«Оборона Севастополя». А.А.Дайнека

sevastopol2

«Оборона Севастополя» (1942 год) — одна из наиболее знаменитых картин А.А.Дайнеки. Картина, написанная в Москве, в настоящее время находится в Русском музее в С-Петербурге.

Импульсом к созданию картины послужили фотографии разрушенного Севастополя, которые Дейнека увидел в начале 1942 года. Замысел картины родился у художника при просмотре своих материалов, альбомов и рисунков по Севастополю, где пришлось много работать до войны. Зимой 1942 года Дейнека привез из фронтовых поездок многочисленные зарисовки, которые были использованы в работе. Но этого было недостаточно: мастер делал в пластилине скульптурные наброски, раз за разом, проверяя правильность ракурсов, писал обнаженную натуру, чтобы избежать неточностей.

Можно предположить, какое время изображено на картине. Исходя их исторических данных, первым штурмом Севастополя принято считать попытки немецких войск с ходу захватить город в течение 30 октября – 21 ноября 1941 года. С 30 октября по 11 ноября велись бои на дальних подступах к Севастополю, со 2 ноября начались атаки внешнего рубежа обороны крепости. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей.

Всего было 3 штурма Севастополя. Закончилась битва за город 9 июля 1942 года.

Известно, что работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Следовательно, он мог изобразить военные события осени 1941 года в Севастополе.

Может быть, именно такое сражение и не развертывалось на набережной Севастополя, но были сотни ему подобных. Художник создал монументально-эпическое полотно, сумев обобщить в нем героику великой войны: на картине запечатлен скорбный и величественный подвиг морских пехотинцев, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя.

…На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу. Вдали – разрушенные дома, кругом огонь. На первом плане в полный рост изображен раненый матрос, бросающий связку гранат. Лицо его напряжено, ноги широко расставлены, руки резко отведены в сторону. В позе матроса чувствуется самоотверженность, неприступность и готовность остановить врага. Мы как будто чувствуем его частое дыхание и напряженность.

Достигая достоверности изображаемого, Дейнека сдвинул фигуру пехотинца в левый угол картины и оставил перед ней пространство, необходимое для полета связки гранат. Величественная фигура матроса в последнем отчаянном броске придает динамику и драматизм всей композиции. Автор умело показывает весь напор надвигающихся немцев, используя композиционный прием — торчащие справа штыки от винтовок.

Фашиста, лежащего замертво у ног моряка, мастер специально изображает несоразмерно маленьким по отношению к главному герою картины, говоря тем самым, как слаб и беспомощен враг перед нашей армией. Дейнека рисует на дальнем плане бегущих матросов. Люди в движении – излюбленная тема для живописца. По мере удаления матросов от переднего плана их действия достигают наибольшей агрессивности: сначала моряки бегут, затем замахиваются на врага, после вступают с ним в бой. Бойцы бегут рядами, загораживая друг друга, выстраивая, таким образом, цепь. Этот прием придает сверхдинамику данному сюжету.

Рассмотрим колорит картины. Красный цвет неба — самый яркий — контрастирует с белым цветом формы морских пехотинцев и ярко освещенных бетонных развалин, выделяя их еще сильнее. По цвету моря, отражающего всю лазурь ясного неба, понятно, что на полотне изображен день. Но ясного неба на картине нет, а весь горизонт пропитан копотью и дымом. Можно предположить, что над происходящей драматической схваткой добра со злом есть еще живой небесный свод, который позволяет падать солнечным лучам на солдат в правой части холста. Этот свет подчеркивает движения людей, делая складки на одежде контрастнее, падая на лица, помогает сильнее передать эмоции матросов. На мой взгляд, художник специально скрывает от нас чистое небо, но одновременно дает понять, что оно еще живет среди взрывов снарядов, среди огня и черного дыма, ассоциирует его с надеждой, которая умрет только тогда, когда последний солдат сделает свой последний вздох.

В картине не чувствуется временных границ. Когда рассматриваешь ее, то невольно становишься участником тех героических событий. Действия в картине происходят настолько быстро, что невольно оживляешь и додумываешь сюжет, представляя, как вражеский самолет совершает дугу и улетает, сбрасывая массивные бомбы на город, как матросы с криками и топотом бросаются в рукопашный бой.

Еще раз хочется подчеркнуть, что картина А.А. Дейнеки – не документальное воспроизведение боевого эпизода, а символическое изображение столкновения двух непримиримых сил: богатырских фигур советских моряков в белоснежных одеждах с надвигающейся темно-серой, почти безликой массой захватчиков.

Катрина «Оборона Севастополя» изображает не падение города, а отвагу людей, которые побеждают или умирают. Автор показал жертвенность русского бойца, его смелость, отвагу и любовь к родине. Такого человека нельзя сломить. Эта мысль, воплощенная в яркой образной форме, прозвучала в самый грозный год войны, вселяя уверенность в грядущей победе.

Литература:

  • И. Л. Маца, А. Дейнека, М., 1959; [Г. Л. Демосфенова], Журнальная графика Дейнеки. 1920 — начало 1930 гг., М., 1979;
  • В. П. Сысоев, А. Дейнека. Альбом, Л., 1982. Сысоев В. П. «Александр Дейнека» в 2-х томах. М., 1982;
  • Н. А. Ионова «100 великих картин», издательство «Вече»,2002 год.