Клуб «Севастополь» продолжает знакомить гостей нашего сайта с работами, подготовленными юными историками-краеведами, которые участвуют в программах Клуба. Постоянные читатели уже знакомы с публикациями нижнетагильского ВПК «Витязь». Сегодня «витязи» порадуют нас эссе «Баллада тридцатьчетверке», написанным Светланой Азарко.
***
И о броню «тридцатьчетверок»,
Снаряды в ярости кроша,
В кипенье боя слышал ворог
Кипенье дальнего ковша.
«Клянусь!» – пока дышу хоть малость,
«Клянусь!» – без счета – ночи, дни…
И крепость клятвы проверялась
Уральской крепостью брони.
А.Н. Пшеничный. Клятва сталевара
Когда руки рабочих преображают мертвое железо в живые машины, не перестаешь удивляться полету конструкторской мысли, спроектировавшей их. Наверное, танк, как наиболее совершенное творение разума и труда, отражает характер нации, породившей его. Помутненное фашизмом сознание сумрачного немецкого гения породило монстров, подобных сказочным драконам, вырвавшимся из преисподней. Америка, всегда восхваляющая культ доллара, прибыли и наживы, создала уродливые, жабоподобные танки. У французов и итальянцев получились некие карликоподобные каракатицы. Другие народы вообще ничего интересного не создали. И только великим русским конструкторам, Михаилу Кошкину и Александру Морозову, удалось создать чудесную машину – «тридцатьчетверку», глядя на которую хочется воскликнуть словами Николая Васильевича Гоголя: «О, ты дивная птица-тройка!».
Все гармонично, целостно и прекрасно в этой машине, созданной руками уральских мастеровых, внуков бажовского Иванко-Крылатко. Стремительны и изящны формы «тридцатьчетверки», кажется, еще секунда, и тяжелый танк, как самолет, взовьется в небо.
Готовясь к 75-летнему юбилею Победы, я прочитала книгу замечательного русского писателя Леонида Леонова «Взятие Великошумска», где автор описывает подвиг экипажа танка Т-34, о котором он услышал, будучи на фронте:
«Этим ударом открывается победоносный бег «Двести третьей» (бортовой номер этой тридцатьчетверки) к её немеркнущей военной славе.
–Твои! – крикнул Собольков (командир Т-34), даря водителю весь этот черный, многогрешный гитлеровский сброд, застылый вокруг его гусениц.
В каждом мгновении своя неповторимая подробность, которой не превзойти последующим столетьям. Защищая своих малюток от дикарей, мой народ создаст боевые машины утроенной мощности, но страшней и прекрасней тридцатьчетверки у него не будет никогда.
Стоило бы песню сложить про это крылатое железо, которого хватило бы на тысячу ангелов мщения, и чтобы пели ее – пусть неумело! – но так же страстно и душевно, как умел Обрядин (механик-водитель этого танка).
Двести третья недолго пробыла в схватке, но ради этих считанных минут не спят конструкторы, мучатся сталевары и милые женщины наши стареют у станков. Так значит, не зря мучились они, не спали и старели! Танк швыряло и раскачивало, как на волне, движение почти поднимало его над гудроном, и тогда верилось – на первом препятствии вылетит пружина подвесок или лопнет стальная мышца вала…. Но вот он становился на дыбы и опрокидывался на все дерзавшее сопротивляться; он крушил боками, исчезал в грудах утиля и вылезал из-под обломков, неожиданный, ревущий, гневный, переваливаясь и скользя в месиве, которое щетилось, горело, кричало, вздувалось пеной и пузырем. Все в нем убивало наповал: картечный, с нахлестом, и иной огонь, что лился из всех его щелей, подавлял волю врага.
…Любо было видеть, как горохом рассыпалось смертоносное немецкое добро, падая в алую зимнюю бездну…»
В неравном бою с фашистами экипаж героического Т-34 погиб. Их боевые товарищи решили поставить израненный в бою танк на их могиле. Именно в годы войны появилась традиция ставить боевые машины на братские могилы танкистов.
«… У нас каждое имечко записано, он (командир бригады) показал на танк – этих не закапывать. Выйду из боя, сам их буду хоронить… в Великошумске. Таким и поставлю на высоком камне этот танк, как есть. Пусть века смотрят, кто их от кнута и рабства оборонил… – И тут же подумал, проездом на теплые черноморские берега всякий сможет видеть из вагона высокую, как маяк, могилу двести третьей Т-34».
Фашистский генерал танковых войска Г. Гудернан писал: «…танки Т-34 превосходили по качеству немецкие танки. У них были лучшие двигатели, пушки, броня и гусеницы… Русские на протяжении всей войны выпускали свои Т-34 большими сериями, без особых модификаций, а Гитлер все время менял тип танков, конструкцию, что замедляло серийное производство. На основании своего исторического опыта я хочу предостеречь против недооценки русских».
Адъютант инспектора бронетанковых войск вермахта капитан фон Зенгер: «Ремонт и обслуживание танков было на высоком уровне… У русских было много хорошо обученных механиков… До войны в Германии и других странах было распространено мнение, будто русские не очень искусны в технике, но практика показала ошибочность этого предположения. У русских природное дарование к технике».
Как враг ошибался в недооценке наших людей и боевой техники, показало 9 мая 1945 года.
Недавно нашему родному Нижнему Тагилу присвоено звание «Город трудовой доблести», и лучшим подтверждением славного подвига наших дедов и прадедов служат танки Т-34, установленные на постаментах в разных концах города, а имена тагильчан, воевавших на них – таких, как Герои Советского Союза Александр Федорович Кононов и Виктор Александрович Вересков или полный кавалер Ордена Славы Василий Васильевич Холкин, а также одна из немногих женщин – механиков-водителей Т-34 Мария Ивановна Лагунова, – увековечены в названиях улиц и памятных мемориальных досках.