31.01.2026
Эвакуация промышленных предприятий из европейских районов, наиболее подверженных угрозе фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны, стала важнейшим стратегическим решением и беспрецедентной по масштабу и сложности героической операцией. Перемещение предприятий в тыловые районы позволило не только лишить противника возможности захвата их производственных мощностей, но и усилить потенциал регионов, принявших эвакуированные заводы, в деле обеспечения армии и фронта всем необходимым и создать фундамент для их дальнейшего промышленного и научного развития, в итоге формируя базу для последующего выхода всего государства из экономического кризиса.
Свыше 800 заводов и фабрик было эвакуировано в годы войны на Урал. Одни из них занимали помещения и мощности близких по профилю предприятий, другие были вынуждены осваивать мало приспособленные к их производству площади, третьи отстраивались буквально с нуля в тяжелейших условиях нехватки людей, техники, транспорта и прочих ресурсов. Тем не менее, сложнейшие задачи восстановления эвакуированных предприятий были решены с честью и в кратчайшие сроки, и все они, обосновавшись на новых местах, очень скоро приступили к выпуску продукции для фронта, для Победы.
Война перевела работу многих уральских заводов на военные рельсы. Это произошло и с Косулинским заводом «Огнеупор». Расположенный в посёлке Верхнее Дуброво, в непосредственной близости от железнодорожной станции Косулино, завод вёл свою историю с 1906 года. Именно тогда купцом Меньщиковым был основан небольшой известковый заводик, позднее ставший кирпичным. В 1924 году известково-кирпичный завод был передан на баланс Арамильского районного промкомбината. А в 1932 году, в связи с уточнением профиля, завод был переименован в Косулинский завод огнеупоров.
В августе 1941 года, когда Ленинград оказался под угрозой скорого смыкания блокадного кольца, эшелоны с оборудованием и сырьевыми запасами абразивного завода «Ильич», как и многих других заводов и фабрик, отправились на Урал. Владимир Павлович Тимофеев, тогда — тридцатилетний начальник формовочного цеха завода «Ильич», пишет в своих воспоминаниях: «Как раз в эти дни Государственный Комитет Обороны вынес решение о создании на востоке страны абразивных заводов, и оборудование завода «Ильич», доставленное в Челябинск, включавшее в себя вулканитовое производство, производство шлифизделий и производство керамических абразивных материалов, поделили между несколькими уже работавшими и вновь созданными предприятиями, выпускавшими до войны огнеупорный кирпич. Челябинскому абразивному заводу передали производство шкурки на полотне. Производство вулканитовых абразивных изделий и шлифовального зерна организовали на вновь созданном Челябинском заводе шлифизделий. Керамические абразивы должны были с этого времени выпускать три завода: Хайтинский фарфоровый, Ташкентский огнеупорный и Косулинский завод «Огнеупор». В августе 1941 года в посёлок Верхнее Дуброво прибыла комиссия Главка под председательством главного механика Хелбина и приняла решение о прекращении выпуска огнеупорного и красного кирпича, сносе деревянного формовочного здания и разборке печи «Гофман».
Свердловские заводы, ранее не входившие в военно-промышленный комплекс (Уралмаш, Уралвагонзавод), приняв оборудование и специалистов эвакуированных предприятий, стали могучими центрами по производству военной техники. Оборонная промышленность остро нуждалась в абразивном инструменте. На Косулинском заводе приступили к подготовке производства абразивных материалов: началось строительство токарного цеха, демонтировано ненужное оборудование в цехе метлахской плитки, послужившем основой для разворачивания абразивного производства, а также в массозаготовительном цехе. В декабре 1941 года стали прибывать вагоны с токарным и формовочным оборудованием, которое сразу с платформ устанавливали на фундамент.
Читаем в воспоминаниях В.П. Тимофеева: «Ещё 27 сентября 1941 года на завод был направлен инженер ленинградского завода «Ильич» Горяинов А.И., а директор Агапитов срочно откомандировал в Челябинск для обучения группу рабочих — А.В. Нужину, Н.И. Кочнева, П.С. Волкова, З.П. Антонову и других… В работу по переоборудованию сразу же включились прибывшие из Ленинграда Афанасьев и Лобазин, слесари Прудниченко и Иванов».
Для выпуска абразивного инструмента был необходим огнеупорный припас, заказать который где-либо в те дни было просто невозможно, и косулинцы приступили к изготовлению плит, матриц, колец и капсюль самостоятельно, на ходу осваивая новые технологические операции. Плиты для формовки прессовали, а кольца и капсюли делали вручную, затем сушили и обжигали. «В наспех переоборудованном помещении налаживали новый технологический процесс. Связку готовили так: сушили глину, размалывали её на бегунах, а полевой шпат дробили на дробилке «Блэк» и дополнительно в шаровых мельницах! После просеивания все компоненты вручную смешивались в деревянных корытах, и смешанные массы подавались к двум ручным масляным прессам и к переоборудованному прессу «Лейс». На ручных масляных прессах формовали первый абразивный инструмент диаметром от 20 до 50 миллиметров. На прессе «Дейс» — большие круги — 250-300 миллиметров диаметром. А изделия самого малого диаметра — от 3 до 5 миллиметров — выдавливались наподобие макарон на ленточном прессе через мундштук требуемого калибра. Спрессованная таким образом «макаронина» протягивалась на асбоцементную плиту, сушилась, и ее разламывали на кусочки нужной высоты, а уже затем доводили до нужных размеров обтачиванием на обожжённом круге,» — пишет В.П. Тимофеев.
Менее чем за полгода Косулинский завод сменил профиль, перестроил производство, наладил новые техпроцессы, нередко с использованием самодельных инструментов и приспособлений, местных исходников взамен тех, что обычно должны были применяться в абразивном производстве. 18 марта 1942 года была выпущена первая промышленная партия абразивного инструмента, всего 192 тонны — но это была огромная победа косулинцев. Этот день считается официальной датой рождения Косулинского абразивного завода.Запас одного из важнейших технологических компонентов абразивного производства — силикат-глыбы — ленинградцы привезли с собой на Косулинский завод. Это дало возможность наладить выпуск продукции и продержаться первое время. Ленинградской силикат-глыбы хватило до августа 1943 года. При этом поставщик данного сырья, Калининский силикатный завод, в 1941 году оказался на оккупированной территории, а после освобождения остался в таком состоянии, что быстро восстановить производство не представлялось возможным. Поэтому в ноябре 1942 года было принято решение на базе Косулинского абразивного завода наладить производство силикат-глыбы для всей абразивной промышленности.
Читаем у В.П. Тимофеева: «И сразу же основные кадры завода «Ильич» собрались на Косулинском заводе: в сентябре 1942 года дела завода от Семёна Семёновича Агапитова принял начальник производственного отдела завода «Ильич» Дукаревич Яков Зиновьевич. В разные числа того же года и в следующем 1943 году в посёлок Верхнее Дуброво прибывают: Виниченко — зам. директора, Гутерман — главный бухгалтер, Блашик — зав. лабораторией, Воробьёв — начальник топливно-транспортного цеха, Тимофеев — начальник планово-производственного отдела, Геллерман — начальник ОКСа. Из Челябинска приезжает назначенный главным инженером завода Назаров В.П., он сменяет на этом посту Майкова, которому немедленно поручается важнейшее дело проектирования и строительства цеха силикат-глыбы. Проект нового цеха срочно изготавливается Уралсибэнергочерметом при участии заводских специалистов, и после одобрительного заключения кафедры силикатов Уральского политехнического института начинается его осуществление. Цех заложили в юго-восточной части территории завода. Деревянное здание цеха решили ставить без фундамента. Вручную выкопав 1200 кубометров мёрзлого грунта под котлован для газогенераторов, выложили весь объём специальной кирпичной кладкой, соорудили ванную печь и перекрыли деревянным шатром, под которым кроме печи расположили бегуны, шихтопульт, качающееся и вибрационное сита, подовое сушило и элеватор. Работы велись одновременно: рыли котлован, выкладывали газогенераторы, тут же воздвигали стены, перекрывали шатром и устанавливали оборудование. Затем больше недели отлаживали работу газогенераторов и переключателей газа. Много сил вложили в строительство нового цеха Д.М. Казанцев, Н.Д. Ваулина, С.И. Блинов, Е. Охожина, А. Рязанова, А.М. Кузьминых, А.А. Ваганова, Н.С. Мальцева, Н.И. Юровских и другие. Всеми работами по строительству и налаживанию выпуска силикат-глыбы руководил инженер Маяков. К новому цеху проложили узкоколейную ветку и продлили её до погрузочной площадки. Сырьё поступало из двух источников: из Туманского карьера близ станции Заводоуковская Тюменской области везли кварцевый песок, а со станции Еловое Кировградского района Свердловской области доставляли сульфат натрия. Непрерывно работавшие печи отапливались торфом, заготовленным на собственных заводских торфяниках».
Первая партия сульфатной силикат-глыбы была выпущена в конце августа 1943 года. С этого дня и до окончания войны, а также в первые послевоенные годы Косулинский абразивный завод являлся единственным поставщиком этого важного сырья для всей абразивной промышленности страны, снабжая Московский, Хайтинский, Ташкентский, Челябинский, а позже и Ленинградский абразивные заводы. Так Косулинский абразивный стал лидером отрасли и наследником Ленинградского завода «Ильич» в этой роли.
Выпуск абразивного инструмента увеличивался год от года. В последний год войны он составил 750,3 тонны. Выпуск силикат-глыбы поднялся до 370 тонн. Трудились на заводе во время войны 470 человек, в основном женщины и подростки 14, 15, 16 лет. Рабочий день продолжался 11-12 часов, но нередко случалось, что работники сутками подряд не покидали цеха. Были организованы две молодёжные фронтовые бригады — Е. Бундаковой и С. Велижаниной, ставшие первыми в Арамильском районе по производственным показателям, обе они в 1943 году были награждены грамотами Министерства станкостроения СССР, а в 1987 году в их честь на проходной завода установлена мемориальная доска. Для восстановления сил самоотверженно трудившихся работников завода в 1943 году при отделе рабочего снабжения был организован дом отдыха, где заводчане восполняли энергию с помощью дополнительного питания и режима, что позволяло им с удвоенной энергией вернуться к труду, приближая Победу. Был также организован отдых дошкольников в летнем лагере. При отделе рабочего снабжения работали для заводчан сапожная, портняжная, швейно-валяльная мастерские.
135 работников Косулинского абразивного завода ушли на фронт, 84 пали в боях за Родину. Среди вернувшихся — полный кавалер ордена Славы Василий Панфилович Налобин, кавалер трёх орденов Красной звезды, участник Парада Победы на Красной площади Георгий Фёдорович Жила. 5 работников КАЗа награждены орденом Отечественной войны II степени, 10 — орденом Славы III степени, 18 — орденом Красной звезды. Многие абразивщики награждены медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», за взятие и освобождение городов, «За победу над Германией» и «За победу над Японией». 378 работников КАЗа награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Таким был вклад Косулинского абразивного завода в Победу.
1. Верхнему Дуброво — 90 лет : 1925-2015 / сост. М. А. Новикова. — Берёзовский : Монетный щебёночный завод, 2015. — 152 с.2. Военная история Урала: события и люди / под общ. ред. А. В. Сперанского. — Екатеринбург : Издательский дом «Сократ», 2008. — 320 с.3. Салмина В.Н. Страницы истории. Верхнему Дуброво 100 лет / В. Н. Салмина. — Берёзовский : ГБУ СО «Редакция газеты «Областная газета», 2025. — 112 с.4. Средний Урал в Великой Отечественной войне. — Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1978. — 160 с.5. Урал — фронту / под ред. А. В. Митрофановой. — Москва : Экономика, 1985. — 344 с.Также использованы материалы неизданной рукописной книги В.П. Тимофеева с воспоминаниями об истории Косулинского абразивного завода.
Автор: Чебыкина Елена Валерьевна, библиотекарь МКУ «Библиотека городского округа Верхнее Дуброво», п. Верхнее Дуброво, Свердловская область.