«Всё для фронта, всё для победы»

pavlovsk_esse_ris01Из воспоминаний ветеранов комсомола посёлка Павловский

В последний день конкурса, посвященного 100-летию комсомола, поступило к нам письмо из поселка Павловский Очёрского района Пермского края. Мы приглашаем наших читателей ознакомиться с интереснейшими материалами этого эссе и благодарим автора – Степанову Татьяну Михайловну, заведующую отелом облуживания Павловской городской библиотеки-музея им. Ф.Ф. Павленкова.

***

Поселок Павловский расположен в 10 км от районного центра (г. Очёр) и в 110 км. от областного центра (г. Пермь). Главное предприятие поселка – производственная площадка ВНИИ БТ «Буровой инструмент» Павловский».

Старинные документы сообщают: «Павловский завод устроен в 1816 году не в виде особого завода, а под именем резной фабрики при Очерском заводе. Наименован Павловским в честь Героя Отечественной войны, генерал-лейтенанта, генерал-адъютанта графа Павла Александровича Строганова по распоряжению его жены Софьи Владимировны, владелицы завода». В первой половине XIX в. завод выпускал кровельное и посудное железо, был передовым предприятием для своего времени. Но к началу века ХХ он уже не выдерживал конкуренции с предприятиями Юга и в 1911 г. был закрыт как нерентабельный. В 1917 г. рабочие взяли судьбу предприятия в свои руки. Завод стал выпускать косы – литовки, до трех с половиной миллионов штук в год. Затем, в связи с механизацией сельского хозяйства, потребность в производстве кос упала, и завод перешел на выпуск 12-ти и 36-литровых термосов и полевых кухонь.

В конце 30-х годов ХХ века Павловский представлял собой заводской поселок с населением 3260 чел. На заводе было занято около 500 рабочих и служащих. Еще в 1918–1920 гг. была осуществлена полная электрификация поселка (за счет собственной гидроэлектростанции), в 1925–1930 гг. – радиофикация. В 1930 г. открывается почтовое отделение, портновская и сапожная мастерская, в 1932 г. построен для рабочих клуб, открыто фабрично-заводское училище, с 1934 г. работает артель «Жестянщик». В поселке была средняя, семилетняя и две начальных школы. Все изменилось с началом Великой отечественной войны.

В результате призыва рабочих в армию на Павловском заводе было обновлено 65% рабочей силы. К станкам пришли домохозяйки и подростки. Из 500 работающих – 400 женщин. Завод делал термоса – 12-ти и 36-ти литровые, полевые кухни. Термос – это не автомат или мина, но вещь совершенно необходимая для солдат на фронте. В них на передовую доставляли горячую пищу, а сытый солдат воюет лучше.

Вот что сообщала в то время районная газета.

«Сталинский ударник» (29 июня 1941 г.):

«26 июня на имя директора Павловского завода от рабочих механического, косного и других цехов поступило заявление с просьбой перейти на 10-ти часовой рабочий день без дополнительной оплаты».

«Сталинский ударник» (9 сентября 1941 г.):

«Мужчины уходят на фронт, чтобы громить ненавистных фашистов. На их место встают их жены, сестры. На Павловском заводе десятки женщин освоили новые профессии и выдвинуты на руководящую работу. Тов. Вотинова, до ухода мужа на фронт, работала формовщицей. Сейчас она выдвинута помощником мастера в цехе, где начальником тов. Седов. Молодая работница успешно справляется со своими обязанностями».

«Сталинский ударник» (1 ноября 1941 г.):

«На днях в квартире Павловской пенсионерки Пелагеи Григорьевны Носовой до самой полуночи горел огонь. В этот вечер к Пелагее Григорьевне собрались 9 ее подруг на посиделки. Они собрались сюда, движимые высоким патриотическим чувством готовить варежки и носки для бойцов Красной Армии. Пелагея Григорьевна давно уже отправила в армию своих сыновей».

В сентябре-октябре 1941 года в п. Павловский переводится из Баку экспериментальный машиностроительный завод им. Мясникова, выпускающий оборудование для добычи нефти, так необходимой стране – турбобуры, турбодолота и т.д. Вместе с заводом прибыли на Урал часть квалифицированных рабочих и основной состав инженерно-технических работников.

Вот что пишет об этом П.М. Невилько (директор завода в 1953–1963 гг.) в своей книге «По высшему стандарту»:

«Завод из Баку надо было эвакуировать, но куда? На первый взгляд кажется странным, что выбор пал на Павловский Пермской области. Везти оборудование и кадры за три с половиной тысячи километров в широтном направлении, да еще на полукустарный Павловский завод, не имеющий железнодорожных подъездных путей. Однако решение тогдашнего Наркомата нефтяной промышленности было всесторонне продумано. Павловский непосредственно примыкает к району второго Баку, а мощные промышленные предприятия Перми могли оказать заводу необходимую помощь. Итак, промышленный выпуск турбобуров было решено организовать на Павловском заводе.

В Павловск ехали 20 бакинских семей. Ехали долго, плавание по Волге и Каме затянулось до поздней осени. Каюты были переполнены, многие болели. Осень 1941 года выдалась холодной. В конце октября по Каме шла шуга, на берегах лежал снег. Поздней ночью пароход с бакинскими рабочими и их семьями подходил к пристани Таборы. В тревожном ожидании все, кто мог, высыпали на палубу. Неожиданно взору людей открылось необыкновенное зрелище. За поворотом, где высокий берег сливался с чернотой ночи, полыхало зарево – целое море огней. Даже бывалые речники, которые вели пароход, насторожились. Все выяснилось на берегу: бакинцев встречали. Ждали вторые сутки. Жгли костры, чтобы не замерзнуть самим и согреть прибывших.

Тогда и свершился переход к новому производству, ставшему впоследствии основным. Почти три месяца бакинцы и павловцы разбирали, перевозили и монтировали оборудование. Еще не все станки и молоты прочно стояли на медленно твердеющих из-за низких температур фундаментах, еще не зажили у токарей и сборщиков обмороженные руки, а детали проходили одну операцию за другой, комплектовались и выдавались на сборку. Без устали трудились бакинские рабочие и мастера Боровиков, Шумкин, Рихтер, Реутов, Астахин, Герасимов, Лаврентьев и многие другие. Они не только работали каждый за двоих, но имели по нескольку учеников. Павловцы охотно перенимали мастерство у более опытных товарищей… В ночь на 1 мая 1942 г. никто не спал – шла приемка и испытание агрегатов. К утру стало известно, что первый из них принят отделом технического контроля. Старинный Павловский завод начал выпуск турбобуров».

pavlovsk_esse_ris02На фото (слева направо): П.М. Невилько, А.З. Ведьманов, Н.И. Чернышев, И.Ю. Девальд

Впоследствии часть бакинцев уехала из Павловска, но многие остались. В их памяти навсегда запечатлелись суровые события военных лет.

Вспоминает Анатолий Зиновьевич Ведьманов:

«Родился в Казахстане. С 1936 г. жил в Баку. Отец, Астахин Сергей Федорович, работал на экспериментальном заводе им. Мясникова. Когда началась война, завод решили эвакуировать на Урал. Помню, плыли на теплоходе под названием «Сталинская конституция». В Сталинграде на станции, когда пошли получать хлеб, случился налет. Теплоход загорелся, но его быстро потушили. Прибыли на пристань Таборы. Там нас ждали подводы, вечером мы приехали в Павловск. Размещали приехавших в клубе, в помещении поселкового Совета, в школе. Утром мы нашли квартиру.

Начали восстанавливать завод. На тракторе, на лошадях возили станки. Я учился в школе, в 4-м классе. Отец работал на заводе на долбежно – строгальном станке. Кушать надо было что-то. Ходили по деревням, обменивали одежду на картошку и хлеб. Летом мы работали в колхозах, на торфоразработках, на вырубке леса. В 1942 г. я начал учиться в ремесленном училище в группе кузнецов. Нас было 12 человек. В училище давали по 400 г. хлеба. Была своя столовая. Выдавали телогрейки, ботинки на деревянной подошве. Когда шли по улице, сразу слышно, что ремесленники идут, шлепают башмаками…»

Вспоминает Николай Ильич Чернышев:

«Наш завод выехал из Баку в сентябре 1941 г. Плыли мы долго по Каспийскому морю в темноте и большой тесноте. Под бомбежками доплыли до Астрахани. Оттуда по Волге и Каме добрались до пристани под названием Таборы. Недели через полторы пришла баржа из Баку со станками, машинами и оборудованием. В это время на заводе уже готовились. Старые станки демонтировали, и начали устанавливать новое оборудование. В цехах ставили печи – буржуйки. По карточной системе работающим давали по 500 г хлеба, неработающим – 300».

Вспоминает Девальд (Вшивкова) Ирма Юрьевна:

«Мать – Девальд Амалия Карловна родилась в 1904 году на Волге в Саратовской области. Вышла замуж за Девальд Юрия Александровича в г. Баку в 1923 г. В Баку мама работала на фабрике швеей, а отец – токарем на заводе им. Мясникова. В начале сентября 1941 г. семья была эвакуирована вместе с заводом в поселок Павловский. Отец был передовиком производства, на его станке всегда стоял флажок. Жили сначала на квартирах, а потом в построенном Новом поселке получили квартиру. Теплых вещей у нас не было, папа простудился, но даже больной ходил на работу, ведь он был немцем, а война была с Германией. Врач и медсестра пришли, когда он уже умирал, у него была тяжелая форма менингита, в поселке он умер первый из эвакуированных бакинцев – это был январь 1942 года».

Сменяя ушедших на фронт мужчин, к станкам встали подростки. Вспоминает житель п. Павловский Евгений Кузьмич Носов:

«Начальником отдела кадров в годы войны работала Августа Александровна Касьянова. Трудовых книжек не было. Ввели их уже в конце войны, поэтому на моем свидетельстве о рождении поставили штампик с датой приема на постоянную работу – со 2 октября 1942 г. На постоянную работу меня оформили в механосборочный. На весь цеховой корпус были три чугунные печки, топились торфом и дровами. В цехе всегда было и дымно, и холодно. Настолько холодно, что эмульсия, разведенная водой, используемая для охлаждения на металлорежущих станках (токарных, фрезерных, шлифовальных, сверлильных) все время замерзала, приходилось в ведрах на печках ее разогревать. Работали мы, подростки 15 – 16 лет в голоде да холоде, не снимая верхней одежды, без выходных, без отпусков. Бывало, сутками от станков не отходили. В цехе на станках висели плакаты, призывы: «Все для фронта, все для Победы!», «Тыл и фронт едины!». Воодушевленные такими призывами и переполненные в душе патриотическими чувствами, цеховые комсомольцы и решили создать первую в районе комсомольскую фронтовую бригаду токарей. В цехе было около 300 рабочих разных профессий. Из молодежи, а ее было более половины состава коллектива, редко кто не был комсомольцем. Комсомольский коллектив цеха был дружный, слаженный. Помогали один другому, как могли. У каждого токарного станка, где работали члены бригады, установили цифровое табло в виде часового циферблата со стрелками, указывающими время и количество обработанных деталей на одной операции. За лучшие показатели в работе вручали переходящий вымпел. И так ежедневно, до конца войны».

pavlovsk_esse_ris03На фото (слева направо): Е.К. Носов, В.А. Климов, А.З. Чазов, Г.А. Сморгун

Вспоминает Климов Виталий Анатольевич:

«В годы войны я работал в электроцехе, участвовал в ремонте Павловской электростанции. Кормили в то время в столовой, суп – картошка, крапива. На второе были картофельные котлеты. Их жарили не на постном масле, а в автоле. Какими же вкусными они казались! Потом я работал линейщиком, по территории поселка меняли столбы, протягивали новые линии. Потом меня посадили на обмотку, мотать моторы. В цехах работали в основном люди, приехавшие из Баку. Директором был Вайнер Израиль Львович, гл. инженер – Любимов Георгий Александрович. Они целыми сутками попеременно находились на заводе и ночью и днем. День Победы. Утром прихожу к семи часам на работу, а по заводскому радио уже передают – выходной день, оставлять только дежурных! Паровую машину остановить! Меня оставили дежурным по заводу. Я залез на крышу электроцеха – люди идут, поют песни, кто плачет. Гармошки играют. Слез море было кругом, но и радости море».

Вспоминает Чазов Анатолий Захарович:

«Весной 1943 г. я сдал экзамены за 7кл. ПСШ и уже 1 июня я поступил на ПМЗ, на торфоразработки. Было мне в это время 14 лет. Лето я проработал на торфоразработках. Работа считалась тяжелой и по карточкам давали по 1 кг хлеба, в цехах давали по 700 гр. Если перевыполнял выработку, давали дополнительно еще 200 гр. Осенью меня перевели в инструментальный цех, учеником заточника инструмента, потом учеником токаря. Так я стал рабочим Павловского завода. У станка стоял, еще не доставая до рычагов, поэтому под ноги приходилось ставить ящик, чтобы быть повыше. Подростки работали по 8 ч. через смену, без выходных и отпусков. Все для фронта, все для Победы! Как-то я пришел на работу сильно больной, с температурой под 40. Врач Смолкина отправила меня домой, возмутившись, что я в таком состоянии пришел на работу…».

Из летописи Павловского машиностроительного завода

Успехи завода объясняются в значительной мере тем, что местным партийным, советским органам совместно с парторганизацией и администрацией предприятия удалось в это тяжелое время решить труднейшую проблему подготовки квалифицированных кадров рабочих вместо ушедших на фронт. Завод, как базовое предприятие Павловской школы ФЗО, ежегодно получал по 50-70 молодых рабочих, путем индивидуального и бригадного ученичества, через систему курсов и краткосрочных школ ежегодно обучалось специальностям и повышало трудовую квалификацию от 130 до 210 человек.

Газета «Сталинский ударник» от 13 августа 1941 г. сообщала:

«Павловская школа ФЗО№10 приступила к занятиям в точно установленный срок 1 июля. На общем собрании учащиеся, в ответ на призыв Вождя народов тов. Сталина решили включиться в соц. соревнование и взяли на себя следующие обязательства: досрочно закончить программу производственного обучения, в быстрейший срок овладеть военными специальностями».

Вспоминает Д. Чазов:

«Я в годы войны поступил учиться в Павловское ремесленное училище №26, где директором был Федор Васильевич Пьянков. Всего нас в группе было 25 человек. Обучались мы в здании бывшей тогда Павловской церкви, где были установлены слесарные верстаки и тисы, здесь же, в другом проеме, обучались токарному делу девушки. В основном это были украинки, спасавшиеся от немецкого нашествия.

После окончания учебы я был направлен на Павловский завод им. Мясникова. На завод прибыли рабочие и оборудование из города Баку. Людей разместили по квартирам частного сектора. У нас в доме жила семья из 4 человек – муж с женой и их дети. Поскольку переселенцы приехали поздней осенью, у них было мало продуктов питания, не было овощей. Местные жители, как могли, помогали беженцам. Жили трудно, но дружно, всячески помогая друг другу. Эта дружба, сплоченность позволила тогда в короткие сроки запустить привезенное оборудование. В цехах завода были созданы из парнишек и девчонок фронтовые бригады. Девиз бригад был один: «Все – для фронта, все – для победы!». Не выполнив норму, не уходили из цеха, хотя было очень трудно, голодно и холодно. Продукты питания, хлеб были по карточкам. Мыла, спичек не было. Я помню, что в конце месяца потерял свою хлебную карточку, и молодая девушка, Клава Якимова, отдала мне свою, вот такая была у нас сплоченность и взаимовыручка. И я до сих пор помню ее благородный поступок. Мы, молодые, старались изо всех сил, чтобы выполнить норму и дать фронту нужную продукцию. Пожилые труженики, кто трудился с нами в цехе, помогали нам советом и делом».

(Д. Чазов, ветеран труда Очерский край, 2005 г., 25 июня).

Вспоминает Сморгун (Носова) Галина Алексеевна:

«До войны я училась в школе, учительницей была Печуркина Юлия Николаевна. Началась война. Учиться я не стала, надо было работать. Нас у матери было четверо. В 41-м отца забрали в армию. Мне шел 14-й год, и я пошла на завод, устраиваться на работу. Но меня не взяли. Есть было нечего. Мать работала в колхозе и получала на трудодни только гороховую муку. Я просилась на завод. Из Баку приехали Реутовы Алексей Иванович и Софья Ивановна. Они помогли мне устроиться в термосный цех. Мне не было еще 14 лет, к станкам не допускали, я была разнорабочей. Работал с нами мальчик, очень худенький. Телогрейку ни зимой, ни летом не снимал. Был он маленький, до тисцов не доставал, приходилось подставлять ящик. В 1943г., зимой, пришел он на работу, встал к тисцам (нарезал он гайки и барашки) и упал. Унесли его на здравпункт, вскоре он умер, умер от голода. Работали по 12 часов, через смену. Люди друг к другу относились душевно, помогали, чем могли».

Из летописи Павловского машиностроительного завода

В тяжелые для страны военные годы машзавод из года в год увеличивал выпуск продукции. Так общее производство увеличилось по сравнению с 1940 годом к концу войны в два с половиной раза (в стоимостном выражении) или с З141 тыс. руб. до 8590 тыс. рублей в 1945 г. Наибольшее производство относится к 1943 году, когда продукции было выдано заводом на сумму 8 млн., 713 тыс. рублей (в ценах 1926–27 гг.)

Штат производственных рабочих в годы войны увеличился незначительно – с 458 до 495 человек. Всего работников на заводе с ИТР, служащими, учениками, с обслуживающим персоналом, работниками транспорта, лесозаготовок и торфодобычи насчитывалось в пределах от 860 до 960 человек. За эти годы много было освоено совершенно новой продукции. Основными изделиями были турбобуры марки TI4-9 3/4″, TI4-7 3/4″, запчасти к ним, а также другие опытные марки. В 1943 году было произведено всего: 114 турбобуров, в 1944 – 119 шт., в 1945 – 76 шт.

К концу Великой Отечественной войны Павловский машзавод им. Мясникова стал технически хорошо оснащенным предприятием. По сравнению с 1940 годом его оснащение увеличилось больше чем в 2 раза.

В военные годы на предприятии широко было развернуто социалистическое соревнование за досрочное выполнение плановых заданий, за быстрейший выпуск заказов фронта, за экономию материалов и рабочего времени. По инициативе коммунистов и комсомольцев создавались на заводе молодежные фронтовые бригады, которых было в 1944 г. – 18, а в 1945 – 21. Развернулось движение «двухсотников», выполнявших программу за себя и за ушедшего на фронт товарища, «агарковское движение» (при сохраненном числе рабочих на участке увеличивать производительность труда). А также другие формы соревнования.

Павловский завод к 1946 г. прошел большой путь развития от небольшого завода местной промышленности по производству кос до машиностроительного предприятия союзного значения.

Руководители Павловского механического завода в годы Великой отечественной войны:

Директор Вайнер Израил Львович (1941 – 1948 гг.)

Главный инженер Любимов Г.А. (1941 – 1948 гг.)

Главный бухгалтер Ежов А.С. (1941 – 1946 гг.)

На верхнем фото: памятник павшим воинам-землякам в п. Павловский (все фотоматериалы предоставлены автором).

Список использованных источников:

  1. История Павловского машиностроительного завода им. А.Ф. Мясникова 1866–1966: альбом / Сост. А.И. Пономарев. – Павловский, Пермский край, [1966]. – 102 с.: фото. – Неопубл. – Текст. Изображение (неподвижное: двухмерное): непосредственное.
  2. Летопись поселка Павловский / Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Библиотека Павловского городского поселения». – 2007–….. – Павловский, Пермский край, 2007–2019. – 270 с.: фото. – Текст. Изображение (неподвижное: двухмерное): непосредственное.
  3. Наша слава и наша память / Сб. историки-краеведческих материалов; под ред. Т. М. Степановой. – Павловский, Пермский край, 2006. – 68 с.: фотогр.
  4. Невилько П.М. По высшему стандарту / П.М. Невилько // Перм. кн. изд-во. – Пермь, 1988 – 89 с.
  5. Сафонов А.С. Павловский завод: из прошлого – в будущее [Электронный ресурс]: [сайт]. – Режим доступа: https://ok.ru/video/83803114215.