Тыл – половина победы!

stekolzavodtugustemirКлуб «Севастополь» рад представить нашим читателям нового участника конкурса «Малые заводы Урала в годы войны», который проводится среди краеведов Уральской земли и посвящен трудовому подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. Историко-краеведческое эссе «Тыл – половина победы!» посвящено работе предприятий Тюльганского района Оренбургской области в военное время. Команда «Севастополя» благодарит за проделанную работу автора – Гастюшкину Наталью Владимировну, главного библиографа МБУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Тюльганского района».

* * *

В годы Великой Отечественной войны, когда вся наша страна стала единым военным лагерем, а повседневная жизнь многомиллионного народа подчинена главному лозунгу тех лет «Все для фронта – все для победы!», в глубоком тылу ускоренно создавались или открывались тысячи крупных, средних и малых предприятий, выпускавших разнообразную продукцию, остро необходимую для фронта.

Не был исключением и наш небольшой Тюльганский район Оренбургской (в те годы – Чкаловской) области. Поскольку географически он был удален от крупных городов, от железных дорог, автомагистралей и судоходных рек, то строительство каких-либо новых предприятий здесь было невозможным. Поэтому на нужды фронта работали только те небольшие предприятия, которые открылись здесь еще в предыдущие десятилетия.

К началу войны, в 1941 году, большая часть территории нынешнего Тюльганского района входила в состав Троицкого района, а три сельсовета в южной его зоне – в Екатериновский район с центром в селе Никольское.

На этот момент в селе Троицкое, в райцентре, работали два небольших кожевенных завода, на хуторах Змеиный и Шихан. Они были оперативно перестроены на производство для фронта товаров из кожсырья. Среди местного населения были организованы сбор и заготовка шкур крупного рогатого скота и овец, шкур и щетины свиней.

Из обработанных и выделенных шкур крупного рогатого скота на одном кожевенном заводе изготавливали яловые сапоги, а из овчин – полушубки. На втором заводе из свиных шкур шили хромовые сапоги, а щетина шла на изготовления одежных, обувных и даже зубных щеток.

К сожалению, на сегодня в современных архивах не сохранилось каких-либо документов, в которых можно было бы найти сведения о количестве поставленной этими предприятиями так необходимой продукции для фронта или фамилии и имена их руководителей и рабочих. За давностью лет не осталось и живых свидетелей тех событий.

Во втором по величине селе Троицкого района, в селе Ташла, известной в Оренбургской области как старинная и богатая вотчина дворянского рода Тимашевых, в годы Великой Отечественной войны работали на нужды фронта четыре предприятия.

В селе Ташла, на базе бывшей барской молотилки, в двух кирпичных амбарах, после необходимой подготовки и переделки, было налажено производство саней – розвальней, конных телег, колес и другой деревянной оснастки для них.

На образованном в 1935 году Ташлинском лесхозе в массовом количестве производились разнообразные пиломатериалы. Все это регулярно, в строгом порядке оправлялось по назначению, в войска.

На базе бывшего поселка – спецпоселения Купля, что в нескольких километрах от Ташлы в глухом лесу на речке Купля, в течении всех военных лет изготавливали и отправляли на фронт лыжи и лыжные палочки.

По воспоминаниям Мусиной Раисы Фаткулловны, 1934 года рождения, родившейся и выросшей в этом поселке, главной рабочей силой в цехах этого предприятия были женщины да несколько мужчин, имевших «бронь». Начальником цеха был финн по фамилии Тойва, направленный на завод как специалист по производству лыж. Под его руководством работали девочки-подростки. Лыжи изготавливались из березы и ильма.

Женщины и подростки работали также и лесорубами на заготовке древесины. Каждый старался выполнить дневную норму, составлявшую 2,5 кубометра строительного леса и четыре кубометра дров. Жили и работали тяжело: в деревянных бараках, полураздетые и полуголодные.

В самом селе Ташла на базе сохранившегося еще с XIX века барского тимашевского винокуренного завода все военные годы производили спирт-сырец, который бесперебойно отправлялся в действующую армию, на фронт. Порядки и дисциплина на предприятии были соответствующие – военные и жесткие.

И сегодня, видя иногда кадры военной кинохроники с эпизодами зимних компаний 1941–1943 годов, Московской и Сталинградской битвы или боев в Восточной Украине, с гордостью думаешь о том, что знаменитые теплые русские армейские полушубки сшиты, в том числе, и руками женщин и подростков из нашего села Троицкое. А эти лыжи, на которых взвод за взводом, рота за ротой лавиной несутся в наступление советские бойцы, изготовлены, в том числе, и руками подростков, а зачастую и детьми, из далёкого уральского лесного села Ташла.

А это был и их небольшой, но от этого не менее важный вклад в нашу общую победу над незваным врагом, принесшим кровь и страдания на нашу землю.

Старинное и большое село Тугустемир находится на самом севере территории Тюльганского района, фактически уже на башкирской земле. И удалено оно от хороших дорог более всего.

Но от его дореволюционных хозяев, помещиков Виктора Ивановича Звенигородского и Ипполита Даниловича Шотта, к началу Великой Отечественной войны сохранилось несколько небольших, но действующих заводов: кирпичный, стекольный и спиртзавод «Турай» (с момента его основания назывался винокуренным). Из этих заводов для работы на нужды фронта по техническому оборудованию соответствовали спиртзавод и стекольный завод. За короткое время их трудовые коллективы перешли на «военные рельсы».

На стекольном заводе рабочие – стекловары, которые до этого много лет занимались изготовлением изделий из стекла в основном бытового назначения, переквалифицировались на изготовление двух и трехлитровых бутылей –«четвертей», для разлива изготовленного на спирт заводе спирта-сырца и отправке его непосредственно на фронт.

В краеведческом музее Тугустемирской средней школы сохранились воспоминания нескольких бывших работников этих заводов. Как рассказывала Леднева Вера Семеновна, она перед войной по окончании техникума приехала в Тугустемир лаборанткой на спиртзавод и много лет проработала в этой должности вместе с другой девушкой, точно также попавшей в это село – Лидией Алексеевной Шадриной.

Спиртзавод «Турай» всю войну был на военном положении. Работали от гудка до гудка. Царила строжайшая дисциплина. Чтобы попасть на территорию завода, каждый рабочий должен был иметь пропуск. Их выдавали только на полгода, затем все получали новые пропуска.

Работали на заводе в основном женщины; немногие мужчины-специалисты, оставшиеся на заводе, имели «бронь».

Изготовленный и соответственно бутилированный спирт рабочие – эксперты завода регулярно вывозили на спецпункт доставки, находившийся на железнодорожной станции Чебеньки, до которой от Тугустемира по самому короткому пути было около 80 километров. А экспедиторами опять же были, естественно, женщины. Вывозили эту продукцию на телегах, запряженных быками. Летом такая поездка туда и обратно занимала полтора-двое суток, а зимой, в стужу и по бездорожью – двое-трое суток. Но ценный груз всегда доставлялся вовремя и в сохранности.

И еще одно, небольшое, но нужное производство оборонного значения работало в годы войны в селе Астрахановка, которое находилось всего в 20 километрах от районного центра села Никольское и в 30 километрах от железнодорожной станции Чебеньки.

В этом селе на базе молокозавода колхоза «Прогресс» было налажено производство такого молочного по составу продукта, как казеин. Из этого продукта в промышленной переработке изготавливали необходимые в радиопередатчиках и приемниках проводники, изоляционные и другие детали.

Казеин изготавливали путем длительной переработки молока на колхозном молокозаводе по цепочке: цельное молоко – пропущенное молоко (обрат) – кислое молоко – творог – казеин (после длительной сушки творога). Изготовленный творог летом сушили во дворе молокозавода, на больших тонких металлических решетках, установленных на деревянных рамах на высоте более метра. Для защиты творога, а потом казеина от птиц и мух, все это накрывали марлей. Сохранность продукции обеспечивалась строгим учетом и соответствующей охраной.

По детским воспоминаниям коренного жителя села Астрахановка Кругова Ивана Петровича, сохранившим рассказы его матери и старших родственников, на молокозаводе работали одни женщины. Заведовала этим производством Соседова Анастасия Ивановна, в помощницах у нее были Пичужкова Настя и Фадеева Настя.

Готовая продукция, то есть казеин, упакованный в мешки, опять женщинами, строго по графику, доставлялась на станцию Чебеньки для отправки далее по назначению.

В летнее время дорога от Астрахановки до станции напрямую, через степь, была короткой, менее 30 километров, а зимой и в ненастье, в объезд, через Григорьевку и Петропавловку – то все 60.

Казеин на этом молокозаводе производился даже после окончания войны, до 1951–1952 годов.

Завершая рассказ о тех небольших предприятиях, которые работали на территории Тюльганского района в годы Великой Отечественной войны для фронта, приходится еще раз констатировать, что архивных материалов и живых свидетелей событий тех давних лет, к сожалению, или вообще нет, или осталось очень мало.

На фото: здание стекольного завода в с. Тугустемир в наши дни (2016). Источник фото: http://denejkin.livejournal.com/46807.html

Список использованных источников:

Матирная А. О детстве со слезами / Александра Матирная // Прогресс-Т. – 2020. – 27 августа. – С.7.

Матирная А. Ради победы / Александра Матирная // Прогресс-Т. – 2020. – 3 сентября. – С.11.

Матирная А. Победу ковали в тылу / Александра Матирная // Прогресс-Т. – 2021. – 6 мая. – С.5.