О конкурсе Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

29.03.2024

Урок 1. "Первый удар РККА: Ленинградско-Новгородская операция"

В 2024 году отмечается 80 лет освобождению нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков. С этой эпохальной датой поздравил юных патриотов руководитель ВПК "Севастополь" Александр Владимирович Дерендяев на первом из уроков, посвященных тем самым десяти ударам Красной Армии, в результате которых оказалось возможным изгнать врага с русской земли. А.В. Дерендяев поприветствовал отряды-участники, отдельно отметил вновь присоединившиеся отряды: видеть новичков всегда приятно!

Урок провел постоянный лектор Клуба "Севастополь", историк и писатель Петр Павлович Васюков.

Темы урока:

  • Планирование и начало Ленинградско-Новгородской операции
  • История блокады Ленинграда. Лишения ленинградцев
  • Красносельско-Ропшинская операция
  • Условия развития Ленинградско-Новгородской операции
  • Действия фронтов в Ленинградско-Новгородской операции. Командующие фронтов
  • Источники успехов Красной Армии в ходе первого сталинского удара
  • Герои и подвиги
  • Ленинградско-Новгородская операция в общей картине боевых действий начала 1944 г.

Вопросы для самопроверки:

1. Когда появился и как долго использовался термин "десять сталинских ударов"?
2. Когда состоялся прорыв блокады Ленинграда? Силами каких фронтов был пробит этот "коридор" и что он собой представлял?
3. Какие важнейшие армейские (фронтовые) операции в составе Ленинградско-Новгородской операции вы знаете? Какое значение среди них имеет Красносельско-Ропшинская операция?
4. Какой глубины достигала оборона гитлеровцев в Ленинградской области?
5. Какие факторы препятствовали успешному наступлению Красной Армии в ходе первого удара?
6. Насколько велики потери РККА в Ленинградско-Новгородской операции?
7. Сколько фронтов участвовали в Ленинградско-Новгородской операции? Кто командовал Ленинградским фронтом?
8. Как увеличилась полоса наступления Красной Армии к началу февраля 1944 г.?
9. Почему Ленинградский и 2-й Прибалтийский фронты перешли к обороне в феврале 1944 г.?
10. Какие герои Ленинградско-Новгородской операции повторили подвиг Александра Матросова?
11. Сколько бойцов удостоились звания Героя Советского Союза?
12. Сколько составили военные и гражданские потери в ходе блокады Ленинграда? В чем главная причина высоких потерь среди гражданского населения?

Задание для самостоятельной работы

Прочитать книги:

Верейская Е. "Три девочки"
Лихачев Д. "Моя война. В блокадном Ленинграде"
Гранин Д., Адамович А. "Блокадная книга"
Мощанский И. "Прорыв блокады Ленинграда. Эпизоды великой осады"

Посмотреть фильмы:

"Блокада" (1973),
"Блокада" (2005)
"Балтийское небо" (1960)

Постарайтесь найти выживших детей блокадного Ленинграда и опишите их историю.

Найдите на карте памятные места, связанные с прорывом блокады Ленинграда.

Найдите больше информации о героях Ленинградско-Новгородской операции, в том числе о женщинах-героях.

Дополнительные задания

В завершении урока А.В. Дерендяев обратил внимание юных патриотов на варварство гитлеровцев и всех прочих европейских и американских завоевателей, гордящихся своим "превосходством" и особой "образованностью". Солдаты Наполеона расстреливали из пушек сфинкса и пирамиды в Египте. Американцы безжалостно и бездумно бомбили древнейшие памятники архитектуры в Ираке и Сирии. Гитлероцы действовали точно так же. А.В. Дерендяев посоветовал ребятам больше узнать о том, какой ущерб фашисты нанесли историческому наследию Великого Новгорода. Начало вашим поискам может положить картина Кукрыниксов "Бегство фашистов из Новгорода" в нашей галерее.