Первая разработка проекта ракетного летательного аппарата для полета человека была начата в России

Впервые разработка проекта ракетного летательного аппарата для полета человека была начата в России Н. И. Кибальчичем (1853— 1881), известным революционеромнародовольцем. Н. И. Кибальчич серьезно изучил литературу о взрывчатых веществах и порохах на русском, французском, немецком и английском языках и проявил в работе исключительную изобретательность. По свидетельству современников Кибальчича, «не в обиду будь сказано правительственным техникам, они могли бы многому поучиться у Кибальчича — присвоей громадной эрудиции он более двух лет имел на руках превосходную лабораторию и такой ряд опытов, какого даже приблизительно не имели эксперты, спорившие с Кибальчичем на суде ... Он превосходно ознакомился со всеми свойствами нитроглицериновых препаратов и достиг истинной артистичности в пользовании ими». До ареста Н. И. Кибальчич заведовал лабораторией взрывчатых веществ исполнительного комитета «Народной воли». Талантливый изобретатель, отдавший жизнь в борьбе с царизмом, во время кратковременного, перед казнью, тюремного заключения в Петербурге в марте 1881 г. разработал «Проект воздухоплавательного прибора»— порохового ракетного летательного аппарата. В проекте Н. И. Кибальчича рассматривались такие технические вопросы, как устройство порохового ракетного двигателя, управление ракетным аппаратом путем изменения угла наклонения двигателя, программный режим горения для непрерывного подъема или зависания на высоте, обеспечение устойчивости аппарата и другие.

Впервые описан космический корабль с двигателем, использующим реактивный принцип

... в 1883 г., К. Э. Циолковский в рукописи «Свободное пространство» впервые описывает свой космический корабль с двигателем, использующим реактивный принцип. В 1895 г. в Москве было опубликовано его сочинение «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения», в котором вновь высказывалась идея создания искусственного спутника Земли. В майском номере петербургского журнала «Научное обозрение» за 1903 г. был напечатан ставший классическим труд К. Э. Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами», показавший, каких высот может достичь человеческий гений. С предельной ЯСНОСТЬЮ И ТОЧНОСТЬЮ нем излагались основы теории ракетно-космического полета, описывались принципы устройства ракеты и ракетного двигателя на ж идком топливе.

Ленинград - колыбель отечественной ракетной техники

Ленинград является не только колыбелью революции, но и колыбелью отечественной ракетной техники. Здесь родились ракеты Картмазова, Засядко, Шильдера и Константинова на дымных порохах, затем проекты Кибальчича, Федорова, работы Мещерского, Поморцева, Граве, Рынина, Перельмана, Разумова (ЛенГИРД). В этом городе впервые 

41

были опубликованы классические исследования Циолковского. Здесь развернула работу Газодинамическая лаборатория — первая в мире государственная организация по разработке ракет и ракетных двигателей на бездымном порохе и жидком топливе.

Первая международная выставка проектов межпланетных летательных аппаратов

В апреле — июне 1927 г. в Москве Ассоциацией изобретателей-инвентистов, сокращенно именовавшейся АИИЗ, была организована первая международная выставка проектов межпланетных летательных аппаратов. Здесь экспонировались работы К. Э. Циолковского, Ф. А. Цандера (СССР), Р. Годдарда (США), Г. Оберта, В. Гоманна и М. Валье (Германия), Р. Эно-Пельтри (Франция) и многих других.

Впервые ракета вывела на орбиту космический корабль, в кабине которого находился груз, равный весу человека

"15 мая 1960 года был взят еще один важный рубеж в истории советской космонавтики: мощная ракета взяла старт, унося под обтекателем космический корабль, в кабине которого находился груз, равный весу человека. В сообщении ТАСС, опубликованном во всех газетах, говорилось об успешном запуске в космос корабля, вес которого составлял более четырех с половиной тонн. Это был технологический пуск для отработки всех систем ракетно-космического комплекса.

После вывода на орбиту полет корабля был стабилизирован. Система автоматической стабилизации сработала безотказно. Это было весьма важно для предстоящего полета человека в кабине корабля.

Четверо суток корабль летал вокруг Земли по заданной орбите. На пункт управления непрерывно поступала информация. В кабине поддерживались условия, необходимые для жизни и работы космонавта. Программа полета была выполнена, и на борт послали команду с Земли на спуск. Корабль приземлился в заданном районе.

Эксперимент блестяще удался. "

Н.П.Каманин, "Лётчики и космонавты"

Впервые творение человеческих рук достигло ближайшего к нам небесного тела

Триумфом советской науки и техники явилось также достижение поверхности Луны автоматическим аппаратом «Луна-2» 14 сентября 1959 г. Впервые творение человеческих рук достигло ближайшего к нам небесного тела. Настанет время, и смелые космонавты найдут в районе кратера Архимеда в заливе Лунника шаровые и ленточные вымпелы Страны Советов, доставленные аппаратом «Луна-2». Через 20 дней после достижения ракетой поверхности Луны, 4 октября 1959 г., был дан старт автоматическому аппарату «Луна-3» (масса 278,5 кг), впервые совершившему облет Луны, фотографирование ее обратной, невидимой с Земли, стороны и передачу полученных изображений наземным радиостанциям. Так пал еще один покров с тайн мироздания. Аппарат «Луна-3» прошел на расстоянии 6200 км от поверхности Луны. Полет был первым опытом изучения другого небесного тела с борта космического аппарата. В этом полете впервые применен гравитационный маневр для изменения траектории станции у Луны

Облет Луны с возвращением на Землю впервые совершили живые существа — черепахи

Стартовавший 2 марта 1968 г. «Зонд-4» вышел на гелиоцентрическую орбиту. 18 сентября 1968 г. «Зонд-5» осуществил облет Луны при минимальном расстоянии от ее поверхности 1950 км и провел фотографирование Земли с расстояния 90 тыс. км. При подлете к Земле проведена коррекция траектории, обеспечившая попадание корабля в коридор входа. 21 сентября спускаемый аппарат вошел в атмосферу Земли и совершил спуск по баллистической траектории, приводнившись в Индийском океане. В этом полете впервые в мире космический летательный аппарат после облета Луны при возвращении на Землю вошел в атмосферу со второй космической скоростью. На «Зонде-5» облет Луны с возвращением на Землю впервые совершили живые существа — черепахи.

Первый Атлас обратной стороны Луны

В результате исследований фотографий обратной стороны Луны, сделанных аппаратами «Луна-3» и «Зонд-З», Государственным астрономическим институтом им. П. К. Штернберга (ГАИШ) совместно с рядом других организаций под научным руководством д-ра физ.-мат. наук Ю. Н. Липского (1909— 1978) выпущен «Атлас обратной стороны Луны» (I часть — 1960 г., II часть— 1967 г.) с каталогом, содержащим описания около 4000 впервые обнаруженных образований.

На поверхность Луны впервые доставлен автоматический самоходный аппарат "Луноход-1"

Аппарат «Луна-17» впервые доставил на поверхность Луны автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый операторами по радиолинии с Земли с помощью телевидения. «Луна-17» стартовала 10 ноября 1970 г., вышла, как и предыдущие два аппарата, сначала на геоцентрическую, затем на селеноцентрическую орбиту, а 17 ноября совершила мягкую посадку на поверхность Луны в Море Дождей. В тот же день «Луноход-1» (масса 756 кг) сошел по трапам с посадочной ступени аппарата и начал научно-технические исследования на различных удалениях от места посадки. «Луноход-1» передвигался на восьмиколесном шасси с индивидуальным электродвигателем на каждом колесе, электроэнергию получал от солнечных батарей. Он показал хорошую маневренность, преодолевая или обходя препятствия. Снабженный изотопным источником тепла «Луноход-1» функционировал в течение 322 дней (17 ноября 1970 г.— 4 октября 1971 г.), пройдя по поверхности Луны по заданному маршруту 10 540 м и проведя детальное топографическое обследование 80 000 м 2 лунной поверхности. За это время был проведен 171 сеанс связи, на борт по радиоканалам передано 24 829 команд. С помощью радиотелевизионных систем «Лунохода-1» на Землю передано 206 панорам и свыше 20 тысяч снимков лунной поверхности. Более чем в 500 точках изучались физико-механические свойства поверхностного слоя грунта, а в 25

Впервые в мире доставлен лунный грунт на Землю

Блестящим примером возможностей станций-роботов в изучении небесных тел явилась «Луна-16», впервые в мире автоматически доставившая лунный грунт на Землю. Станция стартовала с Земли 12 сентября 1970 г., а 20 сентября совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Изобилия. Район посадки «Луны16» представляет собой вулканогенную лавовую равнину, осложненную протяженными грядами высотой до 100 м. Поверхностный рыхлый слой (реголит) вблизи места посадки имеет мощность несколько метров. По радиокомандам с Земли грунтозаборное устройство пробурило колонку грунта глубиной 35 см, обеспечило взятие 105 г грунта и загрузку его в контейнер возвращаемого аппарата. Пробыв на Луне 26,5 ч, космическая ракета «Луна — Земля» 21 сентября стартовала с посадочной ступени к Земле. 24 сентября 1970 г. при подлете к Земле возвращаемый аппарат был отделен от ракеты и с помощью парашютной системы совершил посадку в 80 км от города Джезказгана. Лунную породу всесторонне изучили в лабораториях, часть ее экспонируется на выставках.

Впервые были получены круговые панорамные снимки лунного ландшафта

Стартовавшая 31 января 1966 г. автоматическая станция «Луна-9» 3 февраля впервые осуществила мягкую посадку на поверхность Луны в Заливе Прилунения Океана Бурь. Мягко прилунившаяся станция (масса 100 кг) передала на Землю фототелевизионные изображения лунной поверхности и различную телеметрическую информацию. Так впервые были получены круговые панорамные снимки лунного ландшафта, позволявшие различать предметы размером 1 — 2 мм в непосредственной близости от станции. На борту этой станции на Луну был доставлен вымпел с изображением Государственного герба СССР и надписью «Союз Советских Социалистических республик. Январь 1966 г.».

Наш аппарат впервые в мире достиг Венеры

«Венера-3», стартовавшая 16 ноября 1965 г., имела массу 960 кг. Спускаемый на Венеру аппарат шарообразной формы диаметром 900 мм имел теплозащитное покрытие, предохраняющее от нагрева при торможении в венерианской атмосфере, и посадочный парашют. В полете было проведено 63 сеанса радиосвязи и осуществлена коррекция траектории, обеспечившая попадание аппарата на планету. После трех с половиной месяцев полета 1 марта 1966 г. аппарат впервые в мире достиг Венеры и доставил на ее поверхность сферический вымпел с изображением Герба СССР. При подлете к планете радиосвязь с этими аппаратами терялась, что не позволило завершить программу экспериментов

Впервые удалось увидеть ядро кометы

Межпланетные аппараты «Вега1» и «Вега-2», доставившие на Венеру посадочные аппараты и впервые аэростатные зонды, прошли от нее на расстоянии 39 и 24,5 тыс. км соответственно, совершили гравитационный маневр и вышли на траекторию полета к ядру кометы Галлея. Встречи состоялись соответственно 6 и 9 марта 1986 г. при относительной скорости 78 км /с и взаимном расстоянии 8900 и 8000 км. Расстояние аппаратов от Земли составляло 172 и 161 млн. км соответственно, время прохождения радиосигнала — около 9 мин. На Землю передавалась телевизионная информация, а такж е телеметрическая информация о работе научных приборов и систем межпланетных аппаратов. Бортовые приборы проводили спектроскопическое исследование химического состава областей комы и хвоста кометы, исследования внутренних излучений кометы в инфракрасном диапазоне, элементного состава, размеров и концентрации пылевых частиц в хвосте кометы; измерение спектра масс; определение плотности пылевых частиц и компонентов нейтрального газа атмосферы кометы, регистрацию распределения пылевых части ние околопланетной плазмы вдоль орбиты космического аппарата; измерение энергии ионов; изучение магнитного поля в окрестности кометы, плазменных волн и многие другие исследования. Запланированная программа исследований при пролете космических аппаратов через газопылевую атмосферу (кому) и плазменную оболочку кометы Галлея была успешно выполнена. Впервые удалось Впервые удалось увидеть ядро кометы, которое оказалось черным монолитным телом неправильной формы, около 7 км в поперечнике и длиной 14 км с температурой поверхности примерно 100° С. Это — конгломерат льда и тугоплавких частиц, покрытый тонким слоем черного пористого вещества с низкой теплопроводностью. В ядре содержатся различные химические соединения, включая органические. Ядро кометы вращается с периодом около 53 ч.

6 электрореактивных плазменных двигателей на корабле, запущенном в сторону Марса

Запущенный 2 апреля 1964 г. «Зонд-1» вышел на гелиоцентрическую орбиту. «Зонд-2», запущенный 30 ноября 1964 г. в направлении планеты Марс, впервые имел на борту 6 электрореактивных плазменных двигателей, служивших в качестве исполнительных органов системы ориентации.

Первое применение ионных и плазменных электроракетных двигателей (ЭРД)

"Впервые в мире Советским Союзом в реальных условиях полета по космическим орбитам были применены ионные и плазменные ЭРД на корабле «Восход» и автоматической станции «Зонд-2» в 1964 г. В ряде стран разрабатываются образцы ЭРД, предназначенные для применения в качестве основных двигателей для дальних межпланетных полетов."  ЭРД - Электроракетный двигатель

В.П.Глушко."Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР", 1987