Урок 1. "Первый удар РККА: Ленинградско-Новгородская операция"
В 2024 году отмечается 80 лет освобождению нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков. С этой эпохальной датой поздравил юных патриотов руководитель ВПК "Севастополь" Александр Владимирович Дерендяев на первом из уроков, посвященных тем самым десяти ударам Красной Армии, в результате которых оказалось возможным изгнать врага с русской земли. А.В. Дерендяев поприветствовал отряды-участники, отдельно отметил вновь присоединившиеся отряды: видеть новичков всегда приятно!
Урок провел постоянный лектор Клуба "Севастополь", историк и писатель Петр Павлович Васюков.
Темы урока:
Планирование и начало Ленинградско-Новгородской операции
История блокады Ленинграда. Лишения ленинградцев
Красносельско-Ропшинская операция
Условия развития Ленинградско-Новгородской операции
Действия фронтов в Ленинградско-Новгородской операции. Командующие фронтов
Источники успехов Красной Армии в ходе первого сталинского удара
Герои и подвиги
Ленинградско-Новгородская операция в общей картине боевых действий начала 1944 г.
Вопросы для самопроверки:
1. Когда появился и как долго использовался термин "десять сталинских ударов"? 2. Когда состоялся прорыв блокады Ленинграда? Силами каких фронтов был пробит этот "коридор" и что он собой представлял? 3. Какие важнейшие армейские (фронтовые) операции в составе Ленинградско-Новгородской операции вы знаете? Какое значение среди них имеет Красносельско-Ропшинская операция? 4. Какой глубины достигала оборона гитлеровцев в Ленинградской области? 5. Какие факторы препятствовали успешному наступлению Красной Армии в ходе первого удара? 6. Насколько велики потери РККА в Ленинградско-Новгородской операции? 7. Сколько фронтов участвовали в Ленинградско-Новгородской операции? Кто командовал Ленинградским фронтом? 8. Как увеличилась полоса наступления Красной Армии к началу февраля 1944 г.? 9. Почему Ленинградский и 2-й Прибалтийский фронты перешли к обороне в феврале 1944 г.? 10. Какие герои Ленинградско-Новгородской операции повторили подвиг Александра Матросова? 11. Сколько бойцов удостоились звания Героя Советского Союза? 12. Сколько составили военные и гражданские потери в ходе блокады Ленинграда? В чем главная причина высоких потерь среди гражданского населения?
Задание для самостоятельной работы
Прочитать книги:
Верейская Е. "Три девочки" Лихачев Д. "Моя война. В блокадном Ленинграде" Гранин Д., Адамович А. "Блокадная книга" Мощанский И. "Прорыв блокады Ленинграда. Эпизоды великой осады"
Постарайтесь найти выживших детей блокадного Ленинграда и опишите их историю.
Найдите на карте памятные места, связанные с прорывом блокады Ленинграда.
Найдите больше информации о героях Ленинградско-Новгородской операции, в том числе о женщинах-героях.
Дополнительные задания
В завершении урока А.В. Дерендяев обратил внимание юных патриотов на варварство гитлеровцев и всех прочих европейских и американских завоевателей, гордящихся своим "превосходством" и особой "образованностью". Солдаты Наполеона расстреливали из пушек сфинкса и пирамиды в Египте. Американцы безжалостно и бездумно бомбили древнейшие памятники архитектуры в Ираке и Сирии. Гитлероцы действовали точно так же. А.В. Дерендяев посоветовал ребятам больше узнать о том, какой ущерб фашисты нанесли историческому наследию Великого Новгорода. Начало вашим поискам может положить картина Кукрыниксов "Бегство фашистов из Новгорода" в нашей галерее.