30.01.2026
Урал - родина российского гидромашиностроения.
Внебольшом городе Сысерть, в 43 км к югу от Екатеринбурга, расположен завод АО «Уралгидромаш». Сысерть играла важную роль в обеспечении фронта в годы Великой Отечественной войны.
- Здравствуй, матушка Сысерть, с крутыми горами! Здравствуй, быстрая река, с темными борами! Так пела «мастеровщина» о своем заводе и речке.
Гор, правда, там нет, но небольшие увалы, отроги Уральского хребта, густо покрытые сосновым лесом, со всех сторон окружили завод и так «ловко стали» около речки, что дали возможность легко ее запрудить. Четыре заводских пруда имеются на этой маленькой речке: Верхнезаводский — самый большой, Сысертский, на котором стоит главный завод округа.
«В двадцати двух верстах от Екатеринбурга находится село Арамильское; в этом месте дорога уходит в долину Исети, пропуская некоторые низкие холмы ближе к хребту Урала. После примерно десяти верст пути она спускается в долину реки Сысерть, на которой стоит Сысертский металлургический завод, принадлежащий семейству Соломирских».
Предприятие основано на базе Сысертского железоделательного завода, построенного в 1732 году. Выплавляли чугун и медь, выполняли государственные заказы для армии (производила гранаты, чугун, рельсы для железных дорог).
С 1932 года предприятие стало заниматься выпуском запасных частей для тракторов, в 1936 году завод перевели в разряд машиностроительных предприятий.
Великая Отечественная Война ворвалась в жизнь сысертцев неожиданно. Леонид Николаевич Кадочников вспоминает, когда он с друзьями нырял с плотины, милиционер Волков проскакал на лошади за гору и стал собирать народ. В некоторых домах было радио, и люди услышали известие о начавшейся войне, они выходили на улицу и кричали: «Война началась!»
Фронт был не только далеко на западе, но и рядом. Основное предприятие Сысерти перестраивалось на военный лад. Предприятие стало значиться под номером 822 и получило задание выпускать военную продукцию: корпуса авиабомб, мины, гильзы для снарядов. Изменился технологический процесс, необходимо новое оборудование. Его привезли из Харькова и Киева. Устанавливали и запускали станки и одновременно возводили стены и крыши новых цехов. Часть оборудования завод спроектировал и изготовил своими силами. Этой работой руководил инженер Иван Михайлович Тёткин. Вот что он рассказывал о деятельности завода в военные годы:
«Директором был сначала В.М. Куракин, затем его сменил Н.Н. Норкин. Завод выпускал 82-миллиметровые минометы, 45-миллиметровые гильзы, гранаты и мины. Люди сутками работали, не отходили от станков. Спали тут же, на досках, или забирались в трубы. Выходных не было. В баню ходили по очереди. За опоздание могли отдать под суд. На заводе работали женщины, старики и подростки с 13 лет. Чтобы они могли доставать до станка, под ноги им подкладывали деревянные ящики. Одну женщинузатянуло в станок. В заводской столовой кормили супом из крапивы.
Зимой 1941-1942 годов завод остался без топлива. Единственным источником электроэнергии был движок «Вольф», который ежедневно «требовал» 80 кубометров дров. Рабочих не хватало. И тогда нашли выход: каждого рабочего обязали в свободное время заготовить 2 кубометра дров.
Но в цехах все равно было холодно. Молодая девушка Анюта Шипицина, работавшая на «глубоком сверлении», приходя домой, отогревалась у печки, прежде чем снять с себя оледеневшую телогрейку.»
Но где взять квалифицированные кадры? Увидели их в худеньких мальчишках и девчонках, крутивших круглосуточно рукоятки станков, спавших прямо у своих рабочих мест, наспех укрывшись телогрейками. Средний возраст не превышал 17 лет. И по заводу были изданы один за другим пять приказов, перевернувших жизнь многих, с них взяла начало своя школа гидромашиностроения.
По первому приказу во всех цехах создали кружки повышения квалификации рабочих: токарей-операционников, стержневиков, браковщиков. Вторым – школу ФЗО реорганизовали в ремесленное училище, взявшись 300 мальчишек и девчонок обеспечить не только инструментом, оборудованием и программами, но и жильем и питанием. Во исполнении третьего приказа 6 декабря 1943 года за учебники село 109 человек. Тремя месяцами раньше при гидротурбинном заводе, как тогда стало именоваться предприятие, в соответствии с приказом народного комиссара организовали машиностроительный техникум.
Тот, кто не имел образования, должен был его получить, получивший – стать квалифицированным рабочим, рабочий – хорошим специалистом, специалист -руководителем. За учебники садились десятки, к концу семестра… оставались единицы. Но потом начиналось все сначала. По заводу только и говорили: машины будем строить, профессии новые будут. Хочешь – карусельщиком, хочешь – расточником или модельщиком. Турбины сделаем – энергия будет, не надо в лес за дровами ходить, прожорливый «Вольф» кормить. Их мечты, как и мечты многих, стоявших в те годы рядом с ними, исполнятся в давших ток заводских электростанциях. В первой турбине, по никем не предусмотренной символике исторических дат она была отправлена на родину отечественного турбостроения – в Алапаевск, там в 1835 году была создана И.Е. Софоновым первая российская турбина. В паровозных гудках, возвестивших ещё об одной победе рядовых тыла.
В годы Великой Отечественной войны жители внесли большой вклад в победу над фашистскими захватчиками. Наши земляки участвовали в сборе средств на строительство эскадрильи самолетов «Свердловский колхозник» и танковой колонны, передавали в фонд обороны свои личные сбережения, теплые вещи, выращивали на приусадебных участках картофель и овощи для отправки их на фронт. Маленькая Сысерть стала мощным промышленным пунктом индустриального Урала.
По решению Государственного Комитета Обороны СССР было принято постановление от 5 ноября 1942 года организовать производство гидравлических турбин для малых и средних гидроэлектростанций. Завод вошел в IV Главное управление минометного вооружения и начал выпускать военную продукцию.
Главным конструктором завода назначается Вахрамеев Борис Алексеевич, проектирующий с 1941 по 1943 год танковые двигатели. Одновременно с военной продукцией изготавливают небольшие турбины для обеспечения электроэнергией завода и города. Инженеры принимали неординарные технические решения: например, для замены остродефицитного ацетилена на заводе впервые в стране стали применять пиролизный газ, получаемый из мазута и торфяной смолы.
Здесь пригодились и былой опыт, и старые плотины. Построили небольшие гидростанции.
Остро стояла транспортная проблема. Выезд из Сысерти закрыли шлагбаумом: если в кузове машины оставалось свободное место, отправляли за заводскими грузами. Но решить проблему могло только строительство железнодорожной ветки, которая соединила бы Сысерть с магистральными путями. В течение года на маршруте 32-километровой трассы вручную вырубили лес, насыпали земляное полотно, проложили по нему стальные рельсы. В 1944 году в Сысерть прибыл первый поезд.
В соответствии с проектом Уралгидромаш освоил преимущество малых и средних гидротурбин, необходимых для восстановления разоренного войной народного хозяйства. Одну из них отправили на первую российскую гидроэлектростанцию «Белый уголь», выведенную из строя отступившим врагом. В 1944 – 1946 гг. Уралгидромаш изготовил и отправил в Баксанское ущелье две гидротурбины.
В 1943 году выпущена первая гидротурбина для Алапаевского металлургического завода.
Обеспечивая в первом полугодии 1945 года выпуск боеприпасов, одновременно изготовил турбину в 16 тысяч кВт для Ленинграда и 9 турбин для электрификации сельского хозяйства Свердловской области. С вручением ордена Ленина поздравили начальника литейного цеха Г.Г. Ларичева, ордена Трудового Красного знамени – формовщика А.Я. Летемина.
«И тем не менее желанное слово «Победа!» было произнесено неожиданно, - пишет в своих воспоминаниях А.Ф. Белоусова, работавшая пропагандистом Сысертского зонального промышленно-производственного парткома. - Всеобщее ликование, бурю радости, счастливые слезы вызвало оно». И пели, и плясали люди. Присев на ящик у своего станка, размазывал по щекам соленые слезы Борис Алексеев.»
В 1945 году изготовлена гидротурбина для восстановления ГЭС «НИВА-II» мощностью 15 МВт.
В годы войны УЗГМ 27 раз присуждалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, которое в 1946 году было оставлено на заводе на вечное хранение.
За большие заслуги в обеспечении фронта боевой техникой коллектив завода награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени и Трудового Красного Знамени.
В 1943 году сысертцы изготовили 5 турбин, в 1944 – 11, в 1945 – 14, в 1946 году выпуск возрос до 163, а в 1948-м – уже до 228.
Благодаря самоотверженной работе тружеников тыла во время Великой Отечественной войны небольшого городка на Урале, наша армия была снабжена вооружением и боеприпасами.Защитники тыла, внесшие свой вклад в приближение Победы.
В далеком победном 1945 году правительство Советского Союза высоко оценило труд заводчан. За ударный труд, за свой вклад в разгром врага, труженики тыла были удостоены высокой правительственной награды – медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
1. Архитектурное достояние Сысерти / А. А. Савичев. - Екатеринбург: 2018.- 200 с.: фот., карты, схемы, с. 157-1612. Бажов П.П. Уральские сказы и были, повести /Проза, очерки, дневники, письма, воспоминания современников / Москва: Новый ключ, 2009. - 416 с., с.1423. Герои и Мастера: история Сысертского края в лицах. XX век / составитель Н. А. Шаяхова. - Первоуральск, 2017 - 210 с., с. 29-324. Вахрамеев Б.А., Мясникова Н.В. У истоков новых рек/ Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982.-128с., с. 33-35, с. 41-475. Лики и тайны земли туманной Летопись города Сысерти/ Редактор-составитель А.А. Иванов. -Екатеринбург, 2006.-234 с., с. 135-1366. Сысерть: В краю Бажовских сказов/Автор текста В.А. Шкерин. - Екатеринбург: Издательство Академкнига, 2002. 128 с., 200 илл., с. 81-83 7. Сысерть рабочая/ Редактор Г. Чукреев. Сред.-Урал. кн. изд-во, 1964.- 173 с., с.162
Автор: Дрозд Оксана Викторовна, библиотекарь. Библиотека для детей и юношества имени П.П. Бажова (МБУК «СЦБС»), г.Сысерть, Свердловская область.