Петуховский литейно-механический завод в годы Великой Отечественной войны

petuhovlmzКогда земля от крови стыла,
Когда горел наш общий дом,
Победу труженики тыла
Ковали праведным трудом.

Ведущий методист Петуховской межпоселенческой центральной библиотеки Ольга Викторовна Варлакова в своем эссе раскрывает малоизвестные страницы из военного прошлого Курганской области, которые будут интересны уральским краеведам. Клуб «Севастополь» благодарит Ольгу Викторовну за участие в конкурсе «Малые заводы Урала в годы войны».

***

В 1903 году на железнодорожной станции Петухово открываются «Ремонтно-механические мастерские» Переселенческого управления. Эти мастерские затем преобразуются в Петуховский механический чугунолитейный завод, позднее это стрелочный завод МПС, а в дальнейшем – Петуховский литейно-механический завод.

До 2019 г. это было самое крупное предприятие в Петуховском районе и одно из старейших машиностроительных предприятий Курганской области, уступающий по возрасту только Кургансельмашу.

В предвоенные годы коллектив завода продолжал выпускать продукцию для железных дорог СССР и за границу. В основном это были стрелки разных типов, тормозные колодки, крестовины, домкраты разной грузоподьемностью.

Великая Отечественная война прервала мирный труд заводчан. Предприятие перестраивается на новую продукцию, работая под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!».

За освобождение Родины сражалось более 300 рабочих завода. Среди них С.П. Лапухин, И.А. Мушников, С.Г. Панфиленко, М.П. Рябков, Н.Я. Харламов, С.П. Смирнов и др. На смену им пришли женщины и подростки.

Из воспоминаний пенсионерки М. Широченко: «Мне было всего 15 лет, когда я вместе с другими подростками пришла на стрелочный завод. Приняли нас учениками. Одних направили в столярку делать ящики для снарядов, других – точить пробки тоже для снарядов. Меня направили в механический цех №1 на маленький сверлильный станок. Готовила для стрелки пластины (башмаки) с приваренной подушкой, сверлили также станины для перевода стрелок, мостики по 100 кг. Можно представить, как нелегко было одной доставлять эту железину к станку, а затем закладывать на стол для сверления».

Предприятие выпускало стрелочные переводы, печные приборы, вагонетки. Война внесла свои коррективы в номенклатуру дел. Завод приступил к выпуску особо-фугасных снарядов (ОФС) и гранат Ф-1.

Фронт требовал: «Больше! Лучше! Быстрее!». Работали, не считаясь ни с чем. Железные дороги страны и фронт бесперебойно получали продукцию.

22 апреля 1942 года завод понес тяжелую утрату. В возрасте 40 лет скончался его начальник В.Г. Скобелев – сын паровозного машиниста, отличный организатор производства. Почетный железнодорожник, прошедший путь от токаря до руководителя завода.

Из воспоминаний пенсионерки М. Широченко: «Отстояв смену 12 часов у станка, редко удавалось сразу уйти домой. Ведь все погрузо-разгрузочные работы были на наших плечах. Вся продукция, выпускаемая в нашем, да и в шестом цехе, грузилась и выгружалась вручную. Из цеха, правда вывозили на вагонетках. Грузить обычно приходилось той смене, которая уже отработала ночь, так как днем виднее. Обвяжешь груз веревками и тянешь, затем что есть силы в вагон, да еще смотришь, как бы внизу никого не стукнуть.

А вот изделия из шестого цеха грузили, не считаясь со временем суток, так как там выпускалась продукция важнее стрелки. Это были снаряды для самолетов. Не сладко приходилось и здесь. Ведь ящики со снарядами с «оперением» весили 60–70 килограммов каждый. А много ли силы и ловкости было в наших худеньких, слабых руках».

В этот период на предприятие эвакуируется спец цех завода им. Войтовича с оборудованием, частью рабочих и инженерно-техническими работниками. В первые месяцы войны цеха не полностью справлялись с программой. В мае 1942 года решением Наркомата путей сообщения начальником завода был назначен Я.И. Недокунев, бывший начальник Ташкентского завода, который быстро организовал коллектив на выполнение поставленных задач.

Всего в первые годы войны на завод было эвакуировано 110 человек в т.ч. из Москвы – 49, Ленинграда – 19, Днепропетровска – 5, из других областей – 37.

Хорошо налаженная работа позволила увеличить план выпуска боеприпасов для фронта, за что завод неоднократно получал благодарности и денежные премии. Телеграммы были примерно такого содержания: Москва, 6 ноября 1942 г. Правительственная. Три адреса. Начальнику стрелочного завода товарищу Недокуневу К., председателю завкома. Коллегия НКБ сердечно поздравляет Вас и весь коллектив завода с выполнением задания Государственного Комитета обороны по боеприпасам за успехи Вашей работы по снабжению боеприпасами, в беспощадном разгроме и уничтожении фашистского зверя. Поздравляем с двадцать пятой годовщиной Великого Октября. Желаем дальнейших успехов. Для премирования за успешную работу в октябре месяце переводится Вашему заводу пятнадцать тысяч рублей. Народный комиссар боеприпасов Ванников.

Активное участие в разработке организационно-технических мероприятий принимали работники технического отдела т.Кровяков П.А., Иванов В.С.

На заводе был создан денежный фонд помощи семьям фронтовиков и обороны СССР в размере 100 тыс. рублей деньгами, 150 тыс. рублей облигациями, организован сбор молока и овощей. Семьям фронтовиков было выдано денежное пособие 43 тыс. рублей, 380 кв.м мануфактуры, 268 пар валенок, 2500 кубометров лесоматериалов, 50 тыс. штук кирпича.

В военные годы на заводском подсобном хозяйстве, которое было организовано 26 октября 1940г., было КРС – 200 голов, овец -500 голов, свиней – 200 голов, свиноматок более 30 голов.

Первым заведующим подсобного хозяйства был назначен Константинов Д.Ф., возглавлявший ранее на заводе партийную и профсоюзную организации. В начале 1941 г. ему было выделено 1340 рублей для покупки скота. С 1943 года подсобное хозяйство возглавила Скрипкина Клавдия Степановна. Все выращенное в хозяйстве шло на стол заводчан. В 1942–1943 гг. через столовую проходило 4000–4500 обедов. Например, в июле 1943г. было выпущено 10300 первых общих блюд, 18000 вторых, из которых 5000 рыбных и 8000 мясных. Для более эффективного поощрения стахановцев выделяли дополнительно талоны на 2-е блюдо и 200 гр. Хлеба на 5 дней, в зависимости от перевыполнения норм выработки. В 1943 году норма фондируемых продуктов по списку доходила до 30 человек.

Бригадиром тракторной бригады был Сединкин А.Е., слесарем Кулаков В.И., бригадирами в поле – Дроздецкий И.Я, Сайдыбаев Т., доярками – Афанасьева А.А., Воронова Т.М., Пасечник А.М., Мелешко П., РечкаловаТ., Шестопалов — старший конюх.

В послевоенные годы коллектив завода осваивал новые виды продукции. Так, в 1946 году начали выпуск траншеекопателей, столбоставов, тележек линейных работ связи, лебедок грузоподьемностью 500 кг, инжекторов № 5.

Над выпуском этой продукции хорошо работали в литейке смены мастеров Мустафина М., Зенец Н., Гребенюка З., Токарева П.

Жива еще в потомках память,
Тех героических времен –
Советским труженикам тыла
Низкий наш земной поклон!
(Б. Поляков)

На фото: Петуховский ЛМЗ. (Снимок предоставлен автором эссе.)

Список использованной литературы:

  1. Афанасьев, А.Д. История Петуховского литейно-механического завода (1903–2003) / А.Д. Афанасьев, А.Ф. Поздняков. – Курган: Дамми, 2003. – 192 с.: ил.
  2. Афанасьев, А.Д. Из посада мастерских выросли / А.Д.Афанасьев // Заря. – 1983. – 26 июля. – С.2.