Урок 5. "Деятели науки, культуры и искусства - фронту"
Могучей и воодушевляющей силой являлась в годы войны культура, управление которой находилось в ведении наркомата со знаковым названием - просвещения! Суровые годы войны показали стремление народа сберечь и преумножить культурно-историческое богатство страны. Волю к победе питали и поддерживали живопись, плакат, кино, но в особенности литература. Наравне с творческой интеллигенцией трудилась в те суровые годы интеллигенция научная. Великую Отечественную войну СССР с блоком гитлеровской коалиции можно рассматривать как «войну моторов» или «войну экономик». Но в не меньшей степени то была война культур, о чем рассказывается на заключительном уроке в программе «Всё для фронта!», прошедшем 19 ноября 2024 г.
Лектор: Петр Павлович Васюков, почетный член Клуба «Севастополь», историк и писатель.
Темы урока:
- Развитие советской науки в годы войны
- Советская военная медицина
- Точные науки на службе фронту
- "Дорога жизни"
- Советские авиаконструкторы
- Советское танкостроение
- Деятели культуры в годы войны
- Литература и фронт
- Военное сценическое и киноискусство
- Музыка и война
- Изобразительное искусство и скульптура
- Школьное и высшее образование во время войны
- Ущерб, понесенный советской культурой от нападения Германии
Вопросы для самопроверки:
1. Сколько научно-исследовательских институтов было эвакуировано в глубокий тыл с началом войны?
2. Какой отрасли медицинских знаний уделялось повышенное внимание с первых дней войны? С чем это было связано?
3. Кого из советских ученых за рубежом называли "мадам Пенициллин"? Почему?
4. Какое направление прикладных исследований связано с именем академика Е. Патона?
5. Какими проблемами занимались в годы войны такие ученые, как Курчатов, Келдыш, Иоффе?
6. Когда началась блокада Ленинграда? Что называется "Дорогой жизни"? Благодаря какому ученому она была создана?
7. На каком топливе ездили автомобили в осажденном Ленинграде? Что в этом удивляло жителей города?
8. Какие талантливые авиаконструкторы трудились в СССР в годы войны?
9. Сколько деятелей искусства побывали на фронте во время войны?
10. Каких писателей-фронтовиков вы знаете?
11. Кто автор слов к песне "Священная война"?
12. Какой жанр называется публицистикой? Почему она играла важную роль в годы войны? С какими публицистическими произведениями о Великой Отечественной войне вы знакомы?
13. Какое произведение К.М. Симонова пользовалось особой популярностью в годы войны?
14. Сколько театрально-концертных бригад было сформировано в Красной Армии? С какой целью они создавались? Насколько часто они выезжали на фронт?
15. Какие писатели и поэты принимали участие в боевых действиях? Каких вы знаете литераторов, отдавших свои жизни за Победу?
Задание для самостоятельной работы
Прочитать книги:
Рунин Б.М. Записки случайно уцелевшего. - М.: Возвращение, 1995. - 217 с.
Герман М.Ю. Сложное прошедшее. - СПб.: Искусство, 2000.
Наука и ученые России в годы Великой Отечественной войны. - М.: Наука, 1996. - 311 с.
Гроссман В.С. Годы войны. - М., 1989.
Посмотреть фильмы:
"А музы не молчали" (док. фильм, Ленинград, 1973)
"Утесов. Песня длиною в жизнь" (2006)
"Разгром немецких войск под Москвой (Москва, 1942; "Оскар" 1943 года)
Дополнительные задания
Найдите у себя на родине свидетельства подвигов творческих людей в годы войны.