Заводской поселок на реке Ирбит

krantalУважаемые ураловеды и все, кому важно сохранение памяти о народном подвиге в «сороковые роковые». Сегодня, 1 декабря, завершился третий тур конкурса «Малые заводы Урала в годы войны». Его итоги будут подведены немного позже, и мы узнаем имена победителей. Пока же предлагаем познакомиться с одной из последних работ, поступивших на конкурс. За присланное эссе Клуб «Севастополь» благодарит Нину Владимировну Мезенцеву, заведующую Красногвардейской поселковой библиотекой (филиал №4 МБУК Артёмовского городского округа «Централизованная библиотечная система»).

***

Наш родной Красногвардейский – живописные места!
Здесь течет журчащей песней, меж полей, Ирбит-река.
Здесь завод стоит старинный, а вокруг – бескрайний лес.
Талый ключ из недр глубинных бьет для нас, как дар небес!

Наш уральский поселок – пылинка на карте России. Появился он благодаря Ирбитскому чугуноплавильному заводу Саввы Яковлева.

В 1776 году стараниями коллежского асессора Саввы Яковлева (Собакина) был построен первый и единственный в то время завод в Ирбитской слободе. На реке Ирбит, впадающей в реку Ницу, в 60 верстах от новоявленного города Ирбита, на государственной порожней земле собственным коштом Яковлева по дозволению Государственной Берг-коллегии и Канцелярии Главного заводов правления был построен чугуноплавильный завод. Вокруг него образовался и поселок для проживания рабочих.

Название «Ирбитский завод» вносило путаницу для приезжающих: они думали, что завод в Ирбите, а он находится в 60 километрах от города и назван Ирбитским по одноименной реке.

За почти 250-летнюю историю завод, а с ним и поселок, пережили немало катаклизмов. Будучи еще молодым, заводик, наряду с другими заводами Яковлевых, изготовлял военные боеприпасы в Отечественную войну 1812 года. Во время войны с французами завод приступил к изготовлению бомб, артиллерийских ядер и нескольких видов картечи. Позже был перепрофилирован из чугуноплавильного в железоделательный. Потом сменил еще несколько наименований.

В годы революции Ирбитский металлопрокатный завод стал передовым оплотом большевиков в наших местах. В годы Гражданской войны находился в эпицентре сражений красных с белыми. Большинство заводчан вступили добровольцами в Камышловский полк Красной гвардии. Именно поэтому и получил поселок свое теперешнее название – Красногвардейский в 1938 году.

И, конечно, хотя Красногвардейский был далек от линии фронта в годы войны, вместе со всей страной заводской поселок участвовал в приближении Победы в годы Великой Отечественной войны. Нам есть чем гордиться.

На фронт ушли около тысячи односельчан. Красногвардейцы воевали на всех фронтах, участвовали во всех знаковых сражениях этой войны. Сражались и погибали под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, Курском, Смоленском, Одессой и т.д. Были сыны поселка и в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. Многие сложили головы на полях сражений Европы, но были и те, кто дошли до Берлина.

Около 430 человек сложили свои головы и не вернулись в родной поселок: 194 погибли в боях, 182 пропали без вести, 47 умерли от ран в госпиталях, 11 погибли в плену.

Среди погибших и два Героя Советского Союза – летчики Панов Николай Афанасьевич (1917–1943) и Старченков Иван Сергеевич (1923–1945).

Панов Николай Афанасьевич родился в Ирбитском заводе в 1917 году, вырос в поселке, после окончания агрозоотехникума поступил в авиационное училище. Воевал с июня 1941 по март 1943 г. Был командиром авиационного звена 5-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 50-й авиационной дивизии авиации дальнего действия (АДД), звание – гвардии капитан. В составе полка наносил бомбовые удары по скоплениям вражеских войск в районах Львова, Констанцы, Плоешти. Участвовал в обороне Одессы (с 1965 года – город-герой), Николаева, Полтавы, Харькова, Ростова. К сентябрю 1942 года совершил сто сорок три боевых вылета на бомбардировку важных военно-стратегических объектов в тылу противника, скоплений его войск. В воздушных боях экипаж сбил три вражеских самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Панову Николаю Афанасьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 774).

После награждения герой побывал в отпуске в родном поселке, где встречался с земляками и школьниками, чтобы рассказать о войне.

Отважный лётчик пал смертью храбрых при выполнении боевого задания 11 марта 1943 года. Похоронен в братской могиле в городе Феодосии (Республика Крым).

Старченков Иван Сергеевич родился в 1923 г. в п. Ирбитский завод. На момент начала войны учился в Чкаловском авиационном училище. В боевых действиях участвовал с августа 1942 по февраль 1945 г. Сражался на штурмовике Ил-2 на Западном, Брянском, 1-м и 4-м Украинском фронтах в 224-й штурмовой дивизии, почти всю войну в 571-м, а в конце своей боевой деятельности – в 996-м штурмовом авиационном полку. Участвовал во многих значимых операциях. Был тяжело ранен. К октябрю 1944 года совершил 125 боевых вылетов на разведку и штурмовку железнодорожных эшелонов, аэродромов, скоплений живой силы и техники противника. В результате штурмовых действий лично уничтожил и повредил до 50 танков, 170 автомашин, более 20 орудий зенитной и малокалиберной зенитной артиллерии, 18 минометных батарей, 4 железнодорожных эшелона с войсками и грузами, на аэродромах сжег до 15 самолетов Ю-88, в воздушном бою сбил 1 самолет Ме-109, истребил до 800 солдат и офицеров противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, Старченкову Ивану Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза. Однако Герою не было суждено получить высокую награду.

13 февраля 1945 года при выполнении боевого задания по штурмовке войск противника штурман 996-го штурмового авиационного полка капитан И.С. Старченков был подбит над целью зенитным снарядом. На горящем самолете продолжал штурмовку, прекратив ее только после израсходования боеприпасов. После этого повел самолет на свою территорию, перетянул через линию фронта. Перед самой посадкой самолет взорвался. И.С. Старченков и его воздушный стрелок сержант Шептун Михаил Прокофьевич погибли. Оба летчика похоронены на военном кладбище в Кракове, где в это время базировалась 224-я штурмовая авиационная дивизия (в настоящее время – Раковицкое мемориальное воинское кладбище).

В поселке чтят память своих Героев: в честь земляков названы улицы, установлены бюсты и баннеры, проходят эстафеты имени Героев.

Оставшиеся дома жители нашего тылового поселка делали все, что могли. Предприятия производили продукцию для фронта. Многие земляки были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» Участвовали наши посельчане в сборе средств на приобретение танков для УДТК.

Ирбитский металлопрокатный завод (ныне Красногвардейский крановый) в конце октября 1941 года по решению Госкомитета обороны перешел в ведение министерства тяжелого машиностроения.

Завод приступил к выполнению заказов фронта. Основная часть рабочих ушла на фронт с первых дней войны. К станкам встали старики, женщины и подростки. С 1943 года при заводе работала и школа рабочей молодежи, чтобы подростки могли совмещать работу с учебой.

В то время в стране возникло движение фронтовых бригад, подхватили этот пример и трудящиеся Красногвардейского завода.

Продолжился на заводе выпуск проката (кровельного железа), так необходимого фронту. Из отходов изготовляли ведра и железные печи. Эти печи (буржуйки) шли на фронт для отопления блиндажей, землянок.

На заводе было налажено массовое производство «крылышек» к стабилизаторам для мин. Их штамповали на станках. Также изготавливали парковую арматуру для упаковки снарядов.

В военный годы остро стал вопрос доставки продукции до железнодорожной станции Талый ключ, так как машины были мобилизованы на фронт, да и лошадей не хватало. Тогда директор завода Торлин обратился к землякам с просьбой помочь построить насыпь для прокладки рельсов, чтобы соединить завод и станцию железнодорожной веткой в несколько километров. Население откликнулось, и закипела «народная стройка». Лопата, тачка, носилки – вот и весь инвентарь, чтобы выполнить огромный объем земляных и строительно-монтажных работ. Строили в нерабочее время всем поселком. Работали на пределе сил. Началось строительство во второй половине 1943 года. В июле 1944 года пошли первые вагоны с грузом.

Как и многие другие уголки страны, жители поселка приютили у себя эвакуированных жителей Ленинграда и Москвы.

Дежурный поселкового совета встречал приезжающие семьи на станции Талый ключ и распределял по домам красногвардейцев. Кто-то предоставлял приезжим комнату, а кто-то отдавал весь дом, сами переселялись в малуху (маленькая хозяйственная избушка).

Эвакуированные учились и работали в поселке. Среди них были ученики 9-10 классов. Поэтому в нашей школе (до этого семилетке) были организованы 8, 9, 10 классы. Весной 42 года школа дала первый выпуск из 10 класса. Работали в школе учителя из эвакуированных.

Разместилась на время эвакуации в поселке и Ленинградская типография Машгиз. Под типографию предоставили историческое здание по адресу улица Панова, 2 (в то время ул. Пролетарская). И с декабря 1942 по 1944 год она там работала. На первом этаже располагался печатный цех, а на втором – наборный цех. На рабочие специальности были приняты местные жительницы – в основном, молодые девушки. Некоторые из них настолько сроднились с типографией, что уехали вместе с ней в Ленинград.

Данная типография специализировалась на выпуске технической литературы, в том числе машиностроительной, и входила в объединение «МАШГИЗ» (издательство «Машиностроение» наркомата машиностроения СССР). Можно предположить, что в выпускаемой технической документации нуждалась, в том числе, и военная промышленность. Документальных свидетельств не сохранилось, но по воспоминаниям одной из бывших работниц, они печатали еще и бланки документов. В выходных данных изданий данной типографии того времени значится: «2-я типография Машгиз, НКТМ, Красногвардейск, Свердловской обл.»

Эвакогоспиталь под номером 3467 прибыл к нам в поселок осенью 1941 года. Первоначально, госпиталь был сформирован в г. Сталино (Украинская ССР). Лечебное учреждение находилось в этом районе с 20.07.1941 по 04.10.1941. Затем эвакуирован в Красногвардейск Свердловской области. У нас госпиталь действовал с 28.10.1941 по 15.02.1942. Позже передислоцирован в поселок Харовский Вологодской области (ныне г. Харовск).

В поселке помещения для госпиталя были забронированы еще в июле 1941 года. Решено было предоставить для размещения раненых все наиболее пригодные, преимущественно каменные здания. В октябре в зданиях провели срочный ремонт и подготовку. Здание школы было передано госпиталю, школьники в зиму 41–42 гг. занимались в старом деревянном здании. Также использовались здания госбанка, клуба и др. Часть раненых после назначения лечения размещали в частных домах у жителей поселка.

В феврале 1942 г. госпиталь передислоцировался на новое место. В поселке на старом, ныне не действующем, кладбище остались могилы умерших в госпитале бойцов.

«Мы, подростки войны, рано повзрослели. Заменив у станков своих отцов и старших братьев, ушедших на войну, мы знали: это надо для фронта!» – слова из предисловия книге И.В. Казанцева «Талый ключ», где автор описывает свои детские военные годы на фоне истории поселка того времени. Да, дети и подростки военного времени тоже жили под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!». Проводили тимуровские рейды помощи семьям фронтовиков. Работали на заводе (штамповали детали и сколачивали ящики для снарядов). Наравне с взрослыми участвовали в строительстве насыпи для заводской железнодорожной ветки. Оказывали помощь раненым в госпитале (готовили концерты и др.). Помогали отапливать школу (приносили дрова, топили печи). Собирали колосья на полях после основной уборки, шили рукавицы для бойцов, собирали посылки на фронт, шефствовали над детским домом для сирот – детей фронтовиков и др.

Подвигу людскому нет цены.
Памяти навеки нет покоя.
В нашем крае не было войны…
Разве можно говорить такое?!

Г. Стоянцева

Победа в Великой Отечественной войне далась нашей стране нелегко, ценой жизней и неимоверных усилий и лишений. Не было в нашей стране в то время места или человека, которого не коснулась война. Поэтому и мы должны сохранять память о тех событиях и людях для будущих поколений.

На фото: вид на Ирбитский металлопрокатный завод. (Снимок взят с сайта Красногвардейского кранового завода.)

Список использованных источников:

  1. Бороздин К. Лечили и прощались // «Все будет», № 30, 28.07.2022, с.19
  2. Казанцев И. Талый ключ / И.В. Казанцев. – Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1985 – 96 с.
  3. Лица Победы на наших улицах // «Артемовский рабочий», №16, 22.04.2022, с.1
  4. Мезенцева Н. Было и такое: не поселок, а город Красногвардейский // «Егоршинские вести», № 21, 20.05.2020, с .20
  5. Подлинная народная стройка // «Все будет», № 3, 15.01.2015, с.15