделать столько же. Уральским рабочим приходилось трудиться днями и ночами, несмотря на вредность производства.

Строить всё приходилось в фантастически короткие сроки. Например, в 1942 году третью печку поставили за 50 суток, вместо года, а трубу для обжига сырья собирали, как говорится, «на скорую руку». Тем не менее, на совесть: работает «как часы» вот уже более 75 лет.

Стремительно расширялись действующие мощности, осваивались новые необходимые для оборонных целей производства, пускались новые заводские участки, и все это силами заводского коллектива, в котором уже в конце 1941 года недоставало около полутора тысяч человек.

Много уазовцев ушло на фронт в первые же дни войны: в цехах завода состоялись митинги, на которых сразу более трехсот человек записались добровольцами в Красную Армию. Из-за угрозы оголения производства было введено вынужденное ограничение – так называемая «броня»: специалистов и рабочих основных профессий на фронт не отпускали. За четыре года войны только дважды в виде исключения был разрешен массовый призыв 1942 года и призыв февраля-марта 1943 года – в связи с формированием Уральского добровольческого танкового корпуса. Тем не менее, за период 1941–1945 гг. с УАЗа на фронт ушли 1658 человек [3, С.33–34].

Рабочие места ушедших на фронт уазовцев частично заняли подростки – выпускники школ фабрично-заводского обучения (ФЗО), чтобы заменить у станков, агрегатов своих близких родственников, ушедших на фронт. Однако следовало не только заменить ушедших на фронт, но и подготовить квалифицированных рабочих для новых участков и цехов.

Резкое омоложение коллектива подсказало партийной и комсомольской организациям новые формы работы: создание комсомольско-молодежных бригад, смен и развертывание социалистического соревнования между ними.

В течение двух-трех месяцев была проведена интенсивная организационно-массовая работа не только по комплектованию состава молодежных бригад, но и по идеологическому обеспечению патриотического движения. Руководство завода одобрило инициативу молодежи и рекомендовало секретарю заводского комитета ВЛКСМ Петрову А. и начальникам цехов немедленно заняться созданием комсомольско-молодежных коллективов.

Образованные в электролизном цехе комсомольско-молодежные бригады оказались самыми боевыми производственными единицами. Когда вражеские полчища рвались к Москве, члены этих бригад объявили себя рабочими-фронтовиками, соблюдали строжайшую дисциплину труда, дав клятву не щадить себя в перевыполнении норм. Они первыми на заводе ввели «фронтовые вахты», шли впереди в борьбе за сверхплановый металл, за экономию сырья и электроэнергии, за богатые лицевые счета, за выпуск высокосортной продукции [4, С.53].

Всего за годы войны было на УАЗе создано 113 комсомольских коллективов. Первую такую бригаду создал и возглавил комсорг электролизного цеха Иван Дусь, а в глиноземном цехе первой была создана комсомольско-молодежная смена Леонида Рудакова. Переход на смену был без выходных все четыре года войны, выполнение плана обозначалось не в процентах или тоннах, а в пересчете на боевую технику: полтонны – это танковый мотор, 2,5 тонны – бомбардировщик.

Директор завода в 1941–1945 гг. Ефим Павлович Славский так вспоминал самоотверженный труд уазовцев: «Они работали не столько, сколько надо, а настолько хватало сил. Если упал, значит, работать больше не может…» [1, С.131].

С начала войны десятки комсомольцев и комсомолок нашего города, оставшихся в тылу, стали работать за двоих и троих, подчинив всю свою жизнь нуждам фронта. В рядах комсомола города к ноябрю 1941 года уже насчитывалось 212 «двухсотников», т.е. тех, кто сменные задания выполнял на 200% и служил примером для других. Первые на заводе: Чулков, Дьячков, Рогачев [7, С.32].

Уже в IV квартале 1941 г. завод дал стране столько же стратегического металла, сколько давали его в мирное время все наши алюминиевые заводы, вместе взятые.

Технико-экономические показатели каждой бригады через заводскую многотиражную газету «За уральский алюминий» регулярно становились известны всему заводскому коллективу, перевыполнение или невыполнение плана-задания и соцобязательства бригад.

Увеличению выпуска продукции и улучшение ее качества способствовали массовое соцсоревнования на заводе, регулярные месячники по сбору рацпредложений, общественные смотры оборудования, смотры организации труда и техники безопасности. Родилось на заводе и техническое шефство инженеров над бригадами и сменами рабочих технологов. Идея технического шефства корнями своими уходит в стахановское движение тридцатых годов.

Начавшись в электролизном цехе, техническое шефство ИТР над рабочими коллективами быстро распространилось в других цехах завода. Инженеры-исследователи взяли шефство над комсомольско-молодежными сменами в глиноземных цехах. Причем особое внимание здесь уделялось поднятию теоретического и технического уровня работы всей смены в целом, то есть сразу во всех бригадах.

Особенного накала достигло, соцсоревнование, после ноября 1942 года. Тогда впервые в истории алюминиевой промышленности электролизники УАЗа получили 60 граммов алюминия с киловатт-часа затраченной электроэнергии вместо положенных по норме 56 граммов. Казалось бы, пустяк! Разница в 4 грамма. Но электролизники посчитали, что такой «выход по энергии» экономит около 1000 киловатт-часов на каждой тонне алюминия. Иначе говоря, бригада выдаст металл на 16 самолетов плановых, то сверх программы она выдаст алюминий еще на один самолет. Вот что такое 60 граммов «выхода по энергии»! [2, С.64].

То, что в 1942 году явилось событием, спустя три-четыре месяца стало нормальным показателем хорошей работы. Например, в феврале 1943 года бригада Хрусталева упоминается в качестве отстающей. В марте «на 110,31 процента выполнила план бригада т. Хрусталева, дав при этом 59,8 грамма выхода энергии», – пишет начальник корпуса Г.И. Иванов. А вот и говорит и сам Хрусталев: «Моя бригада, получив переходящее Красное знамя цеха и корпуса за работу в апреле, обязывается в мае работать еще лучше. В мае наш план увеличен. Мы обязываемся не только выполнить этот план, но еще дать сверхплана металл для 6 танков» [3, С.38].

И ведь такой рывок за два месяца сделала отстающая бригада! Для других бригад, с более благополучными показателями, подобные рывки были в порядке вещей.

Прошло чуть больше года со времени организации на заводе общественного бюро технического шефства. Все взятые на себя повышенные обязательства коллектив завода систематически перевыполнял. Выпуск алюминия, например, в 1944 году увеличился на 24 процента по отношению к предыдущему 1943-му, глинозема – на 33 процента, производительность труда повысилась на 14,1 процента. За это же время рентабельной работой уральские алюминщики дали государству только сверхплановой прибыли больше 5 миллионов рублей. Экономия расхода электроэнергии и всех видов сырья стала законом для всех комсомольско-молодежных бригад и смен [3, С.57].

Партийная и профсоюзная организации УАЗа делали все возможное и, казалось, невозможное в поисках путей к перевыполнению государственного задания.

Нехватка рабочей силы компенсировалась в основном за счет высоких результатов труда участников массового и разнообразного по формам социалистического соревнования, неистовой работой «фронтовых» комсомольско-молодежных бригад, в которых насчитывалось по семь-восемь человек вместо четырнадцати-пятнадцати, а также за счет движения стахановцев-многосотников. В 1941 году многосотников насчитывалось 167, число их постоянно росло и в конце войны увеличилось почти в десять раз.

В каждом электролизном корпусе был учрежден свой переходящий Красный вымпел; он вручался бригаде-победителю по итогам работы за четверо суток. Победителей премировали продуктами питания и табачными изделиями.

Далее итоги соревнования среди корпусов подводились за месяц, итоги же внутризаводского соревнования среди цехов подсчитывались за месяц, квартал и год. Здесь уже победителю вручалось переходящее Красное знамя и денежная премия. С мая 1942 года по инициативе заводчан началось Всесоюзное социалистическое соревнование среди предприятий Цветной металлургии СССР с ежемесячным вручением переходящего Красного Знамени Государственного Комитета Обороны.

В течение Великой Отечественной войны Уральский Алюминиевый завод 22 раза завоевывал Красное Знамя ГКО, которое в 1945 году специальным постановлением было вручено коллективу завода на вечное хранение. И прежде всего в этом есть заслуга уазовских комсомольско-молодежных бригад, которые оказались самыми боеспособными производственными единицами.

Неоценимый вклад коллектива Уральского ордена Ленина алюминиевого завода в Победу советского народа над фашисткой Германией является предметом особой профессиональной и гражданской гордостью уральских алюминщиков. По отчету директора Е.П. Славского, в 1945 году коллектив УАЗа, включая рудничную и непромышленную группы, насчитывал 13.631 человек. Не имея возможности даже просто перечислить всех поименно, напишем хотя бы о некоторых, удостоенных в годы войны самых высоких правительстве6нных наград Советского Союза и о вкладе каждого в общее дело – победу.

Федор Федотович Медведевских пришел на пуск завода в электролизный цех осенью 1939 года. Федор Федотович работал старшим электролизником в лучших бригадах второго корпуса, проявил себя прекрасным работником, быстро и хорошо изучил технологию. В 1943 году его выдвинули на должность бригадира. При этом Медведевских не имел необходимыми качествами руководителя, был скромным, тихим и даже стеснительным человеком. Но – работяга, каких поискать!

Федора Федотовича поставили руководить отстающей бригадой комсомольцев, но спустя 3 месяца, в феврале 1944, комсомольско-молодежная бригада Медведевских вырвалась на первое место по заводу: план – 106%, выход по току – 86%, выход по энергии – 59 грамм на 1 квт/час. С этого времени они уже стабильно каждый месяц перевыполняли задание на выливку алюминия. По итогам первого полугодия бригада Федора Федотовича вышла победителем в соцсоревновании фронтовых комсомольско-молодежных бригад Свердловской области, с чем и поздравил обком комсомола. Весь годовой план 1944 года бригада Медведевских Ф.Ф. завершила 19 декабря, вылив сверхплана 40 тонн металла при этом сэкономив 1 млн. кВт/часов электроэнергии. Выходит, что за счет сэкономленной электроэнерии бригада Медведевских Ф.Ф. сверх плана выдала метал более чем на сотню танковых моторов!

В 1945 году Федор Федотович Медведевских получил орден Ленина.

Еще один кавалер ордена Ленина – Александр Варфоломеевич Филатов родом из Брянщины. С 1936 года работал электролизником на Днепровском алюминиевом заводе, затем война и с октября 1941 года стал бригадиром седьмого корпуса УАЗа. Как и большинство бригад военного времени, филатовская дружина оказалась укомплектована молодежью, и она стала одной из самых первых, получивших почетное, но и ко многому обязывающее звание – «фронтовая» комсомольско-молодежная бригада. А ведь в этой бригаде почти сплошь мальчишки. Начиная со второй половины 1942 года «фронтовая» комсомольско-молодежная бригада Филатова при подведении ежемесячных итогов соцсоревнования до конца войны ни разу не выпадала из десятка лучших. И самое главное: в его бригаде, при всей предрасположенности оборудования к аварийным «сюрпризам» напрочь отсутствовали серьезные технологические нарушения.

Именно «за освоение нового оборудования и достижение высоких технологических показателей» Александр Варфоломеевич Филатов и был представлен к ордену Ленина в 1944 году.

Один из первых получивший орден Ленина – Николай Иванович Корнилов. До войны с 1933 года он работал на Волховском алюминиевом заводе, как тогда говорили «ванщиком», а с 1935 года бригадиром электролизников.

uaz_esse_ris03Слева направо: Н.И. Корнилов, В.Я. Горячев, В.П. Богданчиков.

К нам на Урал Корнилов Н.И. был эвакуирован осенью сорок первого. Заводчане говорили, что у него семья оказалась в оккупации, не успели выехать. Единственное, чем он мог поспособствовать скорейшему вызволению своих близких, – это самоотверженность на трудовом фронте.

Бригада Корнилова не только первой на УАЗе, но и в алюминиевой промышленности достигла небывалого до того «выхода по энергии» – 60 граммов алюминия на затраченный киловатт-час. Нормой тогда считалось 56 грамм. Простой расчет показывал, что если с такими показателями, выплавить металл на 16 самолетов, то металл на следующий 17-й самолет будет произведен за счет сэкономленной электроэнергии. То есть фактически «из ничего»… [4, С. 71].

Николай Иванович шел на работу, как в бой. Каждый день. Все четыре года войны. Не щадя ни себя, ни своих товарищей по бригаде. Так работали заводчане ради Победы.

Другой Кавалер ордена Ленина – Виктор Яковлевич Горячев был бригадиром комсомольско-молодежной бригады.

В его личном деле из архива отдела кадров завода есть характеристика, датированная 1944 годом, по-видимому, перед самим представлением Горячева к высшей награде: «Тов. Горячев Виктор Яковлевич, 1910 г. рождения, беспартийный, работает на Уральском алюминиевом заводе с 1941 года. Бригадиром электролизников работает с 1943 г. Бригада систематически перевыполняет план…». И далее уже идут конкретные технические показатели его бригады буквально за каждый месяц. При этом нет ни одного месяца, чтобы комсомольско-молодежная бригада Горячева не перевыполнила план. Есть информация, что бригада Горячева неоднократно награждалась почетными грамотами заводского и городского комитетов ВЛКСМ за первое место по городу, завоеванное в соцсоревновании комсомольско-молодежных бригад [3, С.131–132].

Взлет карьеры Виктора Яковлевича Горячева к вершине профессионального мастерства пришелся на то время, когда к наградам и почестям представляли не по анкетным данным и не за «удобный» характер, а по реальному содержанию и значимости подвига – трудового и боевого.

Коллектив завода постоянно стремился дать больше продукции с меньшей затратой сырьевых, топливных, энергетических ресурсов. Лицевые счета экономии, которые открывались в фонд обороны, в фонд Сталинградской битвы, в фонд восстановления разрушенных фашистами городов и, наконец, в фонд окончательной победы над врагом, помогали мобилизовать усилия на достижения конкретных показателей. Накал социалистического соревнования за самый богатый лицевой счет возрастал с каждым месяцем. В 1945 году коллектив завода обязался сэкономить 7,5 миллиона киловатт-часов электроэнергии, однако уже за первых пять месяцев года УАЗ сберег для выпуска дополнительного металла 7,2 миллиона киловатт-часов. Сотни тысяч рублей экономии вписаны были за военные годы в лицевые счета комсомольско-молодежных смен Номофилова, Нетребы, Алдохиной, Рудакова и их товарищей глиноземщиков, четкая и слаженная работа которых снабжала глиноземом электролизные корпуса УАЗа, выплавляющие сверхплановый металл [2, С.101–102].

Алюминщики экономили ради победы над врагом не только производственные средства, но и свои личные. По инициативе электролизников коллектив завода решил за счет личных сбережений рабочих, ИТР и служащих к 25-й годовщине Красной Армии собрать средства на постройку эскадрильи истребителей «Уральский алюминщик» и выдать сверхплановый металл для своей эскадрильи. В заводском музее хранится правительственная телеграмма Верховного главнокомандующего: «Прошу передать рабочим, работницам, инженерно-техническим работникам и служащим Уральского алюминиевого завода, собравшим 2 миллиона 258 тысяч рублей на строительство эскадрильи истребителей «Уральский алюминщик», мой братский привет и благодарность Красной Армии. Сталин» [3, С.51].

Предельные нагрузки на оборудование, нечеловеческие физические перегрузки работающих у станков и агрегатов, забывших об отдыхе людей, психологическое перенапряжение инженеров-технологов, исследователей и руководителей-хозяйственников… Главный критерий всех был один – степень самоотверженности каждого, находящегося на своем боевом посту. И это – мера уже не профессиональная, а гражданская [2, С.102].

Останавливается, не выдержав перегрузок, сердце первого директора УАЗа Виктора Петровича Богданчикова, умершего прямо в служебной машине осенью 1941 года. Падает на горячие рифленые плиты четвертого корпуса электролизник Шишкин, перегревшись в сумашедшей температуре возле аварийно отключаемого электролизера. Погибает, пытаясь предотвратить поломку дробилки, рабочий-глиноземщик Белкин. Отдает свою жизнь в бою под Тихвином первый заведующий производством глиноземного цеха Лосев, ушедший добровольцем на фронт в первые же дни войны, так и не узнавший о присвоении ему звания лауреата Государственной премии. Все комсомольцы перед Родиной равны, каждый из них отдал за свою страну все силы свои, все умения и саму жизнь.

Массовый героизм и самоотверженность уазовцев на трудовом фронте в конечном итоге обеспечивали снабжение оборонной промышленности СССР стратегическим металлом, что в свою очередь играло решающую роль в Победе над врагом.

Большую роль в достижениях Уральского алюминиевого завода сыграли комсомольско-молодежные бригады, сформированные в то героическое для страны время.

В течение 4 военных лет 222 уазовца были удостоены орденов и медалей Советсокого Союза, 8079 алюминщиков награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» [4, С.64].

За успешное выполнение правительственного задания по снабжению алюминием и алюминиевыми сплавами авиационной и танковой промышленности» Уральский алюминиевый завод 23 февраля 1945 года удостоен высшей правительственной награды СССР – ордена Ленина [4, С.4].

Иллюстрации: фотоматериалы предоставлены авторами.

Список литературы:

  1. Алюминий для фронта: бесперебойное снабжение военной промышленности СССР алюминием и сплавами // Металлоснабжение и сбыт. – 2015. – № 5. – С. 130-131.
  2. Голден Н.Ф. Творцы крылатого металла / Николай Франкович Голден. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1979. – 240 с., 6 л. ил.
  3. Голден Н.Ф. УАЗ – фронту! / Николай Франкович Голден; фотографии В.И. Придатко, Т.Е. Поляковой, Г.И. Разнициной. – Екатеринбург: Банк культурной информации, 2010. – 152 с.: ил.
  4. Каменск-Уральский в Великой Отечественной войне / Н.Ф. Голден, Р.П. Заварыкина, Л.В. Зенкова [и др.] ; [художник А.Г. Сайфулин ; предисловие М.С. Астахова]; Каменск-Уральский краеведческий музей им. И.Я. Стяжкина. – Каменск-Уральский, 2015. – 351, [1] с.: фот.
  5. Моисеев Г.С. Цветная металлургия Урала (1917-1945 гг.) / Г. С. Моисеев. – Екатеринбург: ПостМодерн, 2003. – 232 с.
  6. Павленко Г.К. Юные гвардейцы тыла. Трудовые резервы Урала – фронту. 1941-1945 / Г. К. Павленко. – Челябинск: Книга, 2004. – 168 с.
  7. Прежде думай о Родине, а потом о себе: история молодежного движения Каменска-Уральского / [автор-составитель И.В. Котлова]. – [Екатеринбург]: Тигрис, 2018. – 255 с.: ил.
  8. Шаферан И. Комсомольская традиция: стихотворение / Игорь Шаферан // Прежде думай о Родине, а потом о себе: история молодежного движения Каменска-Уральского / [автор-составитель И.В. Котлова]. – [Екатеринбург]: Тигрис, 2018. – С. 1.