Виталий Иванович Севастьянов

"Нас, космонавтов, часто спрашивают, чем же все-таки конкретно больше всего поражает вид Земли из космоса? Отвечу так же, как и все мои коллеги по профессии. Планета наша очень маленькая, крохотный кусочек, который носится в необъятных просторах Вселенной, и представить, как на нем развилась цивилизация, как живет человечество, довольно трудно. Любому школьнику теперь известны такие числа: 6 тысяч 371 километр (средний радиус Земли), 40 тысяч километров (длина окружности Земли по экватору), 71 процент (поверхность Земли, покрытая водой) и 29 процентов (суша). Но все, что скрыто за ними, по-настоящему начинаешь понимать только там, в космосе, когда летишь и летишь, а под тобой все вода и вода, и вдруг появляющийся материк встречаешь с такой же радостью, как и мореплаватель. «Суша! — кричал я своему командиру Андрияну Николаеву.— Андрей, суша!» Или, наоборот, он меня звал: «Виталий, смотри, суша!» И наблюдаешь эту сушу с огромным интересом и удовольствием. Но такие «встречи» не бывают долгими: пять-семь минут — и Африку пересек, столько же минут уходит на то, чтобы перелететь Америку — Северную или Южную. Словом, в космосе и начинаешь понимать по-настоящему, что такое 29 процентов суши и 71 процент воды на поверхности Земли. Да и когда смотришь на эту сушу, видишь, насколько прав был Экзюпери: большую ее часть и в самом деле занимают пустыни и горы, хребты, тундра и таежные дебри — словом, места, для обитания человека мало приспособленные. И как все-таки сравнительно редко встречаются дороги, обработанные поля, города. За время полета так привыкаешь к этим отдельным признакам цивилизации, что зачастую даже ночью по огням узнаешь те или иные города. И эта возможность за сравнительно короткий полет наизусть запомнить почти всю нашу планету лишний раз говорит о ее небольших размерах.1980 г.

Т.В.Машкевич, Космонавтика сельскому хозяйству, Москва, 1984 год. Предисловие В.И.Севастьянова

Сергей Николаевич Рязанский

"Космонавт — универсальный специалист. Поэтому приходится учиться самым разным вещам, вырабатывая широкий спектр навыков. Тут и астрономия, и физика, и медицина, и программирование. На МКС, кстати, больше ста компьютеров, три сети, системы на Windows и Linux, есть Wi-Fi-точки, серверы. В ходе подготовки космонавт должен досконально изучить больше семидесяти инженерных систем"

"Я всё время говорю, что основная работа космонавта, как ни странно прозвучит, не сами полеты в космос, а учеба. С одной стороны, изучение всех этих технологических и прочих премудростей - безумно интересное дело, а с другой - очень трудное."

"Космонавт и спорт неразделимы. Можно сказать, что спорт — это образ жизни космонавта. Мы тренируемся постоянно на Земле и в космосе. Особенно важно заниматься физическими упражнениями на борту орбитальной станции. Мы посвящаем этому два часа каждый день, без исключений."

2019

О Владимире Александровиче Шаталове

"Космонавтом-13 стал Владимир Шаталов. Он ведет свой корабль над планетой, там, в черной бездне, где медленно плывет Луна и звезды лениво говорят друг с другом на не познанном землянами таинственном языке.

На космодроме и в Звездном нет суеверных. Тринадцать так тринадцать. Владимир Шаталов, наверное, даже и внимания не обратил на это «роковое» число. Одни, пожалуй, журналисты не удержались, чтобы не поговорить о влиянии числа 13 на изучение космоса. Выглядит это примерно так. В XIII веке были сделаны многие астрономические открытия, вышла в свет книга «Сфера вселенной». Большой астрономический трактат «Альмагест», написанный Клавдио Птолемеем, состоит из 13 томов. В тринадцатый день марта 1781 года была открыта планета Уран. Первое в нашей стране общество по изучению межпланетных сообщений размещалось на улице Дзержинского в доме № 13. Первая советская ракета на жидком топливе, получившая у гирдовцев наименование «объект 09», была запущена в производство под № 13. Все как будто бы говорит о благоприятном сочетании и вселяет дополнительную уверенность (шутка, конечно) в том, что и старт Космонавта-13 будет удачным."

Каманин Н.П.Ребров М.Ф. - "Экспериментальная космическая станция на орбите"

Космонавтика для геологии

"Первые космические изображения Земли получил в 1962 г. Г. С. Титов. Вскоре они нашли широкое применение в геологии. Это было закономерно, ибо предопределялось тем подходом к геблогическим процессам, который утвердился к 60-м годам нашего столетия на основе идей В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского и заключается в изучении взаимосвязей геологических явлений и структур на фоне разви¬ тия Земли как планеты. Материалы космических съемок и измерений оказались мощным новым инструментом таких исследований."