Константин Эдуардович Циолковский

ciolkovskiКазалось бы, всем известно, кто вывел человека в космос. Сергей Королев в 1957 году, когда запустил первый искусственный спутник Земли. Или же Юрий Гагарин в 1961-м, когда облетел земной шар в немом безвоздушном пространстве…

На самом деле еще раньше, на рубеже столетий, когда скромный калужский учитель К.Э. Циолковский создал теорию космических полетов. Безудержные фантазии, веками преследовавшие человечество, облеклись в математические выкладки и приняли вид смелой, вдохновляющей мечты.

Циолковский К.Э. был страстным пропагандистом идей воздухоплавания и космических полетов. Он — ученый самоучка.

«Любой великий ученый – самоучка. На выдающегося деятеля науки или техники нельзя выучиться в университете или другом высшем учебном заведении, иначе человечество каждый год получало бы их десятками тысяч. Чтобы стать крупным ученым или инженером, надо иметь талант, обладать высочайшей самодисциплиной, колоссальной работоспособностью и постоянно заниматься самообразованием, чтобы овладеть всеми знаниями, добытыми ранее. Именно таким человеком был Циолковский(Ученые – популяризаторы науки. В.Лишевский).

Застенчивость и глухота мешали ученому выступать с публичными лекциями и докладами. Поэтому вся просветительская, пропагандистская деятельность Циолковского выражалась в написании статей, брошюр и книг. Причем делал он это ярко, образно. Вот, например, как художественно изображает ученый преимущества полета на управляемом аэростате, пытаясь привлечь внимание общественности к новому виду транспорта.

«Вот аэронавт (дирижабль. – В.Л.) останавливается близ города… Выходят пассажиры, садятся на трамвай, катят домой. Из города едут им навстречу отправляющиеся в воздушное путешествие. Покупают билеты по десять копеек за сто километров. Спешат занять места поближе к окнам, чтобы насладиться картиной с высоты птичьего полета… Садятся, раскладывают багаж, знакомятся, восхваляют изобретение. Но вот пробил последний звонок, все замолчали и устремили взоры в прозрачные окна; заколебался аэронавт, незаметно поднимается…

Задрожала машина, задрожали слегка окна и каюта.

Вдали тянутся голубые ленты рек; сверкают, как волшебные, отдаленные города и селения. Закрытые голубоватой дымкой, они полны таинственной прелести…
В каюте дирижабля всегда отличная погода: желаемая температура, совершенно чистый, без пыли воздух, свет, комфорт, простор; ни влажно, ни сухо, все удобства относительно гигиены, питания, отдыха и развлечения. Если вы летите в страшную жару… жары для вас не существует: поднятие на один, на два километра понижает температуру вполне достаточно… Холода полярных стран нет… каюту всегда можно нагреть и перегреть благодаря могучим двигателям, выбрасывающим обыкновенно массу тепла прямо в атмосферу.

Один пассажир рассказывает, как он страдал от морской качки и клял пароход и волны… Другой пассажир повествует про морскую бурю, как все валилось, билось и ломалось…
В это время аэронавт дрогнул, гондола стала колебаться и дрожать; собеседники взгомошились; послышались иронические возгласы: «Вот тебе и хваленый аэронавт!»
Между тем управитель воздушного корабля распорядился вывести его из опасной зоны. Его опустили в 5 минут, и аэронавт по-прежнему поплыл плавно, как будто стоял на месте…
Иногда спокойный слой с равномерным течением находится выше, и тогда аэронавт поднимают.

– Вот преимущества дирижабля! – восклицали с разных сторон путешественники, – была буря и нет ее, исчезла. А куда уйти от волнения пароходу? Ни кверху, ни книзу он устремиться не может…

Виднеется вдали цель путешествия: родной город… еще несколько минут – и аэронавт опускается у самого города… Легкий пружинистый толчок, и он крепко привязан к земле. Смотрят на часы… 400 километров пролетели в 3 часа… Неохотно оставляют люди свое уютное помещение; осталось жгучее желание продолжать воздушный путь. Но ведь он теперь так доступен! Еще полетаем…»

О целях своей деятельности Циолковский писал: «Основной мотив моей жизни – сделать что-нибудь полезное для людей, не прожить даром жизни, продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы. Но я надеюсь, что мои работы – может быть, скоро, а может быть, и в отдаленном будущем, – дадут обществу горы хлеба и бездну могущества».

В Циолковском жило непреодолимое желание поделиться своими открытиями, своими знаниями как можно с большим числом людей. Это заставляло его писать научно-популярные и научно-фантастические книги. Он говорил: «Горю стремлением внушить всем людям разумные и бодрящие мысли». Циолковский знал, что «специальные труды читаются немногими, общедоступные же – миллионами». Поэтому свои специальные работы он тоже старался писать просто, с минимальным использованием математического аппарата. Он отмечал: «Элементарное изложение некоторых моих трудов составляет особенное их достоинство».

Об отце космонавтики поведает слушателям очередная лекция от клуба «Севастополь». Благодаря Циолковскому сегодня космические аппараты обеспечивают нас прогнозом погоды, навигацией, сотовой связью и телевидением, потрясающими астрономическими открытиями. А еще благодаря этому человеку мы получили шанс хоть немного приблизить к себе далекие звезды, которые ранее были для людей просто точками на небосводе.

Калуга — родной город Циолковского — лежит внутри доисторического метеоритного кратера. Вы знали об этом поразительном совпадении? Если нет, то приходите на нашу лекцию, и Вам откроется немало других удивительных фактов.

Для заказа лекции перейдите сюда.

***

В ДВУХ СЛОВАХ:

Константин Эдуардович Циолковский (5/17.09.1857 — 19.09.1935) — российский и советский ученый и изобретатель в области аэро- и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля. Является также автором трудов по философии, им разрабатывались социальные проекты будущего человеческого общества.

Труды Циолковского получили мировое признание.

Родился в с. Ижевском Рязанской губернии, в семье лесничего. В детстве почти полностью потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 г. экстерном сдал экзамен на звание учителя, с 1880 г. преподавал арифметику и геометрию в Боровском уездном училище Калужской губернии, с 1892 г. — физику и математику в гимназии и епархиальном училище в Калуге.

С 1884 г. занимался в основном 4 большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных сообщений.

Основоположник современной космонавтики и теории межпланетных сообщений. Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя.

После 1917 г. занимался главным образом теорией движения ракет (ракетодинамикой). В 1926—1929 гг. он разработал теорию многоступенчатого ракетостроения, решил важные задачи, связанные с движением ракет в неоднородном поле тяготения, посадкой космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы, рассмотрел влияние атмосферы на полет ракеты, выдвинул идеи о создании ракеты — искусственного спутника Земли и околоземных орбитальных станций. В 1932 г. Циолковский обосновал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере.

Исследованиям Циолковского советское правительство оказало всяческое содействие, к ним был проявлен большой интерес со стороны общественных и научных организаций.

Создал ряд научно-фантастических, философских и социологических (утопических) произведений об обществе будущего, а также исследований в разных областях знаний (лингвистике, биологии и др.). Его идеи подняли на новый уровень философию «русского космизма».

Источники: