| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
09.06.2025 Труженик тыла - Лекомцева Тамара Егоровна
Декабрь 1929 года, Удмуртия, Кезский район, станция Кез, деревня Адямигурт. В крестьянской семье Белослудцевых Егора Фёдоровича и Анны Николаевны приятное пополнение - родилась в деревенской баньке по-чёрному девочка, её назвали Тамара. Как и все крестьянские дети, с ранних лет познала она повседневный тяжёлый труд. Подросла, пошла в местную школу, закончила четыре класса, а в пятый – нужно идти в другую школу. Там потребовали свидетельство о рождении, а у Тамары его ещё и не бывало. Повезли родители на лошадке Тамару в район для получения документа. А там спрашивают, когда родилась. Родители хорошо помнят, что это был декабрь, перед Новым годом, а точно назвать число не могут. Местная церковь к тому времени уже была закрыта, а в райцентр не возили. Отправили Тамару в медицинское учреждение для подтверждения даты рождения. Как определить? Поставили на весы и взвесили, ростомером определили рост, расспросили родителей. А дальше что? Один из медицинских работников смекнув предложил: «Давайте запишем 21 декабря, весь Советский Союз будет отмечать её день рождения». Посмеялись, на том и сошлись. Так у Тамары Егоровны Белослудцевой появилось свидетельство о рождении, где зафиксирована дата рождения – 21 декабря 1929 года. Только закончила Тамара пятый класс, началась Великая Отечественная война, тут уж не до продолжения учебы. В колхозе работать стало некому, а урожай убирать нужно, скот колхозный постоянного ухода требует, пошла Тамара работать в колхоз. Весной 1942 года в колхоз поступила из райисполкома разнарядка – направить пять конных подвод на строительство железной дороги, коновозчик должен иметь при себе лопату. Кого направить, ведь колхоз и так еле справляется с работами? Вот и отправил председатель колхоза пять девчонок, остальные в колхозном хозяйстве ой как нужны, да и как их от семьи оторвёшь. Тамара, колхозница, стала строителем железной дороги. Определили девочек в бригаду по прокладке второго пути от моста через реку Каму в сторону города Кирова. Ведь фронт требовал грузы, а они продвигались медленно, однопутка не справлялась. Прибыли откомандированные и из других колхозов, такая же «молодая гвардия». Всего набралось 70 человек, соответственно 70 конных подвод и 70 лопат. Командовать был назначен опытный железнодорожник дядя Федя, имеющий бронь, эвакуированный из города Белая Церковь (Украина). Бригаде было поручено возить грунт для устройства земляного полотна (а для этого требовалось накопать грунт, погрузить его в телегу, привезти, вывалить – и так весь световой день). Ладони от такой работы были всё время в мозолях, иногда - в кровавых. Отдохнуть успевали, когда требовалось покормить лошадь. Для этого её распрягали, один конец вожжей цепляли за её узду, а второй – привязывали к своей руке. Таким образом, конь был всегда при хозяйке и кормился свежей травой, а она в это время отдыхала. Жили в теплое время сезона во временно сделанных шалашах, а в прохладное – в домах на подселение или в банях жителей близлежащих деревень. Добрые, понимающие люди всегда были рады предоставить скромный уют и даже делились едой. На укладке пути работали эвакуированные из Ленинграда женщины, а позднее на некоторых участках и военнопленные немцы, венгры. Так продолжалось три сезона ( ежегодно с апреля по ноябрь), рельсы успели за этот период уложить до станции Кез. По любому сданному участку пути сразу начиналось движение поездов (хотя бы от разъезда до разъезда, примерно 9 км). «Вот тебе, Гитлер от нас», - приговаривали мы, забивая очередной костыль в шпалу. В качестве заработка родной колхоз ежемесячно выдавал по 16 кг муки, но часть этого достатка Тамара отправляла домой, в этом нуждалась мама-инвалид. Тамара Егоровна вспоминает: «Хороший был бригадир дядя Федя, как родной отец для нас. Будил нас в 4-5 часов, а к этому времени у него уже были приготовлены по два ведра горячего напитка (он его называл взвар, это был крепкий настой на различных травах и их корневищах, на листьях и хвое деревьев). Пока не выпьешь кружку этого горячего напитка, он не отпускал на работу. Может благодаря этому никто из нас не болел все три сезона, а ведь трудились все время под открытым небом. А вот когда он отдыхал и спал сам – для нас это было тайной». Отработав третий сезон, Тамара отвела лошадь в колхоз, а лопату умышленно оставила на месте работы. На следующий день пришла обратно к дяде Феде и сказала: «Как солдат не имеет права оставить винтовку в окопе, так и я не могу оставить лопату, не достроив дорогу. Примите на работу». Дядя Федя, обняв меня, заявил: «Ты колхозница, да и лет тебе мало, могу принять только временно на один месяц, пиши заявление». «Так почти три года я каждый месяц писала заявление». За эти три года сумели уложить рельсы от станции Кез почти до станции Котельнич. Через низины, топи и болота делали гати, а уже по ним делалась насыпь, при этом грунт и балласт таскали носилками. Гатили, как правило, в зимний период. Шпалы таскали вшестером по одной штуке, положив её на три палки, а когда было уложено звено рельсов, то по ним волоком, с помощью верёвок (всё легче). Рельсы длиной по 12 метров таскали волоком с помощью верёвок с крюками. Крюк служил для подцепления рельса через отверстие». Навстречу шли горьковские строители. «Золотой» стык был на станции Оричи. Тамара Егоровна говорит: «Мне было доверено забить «золотой» костыль. Дядя Федя при этом встал у противоположного рельса. Договорились, если я буду делать всё правильно, то он будет медленно сжимать кулаки. Не подвела, забила костыль за восемь ударов. Дядя Федя сказал: «Молодец, дивчина!». Наградили меня Почетной грамотой, а я подумала, лучше бы подарок дали, например, чулки. Ведь мне 2 августа на свадьбу к подружке, а чулок нет». Работать путейцем Тамара прекратила в ноябре 1948 года. 24 октября 1954 года в составе СМП-386 (строительно-монтажный поезд) она прибыла на станцию Егоршино Свердловской железной дороги. Три года жили строители в вагонах, которые стояли в тупике напротив местного промкомбината. Тамара Егоровна работала двадцать пять лет в комплексной строительной бригаде (от котлована и фундамента до сдачи объекта «под ключ»), все строительные профессии довелось познать. По состоянию здоровья была вынуждена перейти на легкий труд в ШЧ-15, где и работала до выхода на пенсию. Ее официальный трудовой стаж согласно трудовой книжке более сорока девяти лет, в ней зафиксировано тридцать девять поощрений. Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «Ветеран труда», несколькими юбилейными медалями; значками «Ударник коммунистического труда», «Победитель соцсоревнования 1980 г.». Жила Тамара Егоровна в частном доме в деревне М.Трифоново Артёмовского района Свердловской области. Имела огород. Держала круглогодично до десятка курочек и петушка, а в летний период обязательно обзаводилась пятью - шестью индюками.
В конце нашей беседа Тамара Егоровна сказала: «Моя жизнь удалась. Мне везло на хороших добрых людей. Я с такими людьми согласилась бы повторить всё заново». Ну а теперь, почему медиком было предложено считать её днём рождения 21 декабря, она догадалась только 5 марта 1953 года, в день смерти И.В. Сталина (ведь именно 21 декабря считалось днём его рождения и только в последние годы текущего столетия появляются другие данные). Покоится на кладбище села Б.Трифоново. Горбунов Виталий Иванович – краевед, г. Артёмовский
|
![]()
|
|