Уралвагонзавод

uvz13 сентября 1941 года в связи с приближением линии фронта к Харьковскому промышленному району вышло постановление СНК СССР об эвакуации Харьковского танкового завода № 183, Харьковского тракторного завода, а также Мариупольского металлургического завода на восток. В декабре на базе этих предприятий, Уралвагонзавода им. Ф. Э. Дзержинского, а также еще ряда эвакуированных производств начал свою работу Уральский танковый завод № 183, ставший одним из крупнейших оборонных комплексов страны.

Выбор УВЗ в качестве основного центра производства Т-34 не был случайным. Еще в середине 1940-го шел поиск предприятия-дублера для массового выпуска танков в военный период. Первоначально для этого предназначался Сталинградский тракторный завод, где в конце года уже началась их сборка. Однако Генеральный штаб Красной армии и Наркомат среднего машиностроения, возглавляемый будущим наркомом танковой промышленности В. А. Малышевым, настояли на определении в качестве основного дублера Уральского вагоностроительного завода. Исходили из того, что УВЗ уже располагал мощным металлургическим производством, а также сильным энергетическим хозяйством и большими площадями сборочных цехов. Все это в соответствии с проектом еще незавершенного строительства завода могло быть существенно расширено. Для создания подобных площадей в другом месте потребовалось бы не менее 8–10 лет. Конечно, на УВЗ не было механообрабатывающих и термических цехов и сильного инструментального хозяйства, однако их можно было построить в течение нескольких месяцев. Кроме того, специалисты Харьковского завода еще в начале 30-х годов ознакомились с металлургической базой УВЗ на уровне первоначального проекта, а во второй половине 30-х предприятия занимались совместным выпуском колесных пар для вагонов.

Было привезено и установлено более трех с половиной тысяч единиц оборудования, эвакуированы около 70 тысяч человек. В кратчайшие сроки, всего за два месяца производственные мощности тагильского предприятия были полностью перепрофилированы на выпуск танков. Уже 18 декабря 1941 года с первого в мире танкового конвейера сошел танк Т-34-76, а к концу года первый эшелон из 25 машин ушел на фронт.

Всего за период Великой Отечественной войны Уральский танковый завод выпустил более 25 тысяч танков Т-34-76 и Т-34-85. Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера Уральского танкового завода. За три с половиной года на УТЗ было построено почти 40 процентов от того количества танков, которое вся германская промышленность создала за девять лет. Т-34 признан как союзниками, так и противником лучшим оружием Второй мировой.

С окончанием войны Уралвагонзавод вновь перестраивается на выпуск вагонов. Однако среди предприятий, выпускавших боевые машины до и во время Великой Отечественной, Уральский танковый завод продемонстрировал наибольшую эффективность. Принципы поточно-конвейерного производства предприятия как нельзя лучше подошли к технологиям массового выпуска танков. Поэтому правительственное решение о сохранении в Нижнем Тагиле танкостроения и после завершения военных действий было вполне обоснованным. Последующие танки разработаны входящим в состав корпорации Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения – правопреемником харьковского КБ. Т-54/55, самый массовый танк современности Т-72, знаменитый «летающий» Т-90 стали прорывом в мировом танкостроении и уникальной для своего времени разработкой. Все они, включая Т-34, до сих пор состоят на вооружении многих стран, а различные модификации Т-72 составляют основу сухопутных войск 40 государств мира. Можно сказать, что военные изделия УВЗ, стимулировав развитие отрасли, оказали огромное по своей значимости влияние на историю нашей страны, на процветание отечественной армии и развитие мирового вооружения. Всего около 100 тысяч единиц бронетехники выпущено Уралвагонзаводом за семьдесят лет – и это абсолютный рекорд в мировом танкостроении.
Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/16092