Трудовой подвиг Сталинграда
Организаторы производства в городе-герое
* * *
Гонор Лев Робертович (Рувимович)
(15.09.1906 – 13.11.1969)
17 декабря 1938 года Л.Р. Гонор назначается директором Сталинградского артиллерийского завода «Баррикады». Перед ним была поставлена задача срочно наладить производство орудий крупного калибра. Ещё большие задачи пришлось решать с началом Великой Отечественной войны. К началу 1942 года завод выпускал уже до 1000 орудий в месяц, а также 120-мм минометы.
За выдающиеся заслуги в освоении производства орудий и минометов в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1942 года Льву Робертовичу Гонору присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Завод работал даже в ходе уличных боев в Сталинграде до августа 1942 года, пока в ходе бомбардировок и уличных боев в Сталинграде не был практически стёрт с лица земли: на предприятии продолжался выпуск минометов и ремонт пушек, которые направлялись прямо на сталинградские улицы. Незадолго до уничтожения завода гитлеровцами, в считанные дни Гонор сумел произвести под огнём и бомбами врага эвакуацию оборудования и персонала завода.
В ноябре 1942 года Л.Р. Гонор был назначен директором Уральского артиллерийского завода № 9 имени И.В. Сталина, организованного в Свердловске (ныне Екатеринбург) на базе заводе «Уралмаш» на основе эвакуированного оборудования. В тяжелых военных условиях организовал производство 122-мм гаубиц М-30; орудий для самоходных артиллерийских установок СУ-85, СУ-122, ИСУ-152, СУ-122 и СУ-100; 152-мм гаубиц Д-1 образца 1943 года и 85-мм дивизионной пушки Д-44 образца 1944 года; 85-мм пушек Д-5Т для танков Т-34-85 и ИС-1; 122-мм пушек Д-25Т для тяжелых танков ИС-2 и ИС-3. Выпуск артиллерийской продукции завода с 1942 по 1945 годы вырос в два раза.
Матевосян Паруйр Апетнакович
(12.04.1907 – 27.06.1983)
С марта 1940 года П.А. Матевосян – главный инженер ордена Ленина металлургического завода «Красный Октябрь». На этом посту активно занялся модернизацией производства и внедрением новых технологий. К 1941 году завод стал одним из крупнейших предприятий страны по производству качественных и специальных сталей.
В первый период Великой Отечественной войны на заводе было налажено производство броневой, подшипниковой и прочих сталей специального назначения, в том числе и для танка Т-34. Завод выпускал 32 наименования военной техники: гвардейские миномёты «Катюша», танковые корпуса, противотанковые ежи, каски и др. В 1942 году ему пришлось заниматься эвакуацией рабочих, их семей, заводского оборудования в Челябинск и Новокузнецк.
С 12 января 1943 года по 30 марта 1972 года – директор Сталинградского (с 1961 года – Волгоградского) ордена Ленина металлургического завода «Красный Октябрь». Бессменно руководил заводом 29 лет.
В 1943 году полностью разрушенный завод пришлось восстанавливать из руин. 15 мая 1943 года Государственный комитет обороны СССР принял постановление о восстановлении металлургического завода «Красный Октябрь», для этих целей выделен 1 миллиард рублей, в Сталинград направлены крупные строительные организации. В результате уже 31 июля 1943 года восстановленная мартеновская печь произвела первую плавку. За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны завод был награждён в 1943 году орденом Отечественной войны I степени. В 1948 году за успешное восстановление завода и в связи с 50-летием со дня основания завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Сериков Иван Александрович
(07.09.1906 – 28.02.1979)
В годы Великой Отечественной войны И.А. Сериков работал начальником производства Сталинградского тракторного завода (СТЗ) имени Ф.Э. Дзержинского в городе Сталинград (ныне – Волгоград), осуществлявшего выпуск и ремонт танков Т-34-76, танковых двигателей (в том числе карбюраторных моторов М-17) и артиллерийских тягачей СТЗ-5-НАТИ, оставаясь одним из основных поставщиков военной техники на фронт, несмотря на разрыв кооперации с другими эвакуированными предприятиями отрасли. Из-за этого СТЗ был вынужден делать все комплектующие самостоятельно.
Выпуск продукции осуществлялся даже в период после прорыва вермахта к Сталинграду 23 августа 1942 года. Производство было окончательно остановлено только 13 сентября 1942 года, когда бои шли уже непосредственно на территории завода. Почти через 2 года разрушенный до основания СТЗ возобновил производство.
В послевоенные годы являлся главным технологом, а затем главным инженером Харьковского тракторного завода (ХТЗ) в украинском городе Харьков.
Семёнов Валентин Александрович
(26.12.1911 – 27.06.1988)
В начале Великой Отечественной войны В.А. Семёнов трудился на должности старшего технолога Сталинградского тракторного завода имени Ф.Э.Дзержинского, участвовал в выпуске гусеничных тракторов СТЗ-1 и СТЗ-3, гусеничных тягачей СТЗ-5 и танков Т-34.
Производство на СТЗ не прекращалось и на начальном этапе Сталинградской битвы, под огнем противника, когда линия фронта проходила в 500 м от цехов. Только за семь дней (с 23 августа по 1 сентября) его коллектив отправил на фронт 119 танков, 24 тягача, 55 танковых двигателей.
В сентября 1942 года Семёнов участвовал в эвакуации оборудования Сталинградского тракторного завода на Урал, где помогал налаживать выпуск самоходных артиллерийских установок. Возвратившись в 1943 году в Сталинград, продолжил работу на восстановленном тракторном заводе.
В 1943 году вернулся на свое предприятие, где был назначен главным металлургом, принял активное участие в восстановлении Сталинградского тракторного завода и запуске его мощностей для нужд фронта.
Рудяк Евгений Георгиевич
(02.01.1908 – 04.04.1991)
С началом Великой Отечественной войны Е.Г. Рудяк работает главным конструктором в конструкторском бюро на заводе «Баррикады». Когда в 1942 году и Сталинград стал прифронтовым городом, Рудяк был эвакуирован в город Юрга (ныне Кемеровской области), где назначен главным конструктором на артиллерийском заводе. В 1943 году переведён на конструкторскую работу в Центральное артиллерийское конструкторское бюро под руководством В.Г. Грабина в Подлипках (Московская область). С 1944 года вновь работал в Ленинграде, главный конструктор направления в Морском артиллерийском центральном конструкторском бюро (затем ЦКБ-34, ОАО «Конструкторское бюро специального машиностроения»).
Несмотря на неизбежные трудности эвакуации и организации работы на новых местах, в годы войны создал ряд новых артиллерийских систем, в частности – качающуюся часть орудия для артустановок типа МК-4 и МК-5, железнодорожные транспортёры для орудий Б-38, башенная 85-мм установка С-66 для речных и морских бронекатеров, специальные железнодорожные артиллерийские зенитные установки 34К. Эти системы успешно участвовали в боях.
Также в годы войны им начата разработка перспективных систем: 100-мм двухорудийная установка СМ-5 (после войны устанавливались на новых крейсерах), 130-мм двухорудийная универсальная полуавтоматическая установка СМ-2 (устанавливалась на эсминцах).
Бондаренко Михаил Леонтьевич
(21.11.1897 — 13.01.1959)
Осенью 1941 года Государственный Комитет Обороны поручил НКПС срочно построить новую железнодорожную линию на левом берегу Волги Сталинград – Владимировка (180 км). Постройку поручили Управлению строителства №10 (УС-10), начальник – М.Л. Бондаренко. Под его руководством начали трудиться 25 тысяч отрядовцев и местных жителей. Почти две сотни километров трассы проходили по безводной солончаковой степи. Для устройства земляного полотна надо было в предельно сжатые сроки спроектировать и построить десятки искусственных сооружений при нехватке материалов, рабочей силы, инструментов.
С целью ускорения строительства Бондаренко организовал встречную укладку пути из Сталинграда, использовал путеукладчик. Одновременно разворачивалось строительство глубоководных причалов для паромной переправы. Почти всё работы велись вручную в сильные морозы и метели… На стройке линии трудно было выделить отдельных героев. Героически трудился весь коллектив. Уже 27 декабря 1941 года на линии открылось сквозное движение поездов. Прошёл первый грузовой поезд от Сталинграда до Владимировки (Ахтубы). А это значит, что были закончены работы первой очереди. Строители переместили 1 миллион 190 тысяч кубометров грунта для земляного полотна, построили 57 временных мостов и водопропускных труб, уложили 190 километров главного и станционных путей, успели забалластировать 20 километров пути, соорудили причалы на паромной переправе. Строительство должно было быть закончено к весне 1942 года.
А уже в марте 1942 года коллектив военно-эксплуатационного отеделения ВЭО-21 под руководством Бондаренко принял участие в строительстве самого крупного и сложного сооружения – Волжской рокады, протяжённостью 1000 километров, сооружал участок от Иловли до Петрова Вала. Через 102 дня после начала земляных работ на участке открылось движение, хотя первоначально трассу между Саратовом и Сталинградом намечалось сдать в эксплуатацию к 1 октября.
Оба важных строительства, которыми руководил орденоносец М.Л. Бондаренко, сыграли особую роль, когда в июле на берегах Волги развернулась Сталинградская битва. Коллектив ВЭО-21 трудился до полного разгрома врага трудился в районе Сталинграда, чтобы в трудных условиях под непрерывными бомбёжками организовать продвижение поездов к фронту.
Одновременно Бондаренко возглавлял и строительство № 9 Наркомата путей сообщения по левому берегу Волги от Чапаевска через Пугачёвск до Урбаха и далее до Верхнего Баскунчака. После завершения Сталинградской битвы ВЭО Бондаренко ещё несколько месяцев занималось капитальным восстановлением Сталинградского узла под прежним наименованием. Но когда были освобождены Белгород, Харьков и почти вся Южная магистраль, был переброшен в город Харьков для выполнения строительно-восстановительных работ.
Жёлудев Владимир Николаевич
(10.11.1903 – 16.10.1972)
С начала войны В.Н. Жёлудев в должности начальника военно-эксплуатационного отделения обеспечивает в прифронтовой полосе Западного, Брянского и Юго-Западного фронтов движение поездов в целях обеспечения всем необходимым воинских частей фронтов. В марте 1942 года был ранен в ногу, после выздоровления продолжал работать. Летом 1942 года нарком путей сообщения генерал-лейтенант Хрулёв представил его к награждению орденом Трудового Красного Знамени.
В сентябре 1942 год назначен начальника 122-го военно-эксплуатационного отделения (ВЭО-122), обеспечивавшего обслуживание единственной рокады на левом берегу Волги, по которой через Верхний Баскунчак доставлялись грузы в осаждённый Сталинград. В начале декабря получил второе ранение. 31 декабря 1942 года назначен начальником ВЭО-16.
После окончательного разгрома немецкой группировка под Сталинградом в феврале 1943 года, в целях улучшения работы Лискинского отделения Юго-Восточной дороги, ВЭО-16 было направлено для приёмки в эксплуатацию участка Лиски – Россошь – Лихая, по которому доставлялись грузы для Юго-Западного и Южного фронтов, освобождавших Донбасс.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Жёлудеву Владимиру Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».