О Чемпионате Список участников Расписание уроков и встреч Урок "Советский атом" Урок 1 "Всё для фронта!" Урок 2 "Всё для фронта!" Урок 3 "Всё для фронта!" Урок 4 "Всё для фронта!" Урок 5 "Всё для фронта!" Доп. урок "Всё для фронта!" Урок по Крымской войне (1) Урок по Крымской войне (2) Урок по Крымской войне (3) Встреча с Болдыревой Н.Е. Встреча с Волковым О.Г. Встреча с Гогунской Т.А. Встреча с Заляловой Г.А. Встреча с Кирилловой А.И. Встреча с Молодцовым В.В. Встреча с Федотовой М.В. Тестирование Библиотека и кинозал Рейтинг отрядов Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Урок 2. "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"

Подвиг тыла являлся одним из ведущих факторов Великой Победы, отчего даже родилось крылатое выражение: "Воюет фронт, а побеждает тыл". Трудовые достижения рабочих, крестьян, ученых, инженеров и других советских людей в годы испытаний и лишений служат символом воли, преодолевшей все тяготы той чудовищной войны. Но также военная экономика СССР является образцом организации и мобилизации всех ресурсов для освобождения от захватчиков. Этой безграничной теме, которую необходимо глубоко изучать, был посвящен урок, проведенный ВПК "Севастополь" 29 октября 2024 г.

Лектор: Петр Павлович Васюков, почетный член Клуба "Севастополь", историк и писатель.

Темы урока:

  • Мобилизация экономики в начале войны
  • Эвакуация промышленности на восток
  • Добровольная помощь трудящихся фронту
  • Вклад ученых, инженеров и конструкторов в оборону Родины
  • Патриотическая позиция Русской Православной Церкви
  • Помощь союзников в годы войны (ленд-лиз)

Вопросы для самопроверки:

1. Когда прозвучала историческая речь И.В. Сталина "Братья и сестры"? Ознакомьтесь с текстом этой речи.
2. Что называлось в военные годы наркоматом? Какие наркоматы были созданы в начале войны для успешного управления экономикой СССР?
3. Когда началась эвакуация людей и промышленности на восток? Кто непосредственно руководил мероприятиями Совета по эвакуации?
4. Чем усугублялось состояние советской экономики в результате оккупации гитлеровцами западных территорий СССР?
5. Какие задачи стояли перед экономикой СССР с началом войны?
6. Какую цель преследовало ужесточение трудовой дисциплины на предприятиях?
7. Какие факторы негативно повлияли на трудовые ресурсы народного хозяйства?
8. Сколько миллионов человек были перемещены на восток в первом периоде войны?
9. Кто создал первый советский радиолокатор? Какие еще научные открытия и достижения послужили фронту в годы войны? Все ли они касались военной техники?
10. Каков был вклад в разгром врага советских инженеров и конструкторов? Какие имена выдающихся советских конструкторов вам известны? В каких направлениях работала инженерно-конструкторская мысль в военные годы?
11. В какой род войск была выведена знаменитая "катюша", новый вид вооружений РККА?
12. По каким путям в СССР доставлялись грузы по ленд-лизу? На какую сумму была оказана помощь СССР от союзников? Какую продукцию и материалы поставляли нам союзники?

Задание для самостоятельной работы

Прочтите книги:

Айтматов Ч. Материнское поле. Ранние журавли.
Алексеев М. Ивушка неплакучая.
Астфьев В. Последний поклон.
Полевой Б. Глубокий тыл.

Посмотрите фильмы:

"Мальчишки" (Мосфильм, 1978)
"Соленая река детства" (Казахфильм, 1982)
"Маленький человек в большой войне" (Узбекфильм, 1989)

Дополнительные задания

Найдите в своем городе предприятия, эвакуированные или построенные в годы войны, и изучите их историю.

Постарайтесь найти книгу Петра Павловича Васюкова "Дембель неизбежен" и прочтите в ней рассказ, посвященный владыке Питириму.