"Книги - мои друзья", - так должны говорить наши дети. Это цель, которой нам надо добиться сообща. У книг нет конкурентов. Книги учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, дарят радость познания.
"Если путь прорубая отцовским мечом, Ты солёные слёзы на ус намотал, Если в жарком бою испытал что почём, — Значит, нужные книги ты в детстве читал!" В.Высоцкий
! - Приглашаем учителей, библиотекарей, преподавателей университетов и колледжей, краеведов, всех желающих провести открытый урок по какому-либо художественному произведению. Ваш урок посетят десятки детских отрядов, и, возможно, предложенную Вами книгу прочитают сотни детей. А мы включим вопросы по книге, о которой Вы рассказали, в наши конкурсы, где обязательно отличатся именно читающие ребята. Не менее интересны открытые уроки по художественным фильмам.
Виктор Смирнов "Тревожный месяц вересень"
Главный герой - разведчик, молодой младший лейтенант Иван Капелюх, получив отпуск после ранения, приезжает в родные места в полесье на Украине в сентябре 1944 года: здесь, по фронтовым понятиям, глубокий тыл. Окружённое лесами село мало изменилось, война почти не тронула его. Но, всё то и не то… Самый близкий человек, бабка Серафима, умоляет снять награды с гимнастёрки и ни за что не ходить в лес. Где погиб "ястребок" (боец истребительного батальона), единственная защита от бандитов и опора Советской власти, Штебленко. Жестокие убийства заставляют фронтовика вступить в борьбу с теми, кто затаился в лесных чащобах - с бандеровцами. Но, чтобы добраться до предателей и убийц, предстоит выяснить, кто из односельчан связан с ними…
"Вот сволочи. Палачи. Фашисты и прислужники фашистов. Носили полицейские кепки. Лебезили перед всеми этими гауляйтерами, гебитскомиссарами, комендантами. Толковали о большой политике, требующей союза с немцами. Теперь толкуют о «вольной Украине», о засилье большевиков и Советов. Ведь ни один палач не назовет себя палачом или садистом. Ему хочется встать под знамя. Знамя оправдывает. Все, мол, прощается человеку под знаменем. Теперь они — борцы за самостоятельность, вольность. Они не хотят, чтобы их считали уголовниками. Но действуют они как уголовники. Как мародеры, садисты. Вот он какой, национализм."
Данное произведение про жизнь простых людей на освобожденных территориях, про отвагу и трусость, честь и предательство. Особенно ярко показано, как меняется жизнь и отношение земляков Ивана Капелюха, после получения им удостоверения и карабина "ястребка". У людей в селе в душе хозяйничает страх.....
По произведению снят одноименный художественный фильм (СССР, 1976).
Внимание! Есть тесты по произведению.
Если благодаря Вашему убеждению ребята дружно прочитали эту книгу - проведите конкурс! Так будет интересней! Напишите нам письмо, укажите учебную организацию и свои контакты, перечислите участников (фамилия, имя), и мы дадим им доступ к тестам. После тестирования Вы получите рейтинг участников.
Роман "Щит и Меч" - это дань уважения смертельно опасной работе разведчиков в годы Второй мировой войны.
Молодой советский разведчик Александр Белов в 1940 году заброшен в Германию под видом немецкого репатрианта Иоганна Вайса.
Белов пересекает не только географическую границу между двумя странами, он пересекает тот невидимый рубеж, отделяющий мир социализма от фашистского мира. Александру Белову, советскому человеку, предстоит стать немцем, принять облик врага своей родины, его образ жизни и даже образ мыслей. Он не должен ничем отличаться от морали и образа жизни мелких и крупных хищников рейха. Для главного героя это было тяжким испытанием, но он сумел с ним справиться, сумел пройти через все слои нацистского общества ради того, чтобы получить доступ к важным для его родины сведениям.
Вайс к 1944 году сделал блестящую карьеру, находясь на службе в разведке Третьего рейха. Герой дослужился до гауптштурмфюрера СС, попал в службу безопасности Гимлера и получил доступ к секретной информации.
Свое название произведение получило потому, что именно так выглядела эмблема органов государственной безопасности.
"На первой чекистской эмблеме изображены меч и щит. Да, чекист поражает врага карающим мечом, но не для того, чтобы оборонять себя, вручен ему щит, — для того, чтобы защищать всех советских людей. Так говорил ему чекист-дзержинец, его наставник. — Щит — это твое сердце коммуниста, и ничто столь надежно не защитит советского человека от беды, как чистое сердце коммуниста."
Книга для старшеклассников, молодежи и взрослых.
По произведению снят одноименный художественный фильм (СССР, 1968, режиссёр В. Басов). По признанию президента России В.В. Путина, выбор им профессии определил фильм "Щит и меч".
Елена Ильина "Четвёртая высота". Видеоурок по книге. Коваленко К.А.
"За что нам столько счастья? Чем мы его заслужили? Такой месяц в Артеке, да ещё теперь — поездка в Москву, в Кремль! Ах, милый наш Артек, милая, родная наша страна! Всё сделаю для тебя, ничего для тебя не пожалею!"
Произведение повествует о жизни Гули Королёвой - молодой советской актрисы, которая начала свою карьеру в кино в 4 года. На протяжении своей жизни она прошла через ряд эпизодов, сформировавших её личность.
Видеоурок по повести Е.Ильиной "Четвертая высота"
Лектор:Коваленко Ксения Александровна, студентка факультета филологии, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина, г. Москва
По произведению снят одноименный художественный фильм (СССР, 1977).
Библиографический обзор литературы о войне для детей и юношества. Кассандрова Т.И.
"О, книга! Друг заветный! Ты в вещмешке бойца Прошла весь путь победный до самого конца. Твоя большая правда вела нас за собой. Читатель твой и автор ходили вместе в бой." С.П.Гудзенко
Среди рассмотренных книг: "Сын полка" В.Катаева, "Дорогие мои мальчишки" Л.Кассиля, "Васёк Трубачев и его товарищи" В.Осеевой, "Иван" В.Богомолова (х/ф "Иваново детство", 1962), "По ту сторону" С.Самсонова, "В тылу как в тылу" А.Алексина, "Тайна золотой долины" В.Клепова, "В списках не значится" Б.Васильева, "Предать нельзя погибнуть" В.Быкова, "Облачный полк" и "Т-34" Э.Веркина.
Видеоурок
Лектор: Кассандрова Тамара Ивановна, заведующая отделом изучения и пользования книжного фонда Муниципального бюджетного учреждения культуры "Муниципальное объединение библиотек города Екатеринбурга"
Повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие". Видеоурок по книге. Вахрин С.И.
"Война - это не просто кто кого перестреляет. Война - это кто кого передумает."
Повесть рассказывает о судьбах пяти самоотверженных девушек-зенитчиц и их командира во время Великой Отечественной войны.
Отважная группа бойцов, состоящая из Риты Осяниной, Жени Комельковой, Лизы Бричкиной, Гали Четвертак и Сони Гурвич, под командованием старшины Васкова, отправляется коротким путём к загадочному Вопь-озеру, где должны встретить и обезвредить вражеских диверсантов.
Видеоурок по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Лектор: Вахрин Сергей Иванович, краевед, сценарист, публицист, писатель, член Союзов кинематографистов, писателей России, член Русского географического общества, г. Петропавловск-Камчатский
По произведению снят одноименный художественный фильм (СССР, 1972).
Вопросы для обсуждения книги Б.Васильева "А зори здесь тихие":
Понравилось ли вам произведение Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»?
Почему писатель так назвал свою повесть?
Можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?
Какие проблемы, важные для нашего времени, подняты в книге?
Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне?
Почему все девушки в повести погибают?
Почему автор заканчивает произведение словами "На таком-то фронте ничего существенного не произошло..."?
Сергей Алексеев "Сто шагов к победе". Видеоурок по книге. Гогунская Т.А.
"Осторожно идут фашисты. Дорога узкая. Вплотную подходит лес. Справа и слева болото. Свернешь чуть вправо, свернешь чуть влево – уйдешь в трясину, как камень в воду. Гуськом один за одним продвигаются танки. Замыкает колонну бронемашина. Жутковато идти по такой дороге. С тревогой фашисты на лес косятся. Не обмануло врагов предчувствие...".
Читая книги С.П.Алексеева о героях, мы знакомимся с жизнью и деятельностью полководцев, известных людей, с именами которых связаны победы, развитие наших вооруженных сил, боевого искусства. Благодаря С.П. Алексееву многие защитники нашей Отчизны навеки остаются в нашей памяти.
Видеоурок по рассказам С.Алексеева "Сто шагов к победе"
Лектор: Гогунская Татьяна Александровна, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой основ российской государственности, заместитель проректора по учебно-методической деятельности ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского", г. Симферополь
"Мои книги для тех, кто любит родную историю, кто гордится нашим великим прошлым, кто, став взрослым, и сам не пожалеет своих сил для создания на нашей древней земле богатого и справедливого государства". Сергей Алексеев
Внимание! Есть тесты по произведению.
Если благодаря Вашему убеждению ребята дружно прочитали эту книгу - проведите конкурс! Так будет интересней! Напишите нам письмо, укажите учебную организацию и свои контакты, перечислите участников (фамилия, имя), и мы дадим им доступ к тестам. После тестирования Вы получите рейтинг участников.
Повесть Н. Надеждиной "Партизанка Лара". Видеоурок по книге. Кириллова А.И.
"Значит, если она ослушается, этот фашист её убьёт. Значит, теперь ничего нельзя. Нельзя свободно ходить по деревне. Нельзя запеть советскую песню. Нельзя жить, как привыкла. Нельзя."..
Повесть "Партизанка Лара" о героине Великой Отечественной войны Ларе Михеенко, ушедшей в партизаны. Много важных заданий партизан выполнила Лара со своими друзьями и подругами: ходила в разведку, расклеивала листовки, дежурила на станциях и дорогах, помогала минировать шоссе, заманила фашистов в засаду... Лара погибла смертью-героя, защищая свою страну от фашистских захватчиков.
Видеоурок по повести Н.Надеждиной "партизанка лара"
Лектор: Кириллова Алина Игоревна, доцент, кандидат исторических наук, и.о. заведующего кафедрой истории и философии Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, г. Петропавловск Камчатский
По произведению снят одноименный художественный фильм (СССР, 1974).
Вопросы для обсуждения книги Н.Надеждиной "Партизанка Лара":
Как звали историческую личность, чья биография легла в основу повести «Партизанка Лара»?
Какой православный праздник упоминается в произведении и почему именно в этот день легче всего было распространять листовки?
Почему местное население, несмотря на все риски помогало партизанам?
Почему представители Церкви помогали советским партизанам,
С какого возраста дети и подростки могли становиться партизанами, разведчиками или воинами?
На какой оккупированной фашистами территории СССР вели акутивную деятельность советские партизаны?
Как и почему нужно увековечивать память героев-партизан, тружеников тыла?
Борис Горбатов "Непокорённые". Видеоурок по книге. Захарова М.А.
"Каждый думает, как бы спасти свою жизнь, а надо бы думать, как спасти свою душу".
В произведении Бориса Леонтьевича Горбатова "Непокорённые" во главу угла поставлена важная и сложная проблема - проблема нравственного выбора. Главным героям произведения приходится выбирать стержень своего жизненного пути в условиях фашистского плена, в условиях фашистской оккупации.
Видеоурок по повести Б.Горбатова "Непокорённые"
Лектор: Захарова Мария Алексеевна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Волгоградского государственного института искусств и культуры, г. Волгоград
По произведению снят одноименный художественный фильм (СССР, 1945).
Вопросы для обсуждения книги Б.Горбатова "Непокорённые":
Что такое - проблема нравственного выбора человека?
Обсудите проблему: Сотрудничать с врагом или не покориться, даже если ценой непокорности является собственная жизнь?
В чём была тяжесть жизни советских граждан на оккупированной фашистами территории во время Великой Отечественной войны?
В чём заключается подвиг людей, оказавшихся в оккупации?
В каком из произведений русской литературы главного героя, непокорного как и Тарас Яценко, тоже зовут Тарас?
Почему герои повести Б.Горбатова "Непокорённые" говорят нарусском, а не на украинском языке?
Борис Полевой "Повесть о настоящем человеке". Видеоурок по книге. Демидович Т.В.
"Четыре «мессершмитта», выйдя из боя, обложили Алексея с боков, зажали сверху и снизу и, диктуя ему путь пулевыми трассами, отчетливо видными в голубом и прозрачном воздухе, взяли его в двойные «клещи»".
Повесть является одним из ярких произведений советской литературы, которое оставляет глубокий след в сознании читателей. Произведение впервые увидело свет в 1946 году и с тех пор стало классикой, воспитывающей и вдохновляющей многие поколения ребят.
Видеоурок по повести Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"
Лектор: Демидович Татьяна Викторовна, старший преподаватель Института лингвистики и межкультурной коммуникации Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова (г. Москва)
По произведению снят одноименный художественный фильм (СССР, 1948).
Вопросы для обсуждения книги Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке":
Почему своё произведение Борис Полевой назвал «Повесть о настоящем человеке»?
Почему Алексею Маресьеву присвоено звание «настоящий человек»?
Кого в наше время мы можем назвать «настоящим человеком» и есть ли «настоящий человек» сегодня? (или – сможет ли современная молодежь совершить подвиг во имя других?)
Кого Алексей Мересьев называл настоящим человеком?
Произведение начинается с того, что Алексей потерпел авиакатастрофу. Как получилось, что Алексей не разбился при падении самолёта?
Сколько лет было Алексею во время описанных в повести событий?
Какие черты характера героя-летчика вы бы хотели иметь?
Кто из персонажей произведения и почему получил прозвище «Партизаночка»?
Какая необыкновенная история поддерживала Алексея Мересьева во время болезни?
Что научился делать Алексей, чтобы доказать врачам свои возможности, кто ему в этом помог?
Внимание! Есть тесты по произведению.
Если благодаря Вашему убеждению ребята дружно прочитали эту книгу - проведите конкурс! Так будет интересней! Напишите нам письмо, укажите учебную организацию и свои контакты, перечислите участников (фамилия, имя), и мы дадим им доступ к тестам. После тестирования Вы получите рейтинг участников.