Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги

музей-жд-05Музей – это то место, где отслужившие свое вещи начинают новую, более полезную жизнь. Ведь они теперь не просто работают на людей, но просвещают нас, открывая публике широкую панораму прошлого родной страны, давая повод гордиться ею и уважать ее достижения. Коллекция Музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги запечатлела важнейшие этапы в развитии железнодорожного сообщения в России-СССР: открытия, изобретения, смелые проекты, упорный труд, подвиги ударников-лунинцев и многое-многое другое.

Вспомним, как 75 лет назад, в год Великой Победы, научно-технический прогресс виделся советскому человеку в образе новейших локомотивов. Что же лучше поезда сможет передать наш национальный дух, стремящийся к высоким свершениям!?

Сам музей уже давно является частью истории, ведь его экспозиция начала формироваться с марта 1972 г. Задачи музея не сводятся к пассивному просвещению посетителей: сохранение железнодорожного наследия само по себе является обязательным условием бережного отношения к национальной технической культуре и инженерному искусству. Такая забота исключительно важна для спасения технического потенциала страны.

С 2003 года Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги располагается в здании первого железнодорожного вокзала г.Екатеринбурга. Старый вокзал был построен по проекту архитектора П.П. Шрейбера и является памятником истории и культуры XIX века. И это было оправданное решение: сохранять для потомков надлежит не только вагоны, но и собственно здания вокзалов, паровозных депо и тому подобные постройки, которые тоже являются неотъемлемой частью русской технической культуры, а заодно и ценными памятниками архитектуры.

В 2004 г. проект реставрации Екатеринбургского вокзала получил две награды: «Бронзовый диплом» Союза архитекторов России на 12 международном фестивале «Зодчество 2004» и первое место на региональном конкурсе «Рука мастера» в области архитектурных и дизайнерских работ.

Здание вокзала после реставрации преобразилось — и вместе с тем, осталось для горожан узнаваемым, поскольку решение о сохранении его архитектурного облика было принято изначально. Первый железнодорожный вокзал ценен для истории города, именно он запечатлен на одном из первых фотографических изображений Екатеринбурга в конце 80-х годов XIX века. Вокзал города сохранился до наших дней в неизмененном виде, наряду с такими памятниками архитектуры, как усадьба Харитоновых-Расторгуевых, Горная аптека, дом Малахова и др.

Площадь перед музеем

музей-жд-02На открытой площадке, предваряющей вход в музей, посетителей встречают скульптуры, олицетворяющие профессии железнодорожного транспорта разных эпох – начальник станции, который приготовился ударом в колокол возвестить об отправлении поезда, путейские рабочие и мастер, проводница, разносящая пассажирам чай. Непосредственно перед входом расположилась группа «Пассажиры», иллюстрирующая жизнь пассажиров на вокзале. Авторы этих произведений искусства, выполненных в жанре городской скульптуры – скульпторы Юрий Крылов и Александр Кокотеев.

Скульптуры удачно обыгрывают представленные здесь же натурные экспонаты: тележку путейцев для перевозки шпал, тупик, семафор, шлагбаум с сигнальным устройством.

Внутренняя экспозиция

музей-жд-03Что касается внутренней части экспозиции, то она условно разделена на 2 части: историческую и техническую. Историческая часть включает период от создания первого в России паровоза Е.А. и М.Е. Черепановыми до современного периода реформирования транспорта: строительство первых железных дорог, создание МПС, строительство и эксплуатацию Уральской Горнозаводской и Пермской дороги, развитие образования, науки, социальной сферы.

Чтобы облегчить восприятие технической части экспозиции, когда в экскурсии приходится использовать и специальные термины, организованы своего рода игровые зоны. Это перрон Екатеринбургского вокзала с пассажиркой, багажом, скамейкой и станционным колоколом, созданные по фотографии перрона XIX века. Это действующий макет железнодорожных станций Верх-Нейвинск и Ревда, представляющих паровозную и электровозную виды тяги. Это объемная, выполненная в масштабе, карта-схема Свердловской железной дороги, иллюстрирующая этапы проведения электрификации. Это и большие фотографии, заполняющие арочные проемы и соответствующие определенному направлению в деятельности магистрали.

При создании отраслевой части экспозиции сотрудники музея старались избежать «технократичности». Главное место в экспозиции занимает Человек, его потребности, возникающие на каждом этапе развития, нравственная проблема «человек – техника», поиск ее решения. Экспозиция, построенная по отраслевому принципу, отражает историю науки и техники в хронологической последовательности.

музей-жд-04Для достоверной и образной интерпретации технико-исторических процессов в экспозиции широко представлены модели и макеты подвижного состава, коллекции натурных экспонатов — рельсов и средств связи, представлены рабочие места машиниста электровоза ВЛ 11, дежурного по станции и билетного кассира, показана контактная сеть, инструменты, механизмы и приспособления специалистов всех основных профессий железнодорожного транспорта.

Такое решение помогает восприятию технической части и одновременно выполняет функции обучения, профориентации, расширяя знания об отрасли, и помогает определиться с выбором профессии.

Новая экспозиция музея дороги интересна всем категориям посетителей – от детей до взрослых, от любителей до специалистов железнодорожного транспорта. Дорожный музей по праву считается визитной карточкой Свердловской магистрали, летописцем ее богатой и яркой истории.

Адрес музея: Екатеринбург, ул.Вокзальная, 14.
Телефон: (343) 358-42-22
По материалам: http://svzd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=4247